«Дидактическая система деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон как механизм реализации ФГОС второго поколения».

1.Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые устанавливает ФГОС.
Личностные результаты.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Сформированность мотивации к обучению и познанию.
Ценностно-смысловые установки обучающихся.
Сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные результаты.
Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные)

Предметные результаты
Освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Основная образовательная программа уточняет и дополняет планируемые результаты:
В сфере личностных универсальных учебных действий
Будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий
Выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий
Выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий
Выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

2.Что означают деятельностный и системно-деятельностный подходы? Чем они отличаются?

Деятельностный подход− позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.
Системно-деятельностный подход − деятельностный подход, основывающийся на общих законах теории деятельности.
Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.
Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический…По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие.
В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.
Из вышесказанного следует, что
Системный
+ = системно- деятельностный подход
деятельностный

Соединение этих подходов и является основой ФГОС НОО.
Системно-деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
- от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
- от "изолированного" изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов);
- от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;
- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения"
Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизиующегося образования.

3.Какая теория деятельности является методологической основой системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»)?
Методологическим основанием системно-деятельностного подхода является общая теория деятельности.
Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.

4. Последовательность шагов аксиомы «Рефлексивная самоорганизация»:
а)Действие, которое привело к затруднению.
б) Фиксирование затруднения
в) Анализ ситуации (исследование).
г) Выявление причины затруднения (критика);
д) Построение проекта выхода из затруднения (проект).
е) Реализация проекта.

5. Какой метод обучения положен в основу дидактической системы Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»)?

Технология деятельностного метода обучения «Школа 2000...».
Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...», в основе которой лежат деятельностный метод обучения, воплощенный в соответствующих технологии и типологии уроков, и система новых дидактических принципов, позволяет создать условия для выполнения каждым учеником всего комплекса УУД в ходе уроков по разным учебным предметам, что, в свою очередь, приводит к реализации требования ФГОС к формированию метапредметных результатов образования.

6. Перечислите виды универсальных учебных действий, которые относятся к метапредметным результатам ФГОС?

Регулятивные УУД
1. Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.
2. Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
3. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.
4. Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей
5. Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности
6. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки
7. Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
8. Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.
Познавательные УУД
1. Умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков.
2. Умение осуществлять логическое действие «синтез».
3. Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным /самостоятельно выбранным критериям.
4. Умение осуществлять логическое действие « классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
5. Умение осуществлять логическое действие «обобщение».
6. Умение устанавливать аналогии.
7. Умение устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений.
8. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение)
9. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение)
10. Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.
11. Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
12. Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов /процессов для решения задач.
13. Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия.
14. Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
15. Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
16. Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.
17. Умение соотносить материальные и информационные ресурсыобразовательной среды с предметным содержанием.
Коммуникативные УУД
1. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации
2. Умение формулировать точку зрения
3. Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации)
4. Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения
5. Умение определить общую цель и пути её достижения
6. Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации
7. Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности
8. Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи
9. Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.

7. В чем состоит основная концептуальная идея формирования универсальных учебных действий (УУД) в ДСДМ Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»)?

• Программа формирует такое важное умение, как умение учиться.
На занятиях дети:
• учатся ставить перед собой цель,
• самостоятельно находить путь решения проблемы,
• самостоятельно преодолевать возникшие затруднения, корректировать свои действия,
• делать адекватный выбор в соответствии со своими возможностями и способностями.

В общей концепции перехода учителей и школ к ФГОС НОО на основе образовательной системы «Школа 2000...» указывается, что <>формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств возможно только в деятельности (Л.С. Выготский) .
Для того чтобы сформировать у обучающихся любое универсальное учебное действие (УУД), каждый ученик должен пройти следующий путь, состоящий из четырех этапов:
1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий способ (алгоритм) выполнения соответствующего УУД;
3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании различных учебных дисциплин, а также во внеурочную деятельность и систему воспитательной работы образовательного учреждения, затем организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция;
4) в завершение, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Достигнуть этого можно, применяя в образовательном процессе такое педагогическое средство, как дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2000…» и спецкурс «Мир деятельности».

8. Назовите 4 шага формирования любого умения (предметного и надпредметного, или универсального).

1.Представление о действии и первичный опыт его выполнения.
2. Мотивация и приобретение знаний
3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция
4.Контроль.

9. Этапы урока в ТДМ при введении нового знания.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
.5. Реализация построенного проекта.
.6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
.8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Яндекс.Метрика

Последние комментарии

 

Читайте нас в:

Вход в систему

Опрос

Чем является для Вас аттестация?
Средством получения новых знаний и освоения новых компетенций;
73%
Способом доказать свой высокий профессиональный уровень;
7%
Средством повышения профессионального статуса и продвижения в карьере;
5%
Средством улучшения материального положения за счет увеличения заработной платы;
2%
Средством самореализации, самосовершенствования и самоудовлетворенности.
13%
Всего голосов: 1713

НАШИ ПАРТНЕРЫ

http://www.intel.ru/




 
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика