Направление "Mind maping как эффективный инструмент развития логического мышления и планирования учебы и жизни"

С 15 октября по 19 октября 2012г. cекция "Технологии формирования ключевых компетенций" продолжает свою работу на портале netedu.ru. Приглашаем посетить направление "Mind maping как эффективный инструмент развития логического мышления и планирования учебы и жизни", проводящееся в рамках международной образовательной on-line конференции "Новая школа: мой маршрут".


 
Ведущие:  Новиков Александр Евгеньевич, Новикова Татьяна Геннадьевна, Бершадская Елена Александровна, АПК и ППРО.

Тематика направления:
  • Алгоритмы построение интеллект карт.
  • Декларация жизненных целей, умение расставлять приоритеты и планировать свою деятельность.
  • Построение краткосрочных и среднесрочных задач, распределение внутренних и внешних ресурсов организации пространства для обучения и работы.
  • Как расставлять приоритеты и не расходовать свою жизнь, двигаться к намеченной цели не отвлекаясь на пустяки.
  • Умение отдыхать, перераспределяя виды деятельности.
Уважаемые коллеги!
Для того, чтобы участвовать в мероприятиях он-лайн конференции Интел, а также в рамках данного направления   необходимо пройти регистрацию, нажав кнопку "Зарегистрироваться", а также быть зарегистрированным на сайте он-лайн конференции   
"Новая школа: мой маршрут".


Регистрация на данное мероприятие на сайте конференции - edugalaxy.intel.ru/conf/capplication/view/72

 

Уважаемые Участники!
Мы начинаем новую тему Mind maping как эффективный инструмент развития логического мышления и планирования учебы и жизни.
С Вами работают сотрудники кафедры развития образования: Бершадская Елена Александровна, к.п.н., доцент, Новиков Александр Евгеньевич, к.п.н., доцент и зав.кафедрой Новикова Татьяна Геннадьевна, д.п.н., профессор.

Наша работа будет состоять из 2 блоков: в первом мы познакомимся с интеллект картами, во втором блоке мы рассмотрим интеллект карты как инструменты для эффективного планирования времени.

Начинает нашу встречу специалист в области интеллект-карт Елена Александровна Бершадская, которая представляет для рассмотрения и обсуждения следующий материал.

Новый стандарт образования требует, чтобы ученик мог сам ставить и решать проблемы, понимать для чего учится, быть мотивированным, уметь общаться, оценивать себя и других, а ещё добывать информацию, затем думать над ней, анализировать, обобщать и систематизировать. Эти требования обозначены короткой аббревиатурой  – УУД.

Как же научить всему этому школьника и главное узнать, чему же на самом деле он научился? Как сформировать УУД, а затем их диагностировать? Для этого мы предлагаем участникам образовательного процесса технологию Mind map (в русском эквиваленте –технология Интеллект-карт).

Альтернативный способ репрезентации информации, который технология предлагает, максимально приближен к естественной форме функционирования мозга. Отличительные особенности этого подхода: визуализация структуры и образности излагаемой информации, активное использование цвета и многомерных объектов, графическое представление информации, максимальное использование пространства листа бумаги. Конспект, оформленный определённым образом, содержит в себе информацию об объекте сжато, целостно, и в то же время, во всей совокупности его свойств и особенностей – гештальт. Тони Бьюзен – автор технологии, определил её как форму графического выражения радиантного мышления – аналога ассоциативного мышления.  Именно о таком способе обработки и представления учебной информации идёт речь (см. рис., на котором изображена интеллект-карта, построенная на ассоциациях, вызванных темой «Пикник»).


 

Каким же образом в интеллект-карте отображается обработка информации мозгом? Чтобы ответить на вопрос, рассмотрим  особенности процедуры построения интеллект-карты:
• она «рисуется», а не «пишется», вписываются только ключевые слова;
• всегда строится вокруг центрального объекта (радиантов, центральной идеи);
• первичные идеи, связанные с объектом внимания (изучения), расходятся от центрального образа в виде ветвей;
• ветви обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т.д.;
• ветви формируют связанную систему, несущую определённую информацию.

Для сравнения приведём наиболее распространённые способы презентации информации, используемые в учебном процессе.

1. Простое повествование – пересказ содержания чего-либо; описание каких-либо событий, действий, явлений.
2. Письменное изложение – конспектирование – линейная по времени запись поступающей информации, структурированной каким-либо образом.

Ни один из названных традиционных способов изложения и фиксирования информации не соответствует процессам, реально протекающим в мозге.

Так, при любом конспектировании за многословием текста теряются ключевые слова, даже если они выделены цветом или графикой. Тратится время на фиксирование несущественных фактов, усложняется запоминание. Обилие текста не обеспечивает стимулирование творческого потенциала воображения, как бы красочно и ярко ни был оформлен конспект.

В дальнейшем при последующих обращениях к конспекту тратится время на поиски ключевых слов или фраз, на систематизацию и обобщение изложенного материала.

Интеллект-карта имеет ряд преимуществ перед традиционной, линейной формой представления информации:
• легче выделить основную идею, если она размещена в центре листа в виде яркого графического образа;
• внимание концентрируется не на случайной информации, а на существенных вопросах;
• чётко видна относительная важность каждой идеи. Более значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные – на периферии;
• быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация за счёт её разноцветного и многомерного представления;
• структурный характер карты позволяет без труда дополнять её новой информацией (без вычёркиваний, вырезаний, вставок и т.п.);
• отсутствие границ карты стимулирует эвристику.

Кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.
Составляя интеллект-карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют сообразный с их природой (индивидуальный) способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности. Используя технологию mind map, учитель сможет так организовать учебный процесс, что результатом его станет достижение целей, поставленных стандартом.

Таким образом, интеллект-карта одновременно визуализирует комплекс учебных знаний, способы их предъявления и набор психологических приёмов, используемых автором карты для её построения. Эта особенность технологии позволяет использовать её для своевременного решения многих проблем, связанных с когнитивными затруднениями учащихся на разных этапах учебной деятельности – познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной. Кроме этого, используя технологию можно:
• глубоко изучать личность учащихся и обнаруживать причины их когнитивных и эмоциональных затруднений;
• вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;
• разрабатывать и реализовывать программы коррекции когнитивных и эмоциональных затруднений;
• развивать креативность учащихся;
• формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;
• формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т. д.);
• улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся;
• ускорять процесс обучения;
• формировать организационно деятельностные умения;
• формировать умения, связанные с метакогнитивным контролем собственной интеллектуальной деятельности;
• учить учащихся решать проблемы.

Широкий спектр возможностей технологии mind map, представленный выше, делает её эффективным инструментом не только для формирования компетентностей учащихся, но и для мониторинга уровня их сформированности.

Существует два способа построения интеллект-карт:
• классический, основанный на использовании цветных карандашей и бумаги (см.  рисунок, на котором изображена интеллект-карта, построенная учащимся по теме «Головоногие моллюски»):


 

• компьютерный, основанный на использовании специальных программ для построения интеллект-карт (см. рисунок, на котором изображена интеллект-карта выполненная учащимся в программной среде ConceptDraw MINDMAP Professional 4.5 Rus):
 


 

Демоверсию этой программы CDMindMapProATrialRu для ознакомления и тренинга в построении интеллект-карт можно скачать по ссылке

В качестве тренинга можно попробовать построить интеллект-карту на тему «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ!»
___________________________________________
Примечание: карты, построенные в демоверсии можно сохранить только как рисунок!

Уважаемые коллеги! Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

1. Интеллект – карты: новый ресурс или очередная игрушка?
2. Используете ли Вы (и другие педагоги) данный инструмент в своей деятельности (если используете то как)?
3. Как Вы считаете, можно ли школьников с помощью интеллект-карт научить ставить цели и планировать свою деятельность?

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Ответы на вопросы

top аватар

1. Интеллект – карты: новый ресурс или очередная игрушка?
Интеллект-карты - это удобная техника для представления процесса мышления или структурирования информации в визуальной форме. Несомненно, для обучения это полезный ресурс.
2. Используете ли Вы данный инструмент в своей деятельности (если используете то как)?
Использую, но не часто. На уроках физики в старших классах, как правило, при проведении "мозгового штурма" при изучении новых тем. Классический способ, т.к. в кабинете один компьютер и нет интерактивной доски.
3. Как Вы считаете, можно ли школьников с помощью интеллект-карт научить ставить цели и планировать свою деятельность?
Безусловно, да!

Моя карта "День рождения"

Ответы на вопросы

Bershadskaya аватар

Уважаемый коллега!
Благодарю Вас за содержательные ответы на вопросы, из которых следует, что технология Вам знакома. Соглашусь с Вами, что интеллект-карты - это удобный инструмент визуализации процессов мышления, благодаря которому можно быстро обнаруживать когнитивные затруднения старшеклассников и своевременно вносить коррективы в учебный процесс.
Хочу добавить, что одно из наиболее полезных применений технологии интеллект-карт связано с формированием умений аннотировать письменные и устные тексты. Эта проблема наиболее актуальна в старшей школе, где необходимо достаточно оперативно обрабатывать большие массивы учебной информации. Технология интеллект-карт позволяет многократно ускорять этот процесс, одновременно осуществляя логическую переработку и структурирование воспринимаемой информации. Согласна, что классический способ в данном случае менее предпочтителен, но всё же более эффективен, чем простое конспектирование.
Пусть Ваш День Рождения будет таким, как Вы хотите!

Елена Бершадская

1. Интеллект-карта в умелых

Носенко Людмила аватар

1. Интеллект-карта в умелых рукахможет стать ресурсом. Вместе с тем, хотелось бы, чтобы работа над ее составлением была интересна и мне, и моим ученикам. И учеба, и игра - это было бы здорово!
2. Ментальные карты видела, но сама составлять еще не пробовала, а хотелось. По случаю начала тренинга скачала программу XMind. Надеюсь с вашей помощью освоить.
3. Думаю, научить можно, но пока видела их только как карты ума.
Как первую пробу представляю не очень серьезную работу День рождения https://docs.google.com/document/d/1qSoNZYc2NGUaHEwUNZu3QGB773Zkw2mb6hEg...

elde

Без проблем скачала программу

Носенко Людмила аватар

Без проблем скачала программу FreeMind по Вашей, Елена Александровна, ссылке. Как-то раньше она не находилась... Спасибо!

elde

Ответы на вопросы

olemik77 аватар

Здравствуйте, коллеги!
Слышала много о таких интеллект-картах, но сама их пока не использую. В процессе данной конференции надеюсь познакомиться поближе с данным способом структурирования информации.
Думаю, что мне и моим ученикам это пойдет только на пользу.
Умение ставить цели и добиваться результатов, постановка планов и их реализация-умение, необходимое каждому человеку в жизни. Поэтому считаю, что интеллект-карты, пожалуй один из вариантов обучения целеполаганию.

Я пока не специалист в программе CDMindMapProATrialRu (не могу активировать даже 30-ти дневку)

Но вот что у меня получилось
https://docs.google.com/file/d/0BzWQ2XiFKv22X0RmYXZqZXJjckU/edit

Олеся Микина

Ответы на вопросы

Bershadskaya аватар

Здравствуйте, Олеся!
Спасибо за Ваш комментарий. Надеюсь, что Вы не только познакомитесь с новым способом графической обработки и представления информации, но и сами станете активным пользователем технологии интеллект-карт. Область её применения обширна - это: самоанализ, решение проблемных ситуаций, обучение, планирование, развитие мышления, конспектирование, аннотирование, подготовка к экзаменам, повторение, организация групповой деятельности, изучение личности учащихся и много других аспектов, связанных с образовательной деятельностью.
Желаю Вам удачи в Ваших начинаниях! У Вас (для первой попытки) замечательная карта!

Елена Бершадская

Вопросы для обсуждения

Lebedeva.olga аватар

Здравствуйте, коллеги! Я начну с ответа на второй вопрос. По роду службы я имею дело не с учениками, а с педагогами. Предложенную технологию использую в рамках курсовой подготовки для систематизации знаний по какой-то теме, или при проведении рефлексии. Бывает, что неосознанно пользуюсь картами памяти и в личных целях (планирование бюджета, каких-то важных мероприятий и т.д.). Конечно, я согласна с мнением, что интеллект-карты научат детей планировать свою деятельность. Более того, даже взрослым это будет полезно.
Новый ресурс или очередная игрушка? Наверное это зависит от личного отношения человека (педагога) к предложенной технологии. Если отношение "педагог-карта ума" закончились после непродолжительного "общения", то скорее это игрушка. Другое дело, если интеллект-карта периодически используется педагогом в практической работе с детьми, в этом случае это ресурс.
У меня не получилось составить карту в предложенной демо-версии (некорректно отображается текст). Прикладываю одну из составленных раннее карт. Карта составлена при помощи программы Mind42 в рамках одного из тренинга. Признаюсь, что это коллективная работа.
Использование интернета в проекте

Лебедева Ольга

Вопросы для обсуждения

Bershadskaya аватар

Здравствуйте, Ольга!
Спасибо Вам за комментарий. Соглашусь с Вашим мнением о том, что инструмент становится таковым и помогает в работе только если им пользоваться систематически. Именно системное применение технологии интеллект-карт способствует формированию и развитию тех умений о которых говорилось выше. Это подтверждает и практика. Предлагаю Вашему вниманию мнение целого педагогического коллектива, использующего в своей работе технологию в разных предметных областях: http://bershadskiy.ru/index/ehksperiment_v_novokuznecke/0-47
Что касается программ для построения интеллект-карт, то их большое множество. Какой из них Вы будете пользоваться не имеет значения, главное, что программа помогает быстро, компактно и в то же время целостно отобразить тот объект, предмет, действие, понятие о котором Вы повествуете, одновременно отображая и особенности Вашего мышления и способов деятельности.

Елена Бершадская

Мой опыт использования интеллект-карт

IVLEVA.IRINA аватар

Здравствуйте!
Интеллект - карты, на мой взгляд, интересный ресурс, который можно использовать, действительно, в различных ситуациях: как при обучении детей, взрослых, так и для личных целей.
Пока опыт использования интеллект-карт у меня весьма скромный, сегодня я составила только вторую (а первая родилась на семинаре о смысловом чтении в рамках конференции).
Третий вопрос провокационный. Пока отвечу: "Не знаю, можно ли научить именно этим действиям". Надеюсь, что данные занятия мне помогут в нем разобраться. Активировать CDMindMapProATrialRu мне тоже не удалось (я сделала в ней проект, но сохранить не могу: требует ключ активации, попробую разобраться позже), потому прикрепляю оооооочень простую схемку.

Ивлева Ирина Валерьевна, Екатеринбург

Ответ

Bazhenova_Valerija аватар

1. Интеллект – карты: новый ресурс или очередная игрушка?
Полезный ресурс, требующий при использовании определенной системы работы (т.е. он не должен быть одноразовым, тогда будет образовательный эффект , а не очередная развлекалка)
2. Используете ли Вы (и другие педагоги) данный инструмент в своей деятельности (если используете то как)?
я использую его на уроках как один из видов систематизации знаний, как вариант конспекта. Сама для себя рисую планы выступлений, уроков. Обычно рисую ручками, но иногда прибегаю к помощи программ
3. Как Вы считаете, можно ли школьников с помощью интеллект-карт научить ставить цели и планировать свою деятельность?
Думаю,что можно

В. Баженова

Графический конспект

tat_nik_simonova аватар

Добрый день!
На уроках информатики при изучении теории задаю на дом сделать графический конспект параграфа. Среда выполнения - в зависимости от возможности и умений. Например, это может быть Word, Paint. На следующий урок дети приносят на флэшках, присылают по почте свои конспекты. Результат: совершенствуем навыки в области технологий, лучше запоминаем материал учебника, применяем творческий подход. Детям нравится, мне тоже!
По поводу вопросов:
1. Согласна с коллегами: система - ресурс, одноразовое использование - игрушка.
2. Да.
3. Да!

Интеллект-карты

olganicl аватар

Интеллект – карты: новый ресурс или очередная игрушка. Ответ очевиден - это новый ресурс, который имеет большие возможности. Средств для построения ментальных-карт много, в том числе и в сети интернет.
Интеллект-карты сама раньше не использовала, но после прохождения мастер-класса "Развитие критического мышления" очень заинтересовала эта тема и ресурсы сети для их создания многообразны.
Ментальные карты - одно из средств визуализации критического мышления. И их применение может помочь школьникам планировать и ставить цели

Я считаю, что Интеллект -

nataverxoturowa аватар

Я считаю, что Интеллект - карты- это новый ресурс, который позволяет наглядно, четко представить обсуждаемую проблему и наметить пути её решения.
С Интеллект-картой я познакомилась совсем недавно, на конференции, и только начинаю её использовать в своей работе, пока удаётся применить на уроках литературного чтения и русского языка. Жаль, что в кабинете нет ПК, предлагаю ребятам печатный вариант.
С помощью Интеллект-карты можно научить младших школьников ставить цели и планировать свою деятельность, но это необходимо делать систематически

Моя карта
День рождения <a>

Ответ на комментарий

Bershadskaya аватар

Коллега, Вы правы, интеллект-карты не игрушка, а новый ресурс! Этим ресурсом уже успешно пользуются многие учителя начальной школы именно на уроках литературного чтения, а ещё на уроках курса Окружающий мир. Думаю Вам будет интересно узнать, как на основе технологии интеллект-карт можно смоделировать учебную деятельность, которая доставит огромную радость не только ученикам, но и учителю. Радость достигнутых успехов! И совсем не обязательно в начальной школе использовать для этого ПК. Конечно наличие компьютеров и программного обеспечения намного упрощает построение интеллект-карт, но для начальной школы это не определяющий фактор. Будет лучше, если дети первого и второго классов будут рисовать интеллект-карты цветными карандашами.
Вот сама ссылка:
http://gazeta-licey.ru/approachs-systems-technologies/metod-intellekt-ka...
А день рождения у Вас просто замечательный! Такой весёлый и радостный!
Удачи Вам в Ваших начинаниях!

Елена Бершадская

Mind maping как эффективный инструмент развития логического мышл

kuzukova natasha аватар

1. Интеллект – карты: новый ресурс или очередная игрушка?
Нельзя однозначно ответить на этот вопрос т.к. этот метод многие учителя начали задолго использовать его в своей работе,но не как интеллект-карту,а как разнообразие методических приёмов работы разных на уроках (например Спектр табл.),которые использовались на таких уроках как:окр.мир,математика
Но методика создания непосредственно интеллект карт - это хороший наглядный материал, который проще запомнить и с которым проще работать и детям и учителям.
Я считаю,что при использовании интеллект-карты ,детям станет намного легче работать с информацией: запоминать, понимать, восстанавливать логику.
Учителю удобно использовать для презентации нового материала и наглядного объяснения, а так же для проведения открытых уроков.
Безусловно,интеллект-карта-это очень эффективный способ заставить детей думать,размышлять,логически мыслить,запоминать!

Ответ на комментарий

Bershadskaya аватар

Уважаемая Наталья, не считаю, что интеллект-карты можно отнести к иллюстративному материалу, коим являются таблицы. У этих двух способов представления информации разные функциональные нагрузки. Таблица это иллюстративный материал, выполняющий функции наглядности. Таблица активизирует учащихся, возбуждает их внимание помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала. Интеллект-карта это прежде всего графический способ отображения мыслительной деятельности ребенка во всех ее проявлениях: сравнение, анализ, группировка, классификация, обобщение, синтез. Это структурное, графическое отображение целой цепочки логических операций, которые совершает ребенок, строя интеллект-карту. Завершенная карта в дальнейшем может являться иллюстративным материалом, если ребенок воспользуется ей как опорой, например, для воссоздания авторского текста или сюжетной ситуации. Чтобы окончательно убедить Вас в этом, предлагаю посмотреть ссылки:
http://gazeta-licey.ru/approachs-systems-technologies/metod-intellekt-ka...
http://gazeta-licey.ru/approachs-systems-technologies/metod-intellekt-ka...
Безусловно, Вы правы, утверждая, что интеллект-карты это инструмент активизирующий мыслительную деятельность и память.

Елена Бершадская

Интеллект-карты.

Petruchina.Olga аватар

Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:
эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Интеллект-карты – очень красивый инструмент для решения таких задач, как проведение презентаций, , запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других. В связи с введением новых стандартов очень нужно и важно уметь учащимся воспринимать , обрабатывать и представлять свою информацию в виде интеллект-карт.

ФГОС и Mind map

Bershadskaya аватар

Согласна с Вами, Ольга в том, что новые стандарты ориентированы на формирование универсальных учебных действий - УУД. Под ними подразумевается умение искать и распознавать информацию, затем работать с ней: сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, кодировать, обобщать. Это познавательные умения. Кроме них есть еще личностные, коммуникативные и регулятивные. Технология mind map позволяет так организовать учебный процесс, что в процессе деятельности названные УУД формируются сами. В качестве подтверждения привожу Вам ссылку, по которой Вы можете посмотреть как на основе технологии интеллект-карт учителя начальной школы моделируют уроки, ставя их целью не только освоение предметного материала, но и формирование УУД.
Вот эти ссылки:
http://gazeta-licey.ru/approachs-systems-technologies/metod-intellekt-ka...
http://gazeta-licey.ru/approachs-systems-technologies/metod-intellekt-ka...

Елена Бершадская

С большим интересом

Трофимова Елена Владимировна аватар

С большим интересом познакомилась с вашей статьей, Елена Александровна. Очень жаль, что при моём первом знакомстве с современными сервисами по Mind maping у меня не было возможности изучить подобный материал, это надолго оттолкнуло меня от использования их в своей практике. Но всё же я к ним пришла, применяю не так часто, как это, возможно, надо бы делать, в основном если подобное задание предлагается в семинаре или мастер-классе. Вот ссылка на пример. Хотелось бы прийти к большему, а именно начать активно использовать технологию при обучении школьников. Для этого надо искать новые подходы в разработке и оформлении карт, вот почему я нахожу очень полезными примеры в статье и ссылки в комментариях. Спасибо всем!

Трофимова Елена Владимировна

Ответ на комментарий

Bershadskaya аватар

Уважаемая Елена Владимировна, с большим удовольствием подскажу Вам где можно познакомиться с материалом, который поможет Вам найти новые подходы в разработке и оформлении карт, с наработками учителей в области использования технологии интеллект-карт в учебной деятельности.
Вот эти ссылки:
http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32
http://bershadskiy.ru/index/intellekt_karty_v_obrazovanii/0-33
http://bershadskiy.ru/index/ehksperiment_v_novokuznecke/0-47
Кроме этого могу предложить Вам ссылку по которой можно посмотреть разные программы для построения интеллект-карт. Есть там и бесплатные программы, и платные, и программы online. Сайт на котором расположены эти программы называется - Софт для построения Ментальных карт. Вот сама ссылка:
http://www.stimul.biz/ru/lib/soft/#%D0%91%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%...
Что касается выбора программ, то я бы отдала предпочтение из бесплатных программ - FreeMind, а из платных программ - ConceptDraw MindMap.
Удачи Вам!

Елена Бершадская

Спасибо за советы, Елена

Трофимова Елена Владимировна аватар

Спасибо за советы, Елена Александровна!
Приступила к созданию вебмикса Mind Mapping в Symbaloo, специально посвящённому материалам мастер-класса. Уже разместила там ссылки на рекомендуемые вами ресурсы, планирую разместить также ссылки на свои работы.
Уважаемые участники мастер-класса!
Вебмикс доступен для совместной работы. При желании вы можете разместить в нём ссылки на ваши работы и другие полезные ресурсы.

Трофимова Елена Владимировна

Замечательный сервис

Bershadskaya аватар

Спасибо и Вам, Елена Владимировна!
Symbaloo - очень удобный список хранения полезных закладок! Не нужно создавать бесконечные папки, папки в папках!
Все, что нужно всегда под рукой в быстром доступе! Думаю, что предложенный Вами webmix придется всем по душе.
Еще раз огромное спасибо!

Елена Бершадская

Здравствуйте,

Alekseeva-Ekaterina аватар

Здравствуйте, коллеги!
Заинтересовавшись ментальными картами совсем недавно, я сейчас уже вижу огромный потенциал этого способа работы с информацией на уроках истории и обществознания.
Предполагаю использовать его для развития мыслительных способностей ребят, их логического и аналитического мышления в таких темах, как "Культура", "Революции", "Войны" и др, т.е. там, где очень объемный информационный материал, требующий умения правильно выделять главные, "ключевые" слова.
Именно поэтому, отвечая на первый вопрос, я предположу, что в заинтересованных руках - это серьезный ресурс, который может превратиться в игрушку, если работа с ним на уроке будет одноразовой или случайной.
Думаю, что используя интеллект-карты в проектной работе, можно научить школьников и ставить цели, и планировать свою деятельность.

Екатерина Алексеева

Добрый вечер! Прочитав данный

gimadieva.lutsiya аватар

Добрый вечер!
Прочитав данный материал, пришла к выводу, что использование технологии интеллект-карт на уроках очень удобно, современно и интересно! Безусловно, это очень новый полезный ресурс!
Данный инструмент на уроках еще не использовала! Но изучив эту тему, буду обязательно применять при систематизации знаний, в качестве опоры при аудировании и пересказа текстов, диалогов.
Отвечая на третий вопрос, думаю, школьники научиться ставить цели и планировать деятельность.

Lutsiya Malikovna

Не теряйте время!

Bershadskaya аватар

Добрый вечер, коллега!
Не теряйте время, скорее берите этот ресурс на вооружение! Увидите, как интересно будет с ним работать и Вам и Вашим ученикам, особенно в программной среде!

Елена Бершадская

Попробовала сделать интеллект

Alekseeva-Ekaterina аватар

Попробовала сделать интеллект карту в предложенной Вами программе.
Мой День Рождения

Екатерина Алексеева

Ответ на комментарий

Bershadskaya аватар

Здравствуйте, Екатерина!
Вы правы, в предметной области "Обществознание" интеллект-карты отличный инструмент для систематизации и "сжатия", т.е. укрупнения предметной информации. Такой вид деятельности, с одной стороны, не возможен без развитого логического и аналитического мышления. С другой стороны, организация учебной деятельности на основе технологии интеллект-карт способствует развитию именно этих видов мышления.
Пройдя по ссылке, Вы можете проанализировать одну из карт, построенную учеником по теме "Первая Мировая война".
http://bershadskiy.ru/news/intellekt_karty_v_sankt_peterburge/2009-11-20-6
Как Вы считаете, все ли ключевые моменты этого события (в рамках школьного курса) отображены в карте? Достаточно ли той информации, которая есть в карте, для воссоздания текста?
Поздравляю Вас! Вы отлично работаете в программной среде!

Елена Бершадская

Уважаемая Елена!Спасибо Вам

Alekseeva-Ekaterina аватар

Уважаемая Елена!
Спасибо Вам за оценку моей работы.
Анализируя карту, построенную учеником, хочется отметить, что он умеет выстраивать четкие логические связи, понимает и не путает причинно-следственную зависимость между явлениями. Ему удалось выявить наиболее важные блоки в изучении темы...
но можно сделать и несколько критических замечаний:
1. Не все понятия, события и оценки (в рамках стандарта) нашли в ней свое отражение, например - повод к войне; противоречия между Германией и Великобританией; характеристика войны, как "мировой"; окончание войны - Версальский мирный договор; итоги войны - изменения на карте Европы и т.д.
2. Не совсем понятен принцип цветового оформления, цвет ведь тоже может нести смысловую нагрузку.
3. Не хватает хронологических данных, которые могли бы сделать карту более конкретной и убедительной

Екатерина Алексеева

Уважаемая Екатерина! Вы

Bershadskaya аватар

Уважаемая Екатерина!
Вы практически разработали критерии оценки интеллект-карты. Поздравляю!
А вообще при анализе интеллект-карт оценивается наличие следующего:
яркого, объемного центрального образа;
чёткой разветвлённой структуры, построенной на основе ключевых слов и ключевых фраз;
ассоциаций, наполняющих структуру;
рисунков, символов, смайликов, побуждающих ассоциирование;
блоков, подчёркивающих структуру;
связей между элементами структуры.
Далее отмечается:
полнота или бедность содержания интеллект-карты, выраженные количеством ключевых слов и ключевых фраз;
богатство и разнообразие или практическое отсутствие ассоциаций, выраженные наличием заполненных ответвлений разного уровня;
наличие позитивной или негативной эмоциональной составляющей, проявляющейся в цвете, форме, символах и деталях интеллект.
В данном случае, ученик использовал цвет в соответствии со своими личными ассоциациями и не более того.

Елена Бершадская

Карта - один из инструментов

MalyutinSergey аватар

1. Интеллект – карты: новый ресурс или очередная игрушка? ...
В зависимости от поставленных целей и особенно в умелых руках такие карты могут быть ресурсом, и механизмом контроля, и просто приятным и самое главное наглядным способом конструирования.

2. Используете ли Вы (и другие педагоги) данный инструмент в своей деятельности (если используете то как)?
Малая толика опыта в использовании подобных технологий есть, конечно для грамотного применения всех возможностей пока далековато, зато за подобным структурированием материала огромное будущее - в одной лишь mind-карте можно разместить полный и очень подробный блочный механизм изучения темы, использовать как ссылки, так и гипер. ссылки на разнообразные ресурсы. Сама же карта в этот момент превращается в обучающее интерактивное мультимедийное панно.

Как Вы считаете, можно ли школьников с помощью интеллект-карт научить ставить цели и планировать свою деятельность?
И не только можно, но и нужно привлекать школьников к разнообразным методам использования карт. Результаты от их использования только положительные, а идеи рождаются у ребят как снежный ком. И уже на этих этапах постановка целей играет очень важную определяющую роль.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Яндекс.Метрика

Последние комментарии

 

Читайте нас в:

Вход в систему

Опрос

Чем является для Вас аттестация?
Средством получения новых знаний и освоения новых компетенций;
87%
Способом доказать свой высокий профессиональный уровень;
3%
Средством повышения профессионального статуса и продвижения в карьере;
3%
Средством улучшения материального положения за счет увеличения заработной платы;
1%
Средством самореализации, самосовершенствования и самоудовлетворенности.
6%
Всего голосов: 5477

НАШИ ПАРТНЕРЫ

http://www.intel.ru/




 
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика