Форум "Новая концепция в отечественном образовании"

ВНИМАНИЕ: НОВЫЙ ФОРУМ! 
Уважаемые коллеги,  15 мая в Общественной палате прошла конференция на тему «Концепция преподавания литературы в контексте отечественной культуры». Участниками конференции обсуждался проект Концепции, подготовленный рабочей группой Комиссии ОП по культуре и сохранению историко-культурного наследия совместно с представителями профессионального сообщества — преподавателями педагогических и гуманитарных вузов, учителями школ и представителями научного сообщества.

Предлагаем вам ознакомиться с публикацией Е. Рыжей «Минобрнауки РФ поддержало создание концепции преподавания литературы в школе», опубликованной по адресу http://www.ug.ru/news/11842, и высказать свои соображения по данному вопросу на форуме «Новая концепция в отечественном образовании».

Форум будет проходить на нашем портале с 21 мая 2014 года. В форуме могут принять участие все пользователи, зарегистрированные на портале.

Перед участием в форуме вы можете ознакомиться со следующими материалами:

1. Концепция преподавания школьной литературы // http://oprf.ru/press/832/newsitem/24859
2. Чиновники поддержали создание концепции преподавания литературы // http://news2world.net/obshhestvennye-novosti/chinovniki-podderzhali-sozdanie-kontseptsii-prepodavaniya-literaturi.html
3. Минобрнауки - о концепции литературного образования  // http://tvkultura.ru/article/show/article_id/111787?utm_source=sharik&utm_medium=banner&utm_campaign=sharik

Модератор форума – Емельянова Татьяна Валентиновна, доцент кафедры преподавания русского языка и литературы ФГАОУ АПК и ППРО.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

У художественной литературы

Панкова аватар

У художественной литературы главная цель воспитательная.Обучение души. Иногда можно и принуждать читать книги. Среду создают не только педагоги, но и читающие родители.

"(Не)Читающие родители", к

galinay аватар

"(Не)Читающие родители", к великому сожалению, это наши бывшие выпускники. Привить любовь к чтению не читающий педагог не может! Проблема общества!

Галина

О литературном образовании

Gorbunova аватар

Об акции в поддержку литературного образования читайте здесь

С уважением, Лариса Николаевна Горбунова, руководитель портала "Сетевое образование", проректор ГБОУ ВО МО "Академия социального управления"

О литературном образовании: сплошные противоречия

Gorbunova аватар

Уважаемые коллеги!
Мы намеренно не закрыли форум, хотя начался он довольно давно. Ведь "Концепция филологического образования" - это документ, который разрабатывается довольно трудно и долго .

"...наше литературное образование напоминает телегу, запряженную с двух
концов: попытка сдвинуть ее с места изнуряет обе команды, да и сама
телега эдак может развалиться от разнонаправленности прилагаемых к ней
усилий. Если, конечно, возница (а мы под ним понимаем только общество,
гражданское общество — а не блоковского «чародея», который «заманит и
обманет») не сделает собственный выбор, какое образование — вед/зущее в
завтрашний день или во вчерашний — ему все-таки нужно.
Вот как раз по этому поводу рекомендую прочесть данную статью.

С уважением, Лариса Николаевна Горбунова, руководитель портала "Сетевое образование", проректор ГБОУ ВО МО "Академия социального управления"

Русский букер

Gorbunova аватар

Для учителей литературы это может быть интересно:Жюри литературной премии «Русский Букер» в среду, 8 октября, объявило имена шести финалистов, претендующих на премию за лучший роман на русском языке:
 

С уважением, Лариса Николаевна Горбунова, руководитель портала "Сетевое образование", проректор ГБОУ ВО МО "Академия социального управления"

К концепции литературного образования

Gorbunova аватар

Учителям литературы, обсуждающим Концепцию нового литературного образования школьников: rg.ru/2014/09/25/solzhenicyn.html

Думаю, небесполезно это прочесть, поскольку всякая неоднозначность мнений побуждает к размышлению.

Жаль только, что модераторы форума так и не смогли привлечь учителей к обсуждению проблематики литературного образования.

С уважением, Лариса Николаевна Горбунова, руководитель портала "Сетевое образование", проректор ГБОУ ВО МО "Академия социального управления"

Емельяновой Т.В.

KovalevaEkaterina аватар

Уважаемая Татьяна Валентиновна, вернувшись на сайт после долгого перерыва, рада найти Вас!

И Вы, как всегда, пытаетесь разговорить призванных разговаривать учителей - учителей русского языка и литературы.
А они, как всегда, молчат...

Да не умеют они общаться виртуально, не хотят. Но при этом хотят, чтобы дети читали. А они знают про электронные книги? Про книги анимационные?

А в курсе, что чтение таких книг, хоть "Войны и мира" имеет специфику? А хотят ли быть в курсе? Я, увы, таких не знаю. А вы?

К.Ковалева, родительница

Учителя умеют общаться

Kharina-Svetlana аватар

Учителя умеют общаться виртуально. Только, к сожалению, у них на это времени нет. Загруженность часами, проверками тетрадей и различными отчетами, подготовками к урокам не позволяет им сидеть в интернете и писать комментарии, участвовать в обсуждениях. У учителей тоже есть семьи, дети. И свое свободное время они хотят провести с родными. Вот потому и редко пишут что-то на форумах. И, действительно, есть желание иметь время на изучение новых документов, на профессиональное общение с коллегами.

Пока гром не грянет...

emelyanova аватар

Здравствуйте, Екатерина. Рада Вас видеть. Да, с виртуальным общением проблематично... Про электронные-то книги учителя знают, некоторые из них и сами читают такие книги, да вот права Лариса Николаевна, "Остается только исполнять распоряжения и ждать очередных рецептур", от себя добавлю - и ругать потом тех, кто придумывает распоряжения.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Вместо Емельяновой

Gorbunova аватар

Уважаемая Екатерина,
действительно, учителя русского языка и литературы - не самые разговорчивые в Интернет. Видимо, загруженность проверками тетрадей пока сильно мешает их присутствию на форумах, в социальных сетях и пр. Во всяком случае, они у нас на портале - не самые активные пользователи, хотя Т.В. Емельянова все время придумывает всякие темы для обсуждений. Делает она это, опираясь на практику, т.к. много общается с учителями.
Что же касается электронных книг, то я уверена, что учителя русского языка и литературы в курсе. К тому же со следующего года, как сообщали ведомства и СМИ, электронные учебники будут широко внедряться в практику.

Что же касается специфики чтения электронных книг (не психофизиологических), то можно над этим подумать, пообсуждать.

Вы сами предпочитаете книги на печатной основе или электронные?

С уважением, Лариса Николаевна Горбунова, руководитель портала "Сетевое образование", проректор ГБОУ ВО МО "Академия социального управления"

Литература как механизм культурной памяти

Gorbunova аватар

Уважаемые коллеги!

Своевременность размышлений о новой концепции литературного образования в российской школе удивительным образом коррелируется с исследованиями "культурного генома".

Предлагаю ознакомиться с лекцией о литературе как о механизме культурной памяти:
scientificrussia.ru/lectures/literatura-i-kulturnaya-pamyat

С уважением, Лариса Николаевна Горбунова, руководитель портала "Сетевое образование", проректор ГБОУ ВО МО "Академия социального управления"

Книги "на одном дыхании"

Gorbunova аватар

Говорят, эти книги читаются " на одном дыхании" fit4brain.com/5926
Спорные утверждения?

С уважением, Лариса Николаевна Горбунова, руководитель портала "Сетевое образование", проректор ГБОУ ВО МО "Академия социального управления"

Хорошее поощрение

Gorbunova аватар

Полезная информация для учителей, выпускники которых показали низкие результаты при сдаче русского языка:

tvkultura.ru/article/show/article_id/114264

С уважением, Лариса Николаевна Горбунова, руководитель портала "Сетевое образование", проректор ГБОУ ВО МО "Академия социального управления"

Русский Букер-2014

Gorbunova аватар

По-моему, полезная для этого форума информация:

объявлен длинный список "Русского Букера" этого года
tvkultura.ru/article/show/article_id/113790

С уважением, Лариса Николаевна Горбунова, руководитель портала "Сетевое образование", проректор ГБОУ ВО МО "Академия социального управления"

Закончился ли у русской литературы срок годности?

Gorbunova аватар

Форум, открытый "под занавес" учебного года, как-то завис, застыл в медленном потоке летней жары, в неспешном каникулярно-отпускном времени...

И все же мы приглашаем вас возвращаться сюда, на форум, чтобы поразмышлять над перспективами школьного литературного образования. Возможно, именно сейчас, летом, когда временно не висит домоклов меч отчетности и т.п. неотложных дел, вам захочется поделиться идеями, сомнениями, опытом, предложениями, связанными с заявленной темой.

Кстати, на страницах уже ранее упомянутого журнала "Сноб" (существует и его бумажная версия) опубликован еще один отзыв на своеобразное заявление А.Невзорова о том, что срок годности русской литературы закончился. Рекомендую ознакомиться и, если захочется, высказаться.

 Читайте здесь: www.snob.ru/selected/entry/78441

С уважением, Лариса Николаевна Горбунова, руководитель портала "Сетевое образование", проректор ГБОУ ВО МО "Академия социального управления"

Но тьмы ли нас?

emelyanova аватар

Здравствуйте, Лариса Николаевна:) Здравствуйте, коллеги, до которых мы пытаемся достучаться:)

Спасибо, Лариса Николаевна, за ссылку на материал Катерины Мурашовой. Да, дети нашли правильную метафору "История наших страстей, отраженная в нашей (общечеловеческой, но разделенной вавилонским столпотворением на языки) литературе — метроном, стучащий нам из глубины веков. Пока он стучит вместе с нашими сердцами, мы остаемся людьми". К сожалению, для многих взрослых эта метафора неактуальна, например, для Невзорова, выступающего в роли автора высказывания об истекшем сроке годности русской литературы. Уточнение про роль автора здесь существенна, потому что я не знаю, что на самом деле по этому поводу думает человек по фамилии Невзоров.

Я вернулась-таки из Крыма, где мы проводили курсы повышения квалификации наших крымских коллег - учителей русского языка и литературы. Из общения с разными людьми, в том числе и далекими от сферы образования, я узнала, что нынешние околодвадцатилетние русские очень даже прохладно относятся к России - родине их же ближайших предков - родителей. А всего-то и надо было: переписать учебники истории, утопить русскую литературу в мировой, русский язык - в украинском - и все, другие люди выросли. И дело тут даже не в их отношении к истории или литературе, а в их отношении к стране, к нам с вами, то есть к их же народу... в ОТСУТСТВИИ этого отношения. В принципе, можно и так...
Но возникает вопрос: мы тоже этого добиваемся?

Можно и нужно изучать современную литературу, что опять-таки не для всех очевидно, потому что, мол, не так, не о том, не для того... и т.д., и т.п.

Но даже оригинальничать не буду, ибо давно Уайльдом сказано: "Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо". Можно и не ходить так далеко, наш же Пушкин очень точно заметил: “Цель поэзии - поэзия”.

И, кстати, современные писатели очень даже хорошо с классикой знакомы, многому у классиков же учились, с классиками же полемизируют. По-моему, взрослые читатели наши как-то плохо это понимают, слишком уж утилитарно к литературе относятся, но литература это ж не макулатура, только и пригодная в качестве вторсырья.

Но судя по тому, что мы тут на двоих-троих общаемся, все это вопросы неважные... для взрослых.

Радует, правда, что дети нашли ответ на вопрос, зачем она, литература-то, а еще больше радуют те взрослые, которые вместе с детьми подобные вопросы обсуждают. Но, говоря словами Блока, тьмы ли нас?:(

http://sochinenie.wikivote.ru/napravlenie/3

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Страсти по методике

Gorbunova аватар

Татьяна Валентиновна, приветствую Вас!

Мне кажется, что Вы поднимаете важный вопрос. По существу, он касается методологической культуры учителя, которая описрается на его ценности - профессиональные, личностные.
На мой взгляд вряд ли можно быть успешным в применении методического арсенала специальной дисциплины (в данном случае - литературы) без более широкого взгляда на культуру, на общетеоретические вопросы.
Даже повар-профессионал не только знает пропорции и порядок изготовления, но и принципы сочетаемости и др. премудрости.

Поэтому так важно задавать себе труд размышлять над основами - идеями, подходами идр., составляюшими КОНЦЕПЦИЮ, над которой мы пригласили подумать учителей, преподающих в школе литературу, по поводу которой мы рассчитывали поспорить.
А еще до размышлений о КОНЦЕПЦИИнужно найти возможность обдумать свою ПОЗИЦИЮ (собственное,осмысленное и переживаемое, отношение - к профессии, к преподаваемому предмету, к себе как профессионалу). Иначе что ж... Остается только исполнятьраспоряжения и ждать очередных рецептур.

А как без собственного отношения научить детей быть пытливыми, не равнодушными, переживающими?

Кстати, новый подход к образованию, в котором именно методологическая и общетеоретическая, рефлексивная составляющие могут вывалиться, а будет преобладать практика по типу "делай как я",  очень сильно напрягает. А Вас?

С уважением, Лариса Николаевна Горбунова, руководитель портала "Сетевое образование", проректор ГБОУ ВО МО "Академия социального управления"

Нон-фикшн-книги

Gorbunova аватар

Интересно, как в курсе школьной литературы, концепция которого разрабатывается, учитываются современные тенденции в развитии литературных жанров?
Кто, где и как будет учить школьников читать новые книги, такие, скажем. как нон-фикшн?

vozduh.afisha.ru/books/5-luchshih-nonfikshnknig-iyunya/
vozduh.afisha.ru/technology/my-uchim-mashinu-ponimat-a-ne-dogadyvatsya/

С уважением, Лариса Николаевна Горбунова, руководитель портала "Сетевое образование", проректор ГБОУ ВО МО "Академия социального управления"

У русской литературы закончился срок годности?

Gorbunova аватар

Уже как-нибудь прореагируем на это, учителя литературы?

"Дети отказываются читать, и они в этом совершенно правы, и надо им в
этом помогать. Устами младенца глаголет истина. Не надо заставлять детей
читать. Надо признаться, что читать им в общем нечего" www.snob.ru/profile/20736/blog/76791.

С уважением, Лариса Николаевна Горбунова, руководитель портала "Сетевое образование", проректор ГБОУ ВО МО "Академия социального управления"

Пресс – станок для металла, а не для мозгов!

uvarov-alexandr аватар

Иллюстрация к статье.

Нужно долго смотреть на эту картинку и думать! Может, всё-таки что-то не так? И журналист Анастасия Мальцева по сути в чём-то права, несмотря на агрессивную форму подачи (которая не делает ей чести).

"Тюремная индустрия должна планировать свой будущий рост"

emelyanova аватар

"Надо признаться, что читать им в общем нечего" - устами Невзорова глаголет ... кто? или что?:))) хорошая публицистика...
Но читать-то детям есть что, другое дело, что взрослые сами часто об этом не догадываются. Кстати, не надо трагедизировать ситуацию, дети читают, может быть, не все, что программой предусмотрено, может быть, не то, что программой предусмотрено. Если все-таки отказаться от убеждения, что удовольствие при чтении вещь необязательная, если признать, что художественная книга - это не учебник, если, если, если...

"Однажды я был в Нью-Йорке и услышал разговор о строительстве частных тюрем – это стремительно развивающаяся индустрия в Америке. Тюремная индустрия должна планировать свой будущий рост – сколько камер им понадобится? Каково будет количество заключенных через 15 лет? И они обнаружили, что могут предсказать все это очень легко, используя простейший алгоритм, основанный на опросах, какой процент 10 и 11-летних не может читать. И конечно не может читать для своего удовольствия. ... Простейший способ гарантировано вырастить грамотных детей – это научить их читать и показать, что чтение – это приятное развлечение. Самое простое – найдите книги, которые им нравятся, дайте им доступ к этим книгам и позвольте им прочесть их" (Нил Гейман // http://fantlab.ru/blogarticle27888).

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Здравствуйте, уважаемые участники форума,

dmitriz аватар

Хочу поделиться своим мнением по поставленному вопросу.
Мой ребёнок воспитывался в среде, очень благоприятной для литературного развития. Он с удовольствием и достаточно бегло читал ещё до школы – сначала произведения отечественных детских писателей, затем его внимание всецело поглотил «Гарри Поттер» – от книжки было просто не оторвать. Именно она помогла закрепить у моего ребёнка любовь к чтению, развить навыки чтения и грамотного письма, фантазию.
В школе ребёнок читал с удовольствием, зачастую забегая вперёд по учебнику литературы. Проблемы начались в 8 классе, с началом изучения классиков – Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Толстого. Чтение, как правило, было домашним заданием, а на уроках литературы происходили обсуждение и контроль прочитанного. Ребёнка приходилось буквально заставлять садиться за книгу. Почему? Скучно, сложно, неинтересно. В старших классах, при изучении более сложных произведений, уроки литературы ограничивались показом одноимённого фильма и его обсуждением.
В связи с этим я для себя сделал вывод, что огромное значение имеет способ подачи предмета. Задача школы заключается не только в том, чтобы наполнить детские головы знаниями, но и в том, чтобы передать новому поколению культуру, воспитать его в соответствии с культурой, научить гордиться ею, хранить и передавать . Для этого литература должна преподаваться в комплексе с историей, а также дополняться другими сферами культуры.
Я считаю, что с классической русской литературой должен быть знаком каждый русский человек. Классическая литература заставляет мозг работать, поскольку она не так понятна и очевидна, как современная. В ней смысл не лежит на поверхности. Её нельзя просто читать – в этом мало смысла. Классическую литературу необходимо понимать. Произведение содержит в себе отпечаток истории, поэтому нужно разбирать его в контексте эпохи, как бы складывая «мозаику» прошлого. В этом случае возможно увидеть не только сложный архаичный текст, но и заглянуть глубже – представить окружавший писателя мир и сделать предположение о том, что он хотел сказать на самом деле.
Современные школы, на мой взгляд, не выполняют функцию культурного воспитания детей. Программа составлена формально и построена на заучивании материала и контроле этого заучивания. Дети теряют способность и, что самое важное, желание думать, интересоваться, исследовать. Более того, дети начинают относиться к школе как к наказанию, «сроку». Трудно предположить, к чему всё это приведёт. Опять же, я очень рад, что детство моего ребёнка прошло в отсутствие повсеместно доступного интернета – благодаря этому он имел возможность думать, а не искать готовые решения в сети.
Я не думаю, что классические произведения слишком сложны для школьников. Проблема заключается именно в однобокой подаче литературы и нежелании детей думать, что делает классические произведения в их глазах скучными и сложными.

С уважением, Дмитрий.

"Классическая литература заставляет мозг работать"

emelyanova аватар

Спасибо, Дмитрий. Сейчас все-таки ситуация в образовании меняется, от детей требуется не только заучивание готового материала. Тем не менее, большая доля правды в том, что литература несколько изолирована от истории, в результате дети действительно часто не представляют культурных, социальных, политических, экономических, бытовых, наконец, реалий эпохи, в контексте которых действуют литературные персонажи классических произведений. И это один из факторов, затрудняющих чтение/изучение произведений. У меня недавно случай был: девочка читала "Обыкновенную историю" Гончарова и однажды задала мне вопрос, почему Адуев-старший все посылал Адуева-младшего гулять по Петербургу, можно же было и за компьютером посидеть:)

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

"Воспитательные аспекты литературного образования"...

emelyanova аватар

так называется статья методиста В.В.Данилова, опубликованная аж в 1917 году, процитирую фрагмент из нее: "Народно-патриотическое значение литературы не определяется непосредственной проповедью в ней патриотических идей, подобно тому как ее этическое значение не определяется какими-нибудь заключающимися в литературных произведениях моральными истинами. Многие смотрят на патриотическое значение литературы именно с такой точки зрения, что в ее содержании есть патриотическая идея... Но если оставаться на указанной точке зрения при определении национального значения литературы, то придется признать, что большая часть произведений не будет отвечать такому пониманию педагогической задачи, так как целый ряд произведений, например, "Бедная Лиза", "Цыганы", "Обломов", "Отцы и дети" и проч. и проч., не содержат в себе никаких патриотических элементов. Вследствие этого рассуждения о национальном значении литературы, основывающиеся на самом ее содержании, всегда оказываются плохо обоснованными и сводятся к бессодержательным общим местам".
Не получилось бы так и с очередной концепцией.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

О воспитании патриотизма

galina06.12 аватар

Татьяна Валентиновна, абсолютно с Вами согласна. Патриотизм воспитывается не только героическими примерами, но и картинами природы, сопереживанием судьбам людей. Произведения русской классики пронизаны любовью авторов к родному народу. Авторы описывают характеры и жизненные ситуации, с которыми они встречались, и с которыми встречаемся мы в наше время. Детей лишать этих произведений нельзя!
В интервью учителя литературы Евгении Абелюк патриотическая идея намеренно доведена до абсурда; показано, что может получиться, если оценивать патриотичность произведений будут чиновники. А кто сейчас занимается разработкой концепции? Входят ли в их число учителя литературы, преподаватели вузов, писатели, историки?

С уважением, Галина

Галина Набиулловна, пока этим

emelyanova аватар

Галина Набиулловна, пока этим занимается Министерство, но обещают, что Концепция будет представлена к обсуждению. Так что ждём, жаль, что форум у нас такой малочисленный, можно же было обсудить идею, предложения собрать.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

ремарка

biktimirlid аватар

Татьяна Валентиновна, думаю. что форум малочисленный только временно: учителя проверяют ГИА и ЕГЭ (всеобщая мобилизация!).

спасибо, Лидия Ивановна,

emelyanova аватар

спасибо, Лидия Ивановна, надеюсь, Вы правы:)

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

чтение

geoili аватар

Много лет отработав в школе, я поняла какое значение для школьника имеет литература. Если в школе грамотный, глубоко понимающий, с широким кругозором учитель литературы, этой школе, этим ученикам в жизни очень повезло. Мировозрение, любовь к художественному слову заложено на всю жизнь. Но я хотела бы здесь выразить и другие мысли. Если такой учитель один в школе, трудно воспитать только на уроках литературы порядочных людей, глубоко чувствующих состояние других и ..... . Людей у которых любовь к чтению не по необходимости, а просто потому, что они не могут прожить без чтения ни одного дня, как не могут обойтись без пищи. А это значит, все учителя независимо от предмета должны работать над тем, что чтение дает возможность не только грамотно подготовиться к урокам, но и так строить , моделировать урок, чтобы не только учебник, но и другое печатное слово было интересно познавательно, расширяющее кругозор молодого человека, познающего мир во всем его многообразии. И вот если учителя работает над этим регулярно на каждом уроке, тем самым они воспитывают у своих учеников понимание того, что чем больше я читаю, глубже и шире понимаю окружающий мир, мне все интересно, я знаю первопричину происходящего в мире,я могу объяснить любое событие, мне интересно все новое что происходить в любой области знаний. Хорошо когда на уроках и географии и биологии и физики и др. предметах звучат стихи и даются для чтения первоисточники об открытиях, о людях науки и т.д.. Не только на уроке литературы читательские конференции, но и на уроках по другим предметам. Например читательская конференция по книгам Г. Федосеева "Мы идем по Восточному Саяну", "Пашка из Медвежьего лога" и другие на уроке по географии при изучении тем: "Климат", "Природные зоны России", "Восточная Сибирь" . При переходе на стандарты нового поколения (ФГОС) каждый учитель просто обязан подбирать такие технологии проведения урока при которых много времени отводится работе с учебником и другими источниками информации.

Замечательное суждение,

emelyanova аватар

Замечательное суждение, спасибо, Лилия Ивановна.
Действительно, что толку в Концепциях по разным предметам, если согласованности в них не будет?
Ведь и на деле учителя, преподающие разные предметы, к сожалению, находятся в контротношениях друг с другом в борьбе, например, за часы:)

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Единый учебник литературы: интересное интервью

Gorbunova аватар

О том, какие классики отечественной литературы, могут попасть в единый учебник литературы: www.gazeta.ru/comments/2014/05/27_x_6049581.shtml
Довольно интересное и далеко не однозначное интервью.

Рекомендую прочесть. Имеет прямое отношение к теме нашего форума!

С уважением, Лариса Николаевна Горбунова, руководитель портала "Сетевое образование", проректор ГБОУ ВО МО "Академия социального управления"

"Забрать все книги бы да сжечь"

emelyanova аватар

И все-таки, это шутка:) но, как говорят, в каждой шутке есть ... доля шутки...
Ирония вполне может обернуться реальностью.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

ВЦИОМ: о предпочтенях в чтении

Gorbunova аватар

Уважаемые коллеги,

есть свежие данные ВЦИОМ о предпочтениях в чтении россиян:
top.rbc.ru/society/02/06/2014/927788.shtml

С уважением, Лариса Николаевна Горбунова, руководитель портала "Сетевое образование", проректор ГБОУ ВО МО "Академия социального управления"

Литература и жизнь

galina06.12 аватар

Любить читать и любить предмет литературы - вещи разные. Они были разные и в советские времена. Дети ночью под одеялом с фонариком читали зарубежные романы, приключения, фантастику, но программные произведения читали "через силу", старались найти краткое содержание, посмотреть экранизацию - сделать все, чтобы с меньшими затратами написать сочинение. Программные произведения нравились далеко не всем детям. Почему?
Во-первых, эти произведения были написаны не для детей, до них еще надо дорасти. Например, я в школе не любила некоторые произведения (Гоголь Н.В. "Мертвые души", Короленко В.Г. "Дети подземелья", Достоевский Ф.М. "Преступление и наказание") , потому что не понимала переживания и чувства героев, основной конфликт произведения мне казался надуманным. Сейчас я эти произведения перечитываю с большим интересом.
Во-вторых, многие из них были написаны очень давно, дети не понимают исторического контекста, проблемы, поставленные авторами в свое время, в настоящее время детям далеки. Может быть, следует интегрировать литературу с историей? В курсе истории мы изучаем войны, революции, другие значимые события в масштабах страны, а как эти события влияли на жизнь людей и взаимоотношения между ними (что является предметом литературы) остаётся за скобками.
В-третьих, сейчас формируется общество потребителей: живи легко, потребляй больше благ, радуйся жизни и "не заморачивайся". Тот, кто находится в сложной жизненной ситуации (небогат, не очень успешен, испытывает душевные страдания), считается неудачником, который сам виноват в своих неприятностях и не достоин внимания и сострадания. А все произведения написаны про сложные ситуации, где главным являются чувства и переживания людей. В изучаемой литературе автор всегда на стороне благородного и порядочного героя (даже когда этот герой не становится счастливым) и осуждает безнравственные поступки ради своей выгоды. Для "обывателя" ценность художественной литературы не очень высока, потому что она развивает у читателя не самые полезные в современной жизни качества. Предпочтение отдается легким жанрам (комиксы, например).
Это трудные вопросы. Первым шагом к их разрешению может стать Концепция литературного образования.
С уважением, Галина - мама и любитель литературы

С уважением, Галина

Спасибо, Галина Набиулловна.

emelyanova аватар

Спасибо, Галина Набиулловна. Согласна в целом с Вашим мнением. Хочу обратить внимание на Ваше замечание: "Предпочтение отдается легким жанрам (комиксы, например)". С одной стороны, благодатное время, демократичное, я бы сказала, для читателей, которые могут выбрать книги для чтения в соответствии не только со своими интересами, но и целями чтения (в том числе развлечься/отвлечься), с другой стороны, обучение в школе...

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Текст концепции есть или нет?

biktimirlid аватар

У меня, как и у Светланы Леонидовны, остается вопрос: если мы обсуждаем, то что?
Или мы предлагаем свое видение Концепции? Но если проект Концепции уже кем-то готовится, может следует подождать пока он появится? Или предполагается, что разработчики Концепции обратят внимание на наше общее мнение?
Думаю, есть надежда, что так и будет, что дельные предложения не потеряются.
В Интернет нашлась статья, в которой изложен текст старого варианта Концепции (перепечатанная из книги В.Ю. Троицкого «Cловесность в школе», М.: ВЛАДОС, 1999. 431 с.) и комментарий к ней Багоцкого С.В. Если интересно, можно познакомиться с содержанием и концепции, и комментария.
Вот информация и ссылка:
http://dzd.rksmb.org/liter/cl01.htm
Настоящая концепция литературного образования исходит из положений Концепции общего среднего образования Комиссии Отделения... Как же авторы Концепции видят цели преподавания литературы в средней школе?

Большое спасибо за

Kharina-Svetlana аватар

Большое спасибо за статью.
Конечно, есть большое желание ознакомиться с текстом предлагаемой Концепции. Иначе мы уйдем на уровень обсуждения слухов. А хотелось бы разобрать эту Концепцию по полочкам.
То, что дети потеряли интерес к чтению, это факт, и с этим никто не спорит. Как привлечь школьников к чтению? Обидно, что на изучение литературы в школе отводится меньшее количество часов, чем на изучение иностранного языка.

о любви к чтению

galina06.12 аватар

Светлана Леонидовна, меня тоже очень задевает вопрос об отношении детей к чтению. Вспомнив, как я сама училась, и что у одного и того же учителя я по-разному воспринимала разные произведения, я спросила свою дочь-шестиклассницу, насколько ей нравится читать и насколько ей нравится литература. Ниже цитирую ее ответ.

"Я люблю читать, и многие мои одноклассники тоже любят читать. Интерес к чтению у меня с детства. Учитель нам всегда говорит, что чтение обогащает человека, у него становится богатый словарный запас. Из прочитанных произведений мне понравились «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева, «Кладовая солнца» М.М. Пришвина, «Маттео Фальконе» П.Мериме, «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери. Мне нравится читать про реальных людей, путешествия и геграфические открытия. И все же на уроках литературы встречаются произведения, которые я воспринимаю почему-то с трудом. В разделе «Писатели улыбаются» было произведение В.М, Шукшина «Срезал», которое мы долго разбирали. Нам был непонятен юмор. Мы представляли себя на месте образованных людей, над которыми подсмеивался Глеб и нам не было смешно, было жалко кандидата, нас раздражали вопросы Глеба. Было непонятно, почему люди посчитали, что Глеб кандидата "срезал". Наверное, это произведение не для нашего возраста."

Сама я в школе не читала произведение "Срезал", но, прочитав его сейчас, подумала, что в шестом классе, действительно, психологические тонкости будут восприниматься с трудом.
Поэтому у меня предложение: в концепции усилить требования к соответствию изучаемых произведений возрасту детей, а также современным реалиям жизни. Почему бы не провести массовое анкетирование учащихся в школах (можно на одном из первых уроков литературы, например)? Можно было бы составит представление о восприятии учащимися современного курса литературы.

С уважением, Галина

Светлана Леонидовна, мы

emelyanova аватар

Светлана Леонидовна, мы предложили обсудить на форуме возможное содержание, саму необходимость концепции. Вот меня, например, заботят вопросы: почему под "эстетическим" понимается наслаждение, противопоставляемое воспитательным целям? возможно ли воспитательное воздействие литературы без "чувственного восприятия" (=эстетического) её?

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Спасибо, Лидия Ивановна за

emelyanova аватар

Спасибо, Лидия Ивановна за ссылку. На форуме же мы решили обсудить проблему в общих чертах, если получится, собрать предложения и направить их разработчикам Концепции.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

А где можно ознакомиться с

Kharina-Svetlana аватар

А где можно ознакомиться с текстом Концепции?

Светлана Леонидовна, пока

emelyanova аватар

Светлана Леонидовна, пока готовится проект Концепции.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Согласна с мнением Николая

elanskaya_lybov аватар

Согласна с мнением Николая Сванидзе. Огромный воспитательный потенциал художественной литературы может быть успешно реализован только тогда, когда учителю удастся увлечь учащихся и повести их за собой в постижении тех нравственных и эстетических ценностей, которые заложены в произведениях русской литературы. Приобщение к прекрасному требует усилий. Настоящий педагог шаг за шагом готовит школьников к пониманию того, что чтение – это не просто развлечение, а школа жизненного опыта, источник мудрости. У хорошего учителя дети будут читать!

Смирницких О.Н., Провоторова Т.В. Плёхова Н.И

Smirnizkih аватар

Литература – один из интереснейших и трудных, на наш взгляд, предметов в школе. Она выполняет не только воспитательную функцию. Роль литературы значительно шире! Она влияет на становление и развитие личности в целом. Считаем, что нет плохих и хороших произведений классической литературы, и, уж тем более, не может быть никакого негативного влияния их на личность ребёнка. Здесь всё в умелых руках учителя! Помочь понять, направить, донести – вот его основная задача. К тому же, если раньше мы на уроках слышали лишь слово учителя, то теперь педагогу доступны колоссальные возможности современных образовательных технологий. Учащиеся могут услышать произведения в прочтении мастеров слова, посмотреть отрывки из снятых по произведениям кинофильмов, увидеть фотографии писателей и поэтов на специальных дисках, применяемых на уроках. Самостоятельно разыскать интересующую информацию, наконец, используя для этого Интернет.
Конечно, не все подряд произведения классиков должны изучаться на уроках. Да, они и не изучаются! В современных условиях модернизации образования в программах по литературе происходят постоянные изменения, подбираются соответствующие новым стандартам, изменившимся условиям жизни, идеологии, наконец, произведения.
Вернуть экзамен по литературе? Можно! Но есть ли в этом необходимость? Задача литературы – не получение конечных знаний, а воспитание Личности.
Не согласны мы и с мнением, что русскую литературу необходимо рассматривать «как отражение духа православия». Она должна быть показана детям во всех её проявлениях. А вот не дать учащимся сойти с верного пути – опять задача учителя!
В целом, в современных условиях развития образования новая концепция в преподавании литературы необходима! Но в её разработке обязательно должны принимать участие учителя, которые непосредственно работают в школе, знают все "трудные" места в её преподавании.

Дискуссия об образовании

Gorbunova аватар

Уважаемые коллеги!
Размышляя над вопросами форума, подумала, что будет интересно "заглянуть" в дискуссионный клуб журнала "Сноб". 28 мая проводится дискуссия об образовании (как о социальном лифте). Дискуссанты больно интересные. Некоторые из них вообще все знают об образовании. А потому могут высказаться и о новых концепциях преподавания. Ведь концепции  преобразований уже предложены для литературы, истории. математики, но изменения продолжатся.
Смотрите информацию здесь www.snob.ru/selected/entry/76551

Рада встретить на форуме Веру Павловну. Давно не общались. Приветствую!

С уважением, Лариса Николаевна Горбунова, руководитель портала "Сетевое образование", проректор ГБОУ ВО МО "Академия социального управления"

Лариса Николаевна

Murashko-Vera аватар

Лариса Николаевна, приветствуем Вас. Рады встрече.
Данный сетевой портал считаем своим домом, в котором родились в профессиональном сетевом сообществе в качестве русской школы за рубежом. В последнее время "прописались" еще и на "Образовательной Галактике Intel". Активно обучаемся и растем там(всем нашим педагогическим корпусом). Все вновь полученные навыки сразу внедряем в практику. К нам приезжают учиться самые обычные российские школьники и мы можем говорить о том, что современные дети ГОТОВЫ к школе нового формата и легко вживаются в технологии деятельностного типа. Труднее перестраиваются учителя(на конкурсе вакансий мы имеем возможность это прочувствовать).
Вам, Лариса Николаевна, огромное спасибо за сетевую возможность общения с российскими коллегами. Так нам удается оставаться в образовательном среде РФ. Это важно, т.к. "Русский Образовательный Центр" в Республике Корея осуществляет образовательную деятельность в соответствии с ФГОС РФ.(готовим учащихся и проходим аттестацию в формате ОГЭ/ЕГЭ).
Что касается русского языка и литературы - это для русских школ за рубежом не просто отдельная предметная линия, это образовательная СРЕДА питающая русские национальные корни, которые родители стараются сохранять в своих детях.

НОУ СПО "Русский Образовательный Центр" в Республике Корея.

Мурашко Вере Павловне

Gorbunova аватар

Уважаемая Вера Павловна!
Рада. что Ваши сетеве интересы расширяются. Мы также поддерживаем Галактику Интел. скоро там откроется Вторая онлайн конференция "Новая школа: мой маршрут". Увидимся и там.
Надеемся, что все же Вы найдете возможность подробно рассказать о Вашем образовательном центре. Давно ждем! Тем более, в контексте литературного образования, поликультурной среды.

С уважением, Лариса Николаевна Горбунова, руководитель портала "Сетевое образование", проректор ГБОУ ВО МО "Академия социального управления"

Русская школа за рубежом и обучение русскому языку и литературе

Murashko-Vera аватар

"По мысли П.Пожигайло: "«Сейчас в концепции преподавания литературы преобладает критерий получения эстетического удовольствия. Мы же считаем, что основой концепции должно быть целеполагание. И главная цель — воспитательная".
Мы осуществляем образовательную деятельность в русских школах за рубежом(согласно мониторингу проведенному в 2013 года таких школ 794). Преподавание в таких школах ведется на русском я зыке и в рамках образовательного стандарта РФ . Для таких школ, в условиях иноязычной окружающей среды, понятия эмоциональной и воспитательной ценности неразделимы. И особенно важно развитие целостного восприятия, понимания и развития "вкуса", "ощущения "живого" русского языка и литературы, как культурного национального наследия.
Для наших ОУ это архиважная задача.
Как форма организации образовательной среды у нас очень активно используется такая образовательная оболочка , как сетевой проект,в которых участвует до 60-80 команд из разных регионом России и других стран мира. активны разрабатываются проекты по таким предметных линиям, как окружающий мир, история, информатика, но очень редки проекты в предметной линии русский язык и литература. Планируем разработку сетевых проектов по литературе и русскому языку с целью повышения мотивации к изучению данных предметов и решения многих конкретных задач(реальные результаты сетевого проекта всегда превышают планируемые/ожидаемые).
Считаем, что театральная деятельность в школах в рамках программы изучения литературы и русского языка - НЕОБХОДИМЫЙ и ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ компонент. И такой метапредметный подход, как развитие речи средствами музыки и изобразительного искусства тоже очень эффективен( с учетом того. что многие литературные произведения выражены в музыкальном формате). Вредно дробить такой культурный пласт, как язык и литература на "отдельные строчки". В представлении учеников это должно зафиксироваться как цельная КУЛЬТУРА.
Это о наболевшем.
Внимательно ознакомлюсь с материалами конференции, появятся еще мнения и вопросы по решению данной проблемы. Коллегиальное обсуждения всегда очень продуктивно и обеспечивает объективное видение.
" Также были высказаны пожелания о введении обязательного экзамена по литературе («тогда дети начнут читать по необходимости»
Такая позиция, по меньшей мере, странная. Методом "кнута" невозможно сформировать заинтересованное отношение к предмету и, тем более, обеспечить качественное его изучение.
Ключ - формирование МОТИВИРОВАННОГО интереса к предмету, на платформе которого возможно решать уже и серьезные задачи.

Можно начать вот так: предлагает Елена Ковалева
https://edugalaxy.intel.ru/index.php?showuser=84512
(практико-ориентированные игры возможны и в среде учительства в рамках повышения квалификации, и в среде учащихся, как метод формирования мотивации к учебной деятельности) .

https://edugalaxy.intel.ru/?showtopic=4120#entry50270

https://edugalaxy.intel.ru/?showtopic=4166#entry52013

С уважением Вера Павловна

НОУ СПО "Русский Образовательный Центр" в Республике Корея.

Спасибо, Вера Павловна за то,

emelyanova аватар

Спасибо, Вера Павловна за то, что поделились опытом.
По поводу «тогда дети начнут читать по необходимости», у меня к этой необходимости двойственное отношение. С одной стороны, в школе дети и учатся по необходимости, а, с другой стороны, если экзамен - это непременное условие, при котором дети будут читать книги, то как-то очень уж похоже на бессилие педагогов:)

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

"в школе дети и учатся по

Murashko-Vera аватар

"в школе дети и учатся по необходимости"
У меня к этому однозначная позиция. ТАК НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ!. Дети проводят в школе 11 лет( а теперь еще и дошкольное обязательное образование) своей жизни и школа должна быть тем комфортным местом, куда они приходят с желанием познавать. И это реально возможно. Наши дети в анкете " Какую школу ты выбираешь?" 100% ответили : "Учиться трудно, но я выбираю эту школу". Это значит, что "комфортно" для них не означает праздный режим, они готовы трудиться, но осознанно и мотивировано. Роль учителя, как раз в том и заключается, чтобы сформировать мотивацию к учебной деятельности с верой в ученика и уважением к нему, быть навигатором в поле информации и жизненных ситуаций и тогда ученики будут нас(учителей) удивлять и своим трудолюбием, и объемами предметного знания, и своей адекватной личной позицией своей волевой зрелостью на пути достижения учебных целей.
Коллеги, которые активно применяют образовательные технологии деятельностного типа, согласятся с нами и, уверена, смогут привести свои примеры, когда дети РАДОСТНО идут в школу, осознавая, что школа - это интеллектуальный ТРУД, который приносит удовлетворение, который обеспечивает личный рост("Я расту в школе").
Профессионально мы все можем/умеем создать комфортную для ученика образовательную среду, чтобы учеба не была для них по необходимости и по принуждению. И русский язык и литература - в век цифровых технологий, игнорировать которые не удастся и не логично, в век эмоционального дефицита, именно эта предметная линия призвана сохранить "живую" человечную личность.

С уважением Вера Павловна.

НОУ СПО "Русский Образовательный Центр" в Республике Корея.

Яндекс.Метрика

Последние комментарии

 

Читайте нас в:

Вход в систему

Опрос

Чем является для Вас аттестация?
Средством получения новых знаний и освоения новых компетенций;
87%
Способом доказать свой высокий профессиональный уровень;
3%
Средством повышения профессионального статуса и продвижения в карьере;
3%
Средством улучшения материального положения за счет увеличения заработной платы;
1%
Средством самореализации, самосовершенствования и самоудовлетворенности.
6%
Всего голосов: 5379

НАШИ ПАРТНЕРЫ

http://www.intel.ru/




 
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика