Василевская Е.В. Система мер методической поддержки учителя ММС в процессе введения ФГОС НОО
![]() | Хочу спросить о внеурочной деятельности… | |||
![]() | Информационно-образовательная среда школы как условие эффективного внедрения ФГОС | |||
![]() | Как и для чего лучше использовать NetSchool в образовательном процессе? |
Материалы предыдущего вебинара «Внедрение ФГОС. Информационно-образовательная среда. ПО и сервисы Майкрософт» можно посмотреть здесь http://conferen
комментарий к статье Е.В. Василевской
Уважаемые коллеги!
В статье Е. В. Василевской "Система мер методической поддержки учителя ММС в процессе введения ФГОС НОО" говорится о тьюторской позиции учителя. Хотелось бы несколько слов добавить для понимания педагогами сущности тьюторской позиции учителя. Каковы ценности тьюторской позиции учителя? Что в ней есть такого, в чём так нуждаются наши ученики?
Тьюторская позиция – это такая гуманитарная позиция, где основной профессионально-педагогической ценностью становится определенный человек, его внутреннее пространство, специфика индивидуального процесса познания. В этой плоскости педагогического бытия приоритеты принадлежат субъективированному, персонифицированному знанию, у которого всегда есть автор с его уникальностью, индивидуальным опытом, неповторимостью чувств и отношений.
Итак, тьютор – это педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы (Т. М. Ковалева, д.п.н., разработчик квалификационной характеристики тьюторства).
Следовательно, тьюторская позиция педагога позволяет выстроить такое образовательное пространство, в котором становится возможным именно образование, т.е. школьник строит свой собственный образ и, соответственно, не формально называется личностью, а ОБРАЗУЕТСЯ. Здесь и осуществляется тьюторское сопровождение: учащийся должен сам совершить некую «образовательную пробу», результаты которой и будут предметом совместного анализа.
Учителю, занимающему тьюторскую позицию, интересен любой ученик, каждый воспитанник, поскольку важно не только и не столько конкретное знание, а путь к нему. Учитель-тьютор сопровождает этот путь, он строит обучение не только с учетом, но и на основе реальных познавательных интересов школьников. Сущность тьюторской позиции учителя заключается в том, чтобы помочь ребенку освоить способы нахождения новых знаний, распознать свой познавательный интерес, свои способности и разработать свою индивидуальную образовательную программу, которая бы послужила началом создания индивидуального образа будущего. Учитель-тьютор не станет объяснять своему подопечному, как действовать, а вместе с ним спроектирует эти действия.
Благодаря тьюторской позиции учителя, для ребят создаются такие условия, где они пробуют свои силы, учатся делать свой выбор. Это значит, что в любом организуемом учителем месте ученик выбирает: действовать или нет, пробовать или нет; он сам выбирает темп работы, свой ритм, виды деятельности и типы работ, формы участия. Предоставляя ребенку возможность выбора, учитель-тьютор формирует тем самым и умение быть ответственным за этот выбор.
Стандарты второго поколения – это выходы ребенка на различные сферы личностного и общественного бытия. С педагогической точки зрения, речь идет о «пробах», «личностных растяжках» в предлагаемых ребенку испытаниях, форс-мажорных обстоятельствах и здесь важна тьюторская позиция педагога как своего рода провокация, требующая нащупывания следующего шага в тумане неизведанного и неиспробованного.
Ирина Сергеевна Доровских, старший преподаватель кафедры начального общего образования АКИПКРО
К статье Василевской Е.В. Система мер методической поддержки учи
"Среди педагогов школы выделяется специальная категория – наставники (воспитатели, тьюторы), которые систематически ведут со школьниками индивидуально-групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода и результативности выполнения индивидуальных планов учебной работы."
К позиции тьюторства хочется добавить несколько слов об учителе- тьюторе и одаренных детях.
Во многих школах существует проблема непонимания одаренных детей. Причин много и, как правило, связаны они и с личностными качествами учителей, и с их профессиональной подготовкой.
Неподготовленные учителя:
- не имеют ясного представления об особенностях одаренных детей и их потребностях;
- не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей;
- часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение;
- равнодушны к проблемам талантливых детей (они просто не могут их понять);
- иногда настроены негативно по отношению к одаренным детям (ведь они создают определенное неудобство, как бы подрывают учительский авторитет);
- не уделяют достаточного внимания и не оказывают поддержку одаренным детям.
Таким образом, необходимо ставить и решать задачу подготовки учителей начальной школы специально по работе с одаренными детьми.
Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся:
1). Учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающий интерес к предмету.
2). Учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения.
3). Учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.
Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко.
Желательно, для учителей начальной школы в курсы повышения квалификации в программу подготовки учителей, в вопросы самообразования, самоподготовки добавить вопросы, например, следующей тематики:
•природа, особенности, потребности одаренных детей ;
•выявление и выращивание высокоинтеллектуальных учащихся;
•консультирование одаренных детей и их родителей;
•стратегии обучения и обучающие материалы для одаренных детей;
•творчество и развитие творческих способностей;
•специальные проблемы выдающихся по интеллекту детей;
• развитие одаренных детей.
Исследования показывают - подготовленные учителя значительно отличаются от тех, кто не прошел соответствующего обучения тем, что:
- "не теряют" одаренных детей, так как используют методы и технологии, более подходящие для таких детей;
- больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т.д.);
- ориентируются на творчество;
- поощряют учащихся к принятию ответственности;
- одаренные дети оценивают атмосферу в классе у подготовленных учителей как более благоприятную.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. «Классический» вид тьюторства связан с историческим пониманием этого термина — наставник, советчик, тот, кем учащийся восхищается, кому стремится подражать, кто оказывает влияние на его жизнь.
Разносторонность интересов высокоинтеллектуальных детей требует выхода за пределы школьной программы и школы, установления качественно иных взаимоотношений с взрослыми, достигшими успехов в избранной области деятельности.
Тьютор-наставник, вносит такую глубину и сложность в содержание интересующего ребенка предмета, каких трудно достичь в школе. В тьюторстве наиболее естественным способом воплощаются стратегии ускорения, углубления и обогащения в сочетании с возможностью учета индивидуальных особенностей ученика.
Тьюторство приводит к «учению с увлечением» и дает школьникам не только знания и умения.Главное - умение для одаренного учащегося - умение социализироваться среди свертников и взрослых. Тьюторство способствует формированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и умению социального взаимодействия, помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Школьники учатся учитывать свои не только сильные, но и слабые стороны.
Успешный учитель-тьютор для одаренных детей - прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.
Ромас Антонина Федоровна, ст преподаватель Амурский областной ИПК и ППК
Мнение
Во-первых хочется поблагодарить организаторов и участников вебинара за освоение таких новых и безусловно перспективных форм профессионального взаимодействия. Что касается использования Net-школы у нас есть такой опыт. Впечатление от работы в системе положительное. Однако в настоящий момент под патронажем Белгородского государственного университета идет внедрение электронного дневника/журнала Пегас. Поэтому от Net-школы в этом году пришлось отказаться.
О профессиональной подготовке педагогов для работы с одаренными
С уважением,
Василевская Елена Владимировна, проректор по дополнительному профессиональному образованию ГБОУ ВО МО "Академия социального управления", канд. пед. наук, доцент, научный руководитель Сетевой школы методиста