СЕТЕВАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА. Мастер-класс "Формирование и развитие коммуникативных компетенций у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС ДО, НОО"

С 16 по  18 декабря  2014 года СЕТЕВАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА приглашает на сетевой мастер-класс по теме  «Формирование и развитие коммуникативных компетенций у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС ДО, НОО». Сетевой мастер-класс организован муниципальным автономным учреждением «Информационно-методический центр» г. Томска.     
Цель сетевого мастер-класса:  представить опыт работы МАУ ИМЦ г. Томска по методическому обеспечению процесса коррекционно-развивающей деятельности в детском саду и начальной школе  в соответствии с требованиями ФГОС ДО, ФГОС НОО.

Задачи:
1.    Обсудить проблемы формирования и развития коммуникативных компетенций у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО.
2.    Рассмотреть промежуточные результаты деятельности участников проблемно-творческой группы  педагогов г. Томска «Формирование связной речи и коммуникативных компетенций у детей дошкольного и младшего школьного возраста» в рамках проекта «Методическое обеспечение педагогов  общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций в коррекционной  работе с детьми  с речевыми нарушениями в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФГОС НОО».
3.    Организовать профессиональный диалог по вопросам взаимодействия педагогов, специалистов и родителей в процессе формирования и развития коммуникативных компетенций у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
      
          В ходе работы сетевого мастер-класса:
  • обсуждение вопросов об изменениях в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФГОС НОО;
  • экспертиза планирования коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по формированию связной речи и коммуникативных компетенций.

Приглашаем к участию в сетевом мастер-классе  учителей - логопедов дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, педагогов учреждений дополнительного образования, работающих в предшколе, старших воспитателей, воспитателей дошкольных образовательных организаций

Изучив материалы, вы сможете задать вопросы ведущим мастер-класса, а также поделиться своим опытом работы в данном направлении.

Ведущие сетевого мастер-класса:
Василевская Елена Владимировна – научный руководитель Сетевой школы методиста; канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой развития образования ФГАОУ АПК и ППРО
Савельева Ирина Георгиевна, методист по коррекционному образованию МАУ ИМЦ г. Томска;
Дворникова Тамара Леонидовна, директор СКОШ  №59 г. Томска, руководитель ПТГ;
Боярко Елена Владимировна, учитель-логопед СОШ №4 г. Томска;
Милованова Нина Геннадьевна, руководитель МО учителей - логопедов ДОУ Октябрьского района, руководитель ПТГ;
Степанова Ольга Игоревна, учитель - логопед ДОУ №61 г. Томска.

С 2013 г. методистом МАУ ИМЦ г. Томска реализуется единичный муниципальный проект  «Методическое обеспечение педагогов общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций в  работе с детьми  с речевыми нарушениями в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФГОС НОО.  В рамках  проекта работает проблемно-творческая группа, участники которой второй год занимаются    разработкой дидактического инструментария для учителей-логопедов, учителей- дефектологов по формированию связной речи и коммуникативных компетенций детей. В работе   ПТГ участвуют  учителя - логопеды дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, поскольку реализация образовательных областей  «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО  предполагает последовательность и преемственность в работе дошкольного и начального общего  образования. Одним из методических продуктов, разработанных в рамках  ПТГ в  2013 году стали  комплексно - тематические планы по формированию предпосылок коммуникативных УУД у детей среднего, старшего дошкольного возраста и развитию коммуникативных навыков у обучающихся первых, вторых классов с общим недоразвитием речи. В настоящее время продолжается работа по разработке  перспективного  планирования для обучающихся  3,4 классов с речевыми нарушениями.

Приглашаем Вас принять активное участие в работе сетевого мастер-класса и обсуждении предложенной темы и представленного методического и дидактического инструментария по формированию связной речи и коммуникативных компетенций в работе с детьми с речевыми проблемами.

Расписание работы сетевого мастер-класса


Даты
Этапы мастер-класса

Материалы для обсужденияВопросы для обсуждения
16.12.14г.
Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта ДОО












 

1. Комплексно - тематическое планирование  по формированию связной речи  и коммуникативных компетенций  у детей среднего, старшего, подготовительного к школе возраста (приложение 1)

1.    Что, с Вашей точки зрения, изменилось в структуре коррекционного занятия учителя-логопеда дошкольного  логопункта в условиях введения ФГОС ДО?
2.    Какие трудности Вы испытываете при планировании работы по формированию связной речи и коммуникативных
       компетенций?
3.    Насколько удобна для Вас предложенная форма комплексно - тематического планирования для включения в структуру занятия?
4.    Как Вы считаете, может ли предложенный методический материал  оказать реальную помощь учителю - логопеду детского сада?
 
17.12.14г.
Планирование коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками в условиях логопункта общеобразовательной организации
 
 
 1. Комплексно - тематическое планирование  по формированию связной речи  и коммуникативных компетенций  у обучающихся  1-2 классов (приложение 2)
2. Комплексно - тематическое планирование  по формированию связной речи  и коммуникативных компетенций  у обучающихся  3-4 классов (приложение 3)

1.    Что, на Ваш взгляд, должно измениться в структуре логопедического занятия в условиях реализации ФГОС  НОО?
2.    Какие трудности Вы испытываете при планировании работы по формированию связной речи и коммуникативных компетенций в рамках логопедического занятия?
3.    Что, по Вашему мнению, необходимо изменить в содержании коррекционного занятия в условиях реализации ФГОС НОО?
4.    Как Вы думаете, возможно ли корректировать речевые нарушения школьников в рамках внеурочной деятельности? Если да, то каким образом?

 
18.12.14г.
Организация коррекционного занятия с учётом формирования коммуникативных компетенций.









Рефлексия. Подведение итогов

1. Конспект  логопедического занятия в средней группе «Прогулка в зимний лес» (приложение 4)
2.Конспект  логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Дифференциация З-С» (приложение 5)
3. Конспект группового логопедического занятия в 1 классе  «Звуки речи» (приложение 6)
 6. Конспект группового логопедического занятия в 3 классе «Пересказ рассказа «Осень под водой» (приложение 7)


 
1.    В чём принципиальное отличие структуры современного коррекционного занятия от  традиционного?
2.    Как Вы считаете, нужно ли привлекать других специалистов к процессу формирования коммуникативных компетенций у детей дошкольного и школьного возраста?
3.    Как Вы организуете процесс взаимодействия в Вашей образовательной организации?

 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Доброе утро!

GordeevaM аватар

Доброе утро!

Уважаемые коллеги! Приглашаем

saveleva irina аватар

Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в мастер- классе " Формирование и развитие коммуникативных компетенций у детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС ДО, НОО. Представленные методические материалы являются промежуточными продуктами муниципального проекта «Методическое обеспечение педагогов ОУ и ДОУ в работе с детьми с речевыми нарушениями в соответствии с требованиями ФГОС ДО и НОО. Данный проект является продолжением работы по разработке дидактического инструментария для учителей- логопедов, учителей- дефектологов, учителей начальных классов и воспитателей по обеспечению формирования УУД в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями. Для разработки методических и дидактических материалов по формированию связной речи и коммуникативным компетенциям была создана ПТГ. В работе ПТГ участвуют учителя - логопеды дошкольных и школьных образовательных учреждений, поскольку реализация образовательных областей «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС ДО предполагают последовательность и преемственность в работе дошкольного и начального образования. Предлагаем вашему вниманию комплексно - тематические планы по формированию предпосылок коммуникативных УУД у детей среднего, старшего дошкольного возраста и развитию коммуникативных навыков у обучающихся первых, вторых классов с общим недоразвитием речи. В перспективе планируется работа по разработке перспективного планирования для обучающихся 3,4 классов с речевыми нарушениями. Мастер - класс работает по заданному плану. 16 декабря предлагается обсудить фрагменты комплексно - тематических планов по формированию связной речи и коммуникативных компетенций у детей среднего, старшего, подготовительного к школе возраста.

С уважением, Савельева Ирина Георгиевна, методист по коррекционному образованию МАУ ИМЦ г. Томска

Доброго времени суток!

malina03 аватар

Доброго времени суток! Изучила предлагаемые конспекты групповых занятий и обнаружила, что все занятия имеют комплексный характер, т. е. на одном занятии прорабатываются все аспекты речевого развития: от слухового восприятия и фонетики до связной речи и коммуникативной компетенции. Скажите, а индивидуальные занятия также предполагают комплексный подход в рамках одного занятия?

Здравствуйте! Вы верно

saveleva irina аватар

Здравствуйте! Вы верно отметили комплексный характер занятий, содержание которых отражено в перспективном планировании. Индивидуальные занятия также носят комплексный характер, на них отрабатывается диалогическая речь в совместной деятельности учителя - логопеда и ребёнка. На индивидуальном занятии педагог помогает ребёнку формулировать полные ответы на вопросы. Предложенное планирование по связной речи и коммуникативным навыкам можно органично встраивать в основную структуру занятия. Подробные разработки тематических планов по формированию коммуникативных компетенций обусловлены проблемой формирования навыков общения ребёнка в социуме. Не случайно ФГОС ДО и ФГОС НОО обращает особое внимание на формирование коммуникативных УУД.

С уважением, Савельева Ирина Георгиевна, методист по коррекционному образованию МАУ ИМЦ г. Томска

Уважаемая Ирина Георгиевна!

valentinaМ аватар

Уважаемая Ирина Георгиевна! Коллеги! С интересом прочитала фрагменты комплексно - тематических планов по формированию связной речи и коммуникативных компетенций у детей среднего, старшего, подготовительного к школе возраста. Несомненно, опыт актуальный. За данными формулировками стоит огромный труд Профессионалов! У меня возник вопрос: каким образом выстроен процесс "оценивания других", как мы замерим умение "слушать и слышать собеседника"?

Спасибо!

Валентина Максимовна, методист МБОУ ДПО ПКС "Березовский ИМЦ" Пермский край

Уважаемая Валентина

Yagodkina Oksana аватар

Уважаемая Валентина Максимовна! Что Вы понимаете под словом "Замерим умение"? Если обратиться к ФГОС ДО, то в данном нормативном документе обозначено, что образовательный результат освоения ООП в виде целевых ориентиров не подлежат непосредственной оценке. В комментарии к приказу № 1155 отмечено, что педагогическая диагностика может осуществляться низко формализованными методиками - наблюдение; диагностика может осуществляться лишь педагогом-психологом и лишь с разрешения родителей (законных представителей) воспитанников.
Таким образом, сформированность умения слушать и слышать мы можем увидеть и в игре - на сколько ребенок придерживается правил игры, которые Вы ему озвучили; и в проведении опыта - на сколько ребенок придерживается той инструкции, которую Вы ему дали и т.п.

С уважением, Оксана Викторовна Ягодкина, методист по дошкольному образованию МАУ ИМЦ г.Томска

Уважаемая Оксана Викторовна!

valentinaМ аватар

Уважаемая Оксана Викторовна! Что касается дошкольного образования, то полностью вас поддерживаю. ФГОС начального и основного образования предполагает проведение мониторинговых процедур для оценки достигнутых метапредметных результатов. Естественно, мною поднятая проблема относится к начальному образованию. Замечательно, что вы и ваши коллеги так точно декомпозируете результат/умение. Спасибо!

Валентина Максимовна, методист МБОУ ДПО ПКС "Березовский ИМЦ" Пермский край

Коллеги! Предложенный

valentinaМ аватар

Коллеги! Предложенный методический материал реально поможет учителю - логопеду детского сада. Мы тоже обсуждаем вопросы формирования предпосылок УД. Завтра в рамках районной творческой мастерской учителей-логопедов обсудим предложенные материалы. Спасибо! Об итогах сообщу непременно.

Валентина Максимовна, методист МБОУ ДПО ПКС "Березовский ИМЦ" Пермский край

Уважаемые коллеги! Снова и

valentinaМ аватар

Уважаемые коллеги! Снова и снова размышляю над вопросами коллег из Томска и не только... Что должно измениться в деятельности учителя-логопеда, в планировании занятий, ... в условиях введения ФГОС? Разве не формировали мы до ФГОС коммуникативные компетенции? Ответы можем услышать разные... Я считаю, сейчас, главное, осмыслить специалистам, воспитателям, учителям, какое учение я развиваю в детям, как, каким образом, каков будет образовательный результат, как его замерить? Важно осмысление, затем выстраивание системы.

Валентина Максимовна, методист МБОУ ДПО ПКС "Березовский ИМЦ" Пермский край

Добрый день, Валентина

saveleva irina аватар

Добрый день, Валентина Максимовна! Согласна, что осмысление меняющегося содержания в организации образовательного процесса требует времени. Но система работы складывается из пробных шагов, а затем позволяет провести рефлексию на внедренческий опыт, используя его в работе с детьми. Актуальность разработанных материалов обусловлена проблемой: дети, занимающиеся в логопункте детского сада или школы, не используют навыки коммуникации вне логопедического кабинета. Попытка учителей -логопедов усилить коррекционные занятия коммуникативными формами работы ( парной, групповой), а также продумать вопросы, стимулирующие детей слышать и слушать собеседника, уметь договариваться и выражать своё мнение. На первый взгляд, это просто, но по сути меняет концепцию занятия.

С уважением, Савельева Ирина Георгиевна, методист по коррекционному образованию МАУ ИМЦ г. Томска

Здравствуйте, Валентина

saveleva irina аватар

Здравствуйте, Валентина Максимовна! Спасибо за оценку, будем ждать Ваших предложений для корректировки материалов. Как вы заметили, в предложенных материалах прослеживается единая лексическая тематика. Данный подход к планированию позволяет проследить динамику в формировании коммуникативных умений. Планируемые лексические темы интегрируются с образовательными областями, что обеспечивает целостность образовательного процесса.
В дошкольном возрасте важно стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками. Базовыми предпосылками для детей являются умения использовать вариативные формы благодарности, обращения с просьбой, выражать эмоционально положительное отношение к собеседнику.

С уважением, Савельева Ирина Георгиевна, методист по коррекционному образованию МАУ ИМЦ г. Томска

Доброго времени суток, Марина

saveleva irina аватар

Доброго времени суток, Марина Александровна! Приглашаем Вас, старшего воспитателя дошкольного учреждения ,включиться в разговор. Насколько актуальна для Вас заявленная тема? Каким образом учитель -логопед и воспитатель вашего учреждения взаимодействуют, формируя коммуникативные компетенции у ребёнка дошкольного возраста?

С уважением, Савельева Ирина Георгиевна, методист по коррекционному образованию МАУ ИМЦ г. Томска

Добрый вечер!

svetlanka-art76 аватар

Добрый вечер!

Светлана Владимировна.

 Здравствуйте, Светлана

vasilevskaya_ev аватар
 Здравствуйте, Светлана Владимировна!  
Предлагаем вам активно включиться в работу сетевого мастер-класса: поделиться своим опытом работы по рассматриваемым вопросам, а также задать вопросы ведущим мастер-класса.

С уважением,
Елена Владимировна Василевская, научный руководитель Сетевой школы методиста, заведующая кафедрой развития образования ФГАОУ АПК и ППРО

Здравствуйте ! В какое время

oxana alekseeva аватар

Здравствуйте ! В какое время будет проходить вебинар?

 Добрый вечер, Оксана

vasilevskaya_ev аватар
 Добрый вечер, Оксана Владимировна!
У нас не вебинар, а сетевой мастер-класс. Предлагаем вам познакомиться с представленными в расписании материалами и включиться в разговор по предложенным вопросам.
Ждем вашего активного включения в работу мастер-класса.

С уважением,
Елена Владимировна Василевская, научный руководитель Сетевой школы методиста, заведующая кафедрой развития образования ФГАОУ АПК и ППРО

Доброе утро всем участникам

Razderischenko Alla аватар

Доброе утро всем участникам мастер - класса.

Доброе утро, Алла

saveleva irina аватар

Доброе утро, Алла Александровна! Понимаем. что Вы работаете воспитателем в детском саду. Интересен Ваш опыт в развитии коммуникативных компетенций с детьми дошкольного возраста. Как Вы работаете над данным направлением? Ваше отношение к представленным материалам нам очень важно.

С уважением, Савельева Ирина Георгиевна, методист по коррекционному образованию МАУ ИМЦ г. Томска

Доброе утро, уважаемые

stepanovaOI аватар

Доброе утро, уважаемые участники и гости мастер-класса!
Нам интересно Ваше мнение и ваш опыт в работе по развитию коммуникативных компетенций у детей.
Какие новые элементы вы включаете в занятия и как изменилась структура занятия в свете новых стандартов?

Степанова Ольга Игоревна
Учитель-логопед МАДОУ №61 г.Томска

Степанова Ольга Игоревна, учитель-логопед МАДОУ №61 г.Томска

Доброго вам дня, Ольга

Доброго вам дня, Ольга Игоревна!
Я использую на логопедических занятиях кинезиологию, элементы логоритмики, психогимнастики, упражнения на развитие дыхания, музыкотерапию. Использование данных технологий в логопедической работе помогает нам быстрее и качественнее осуществлять исправление и закрепление у детей правильных речевых навыков, способствует снятию нервно – психического напряжения и коррекции психоэмоциональной сферы. Используя в работе кинезиологические упражнения мы стимулируем интеллектуальное развитие, создаем предпосылки для многих психических процессов, на которых базируется развитие речи детей : память , внимание, логическое мышление. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. На более высоком уровне, более качественно начинают осуществляться такие параметры нервных процессов как сила, равновесие, подвижность, пластичность. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль НС. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.
Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики помогают нам восстановить и сохранить эмоциональное благополучие и предупредить его расстройства. Противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные рефлекторно влияют на гармонизацию психики ребёнка, уравновешивают процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, нормализуют психическую и двигательную активность детей, приводят к улучшению настроения, исчезновению инертности.
Элементы логоритмики. Это движения, которые сочетаются с речевым сопровождением. Они способствуют развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению.

Boyarko

При проектировании

При проектировании корригирующих занятий, логопед должен учитывать следующие важные особенности современного дошкольного образования, отличающиеся от традиционного обучения:
 Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, старше и опытнее.
 Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого.
 Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. Цель - подлинная активность (деятельность) детей,а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.
 Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка.
 Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, и т.д.
 Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых).
 Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности.
 Главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации, по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи и т. д.
Таким образом, понятно, что меняется вся система организации и проведения занятий. А в связи с этим должен измениться и образ педагога. Педагог общается с детьми на равных, его внешний вид должен соответствовать приятию детей, то есть, чтобы дети его приняли «за своего», ему необходимо легко вступать в сотрудничество с детьми на их уровне

Boyarko

В прошлом главной целью

В прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности - уровень сформированности этих умений и навыков детей. Сегодня, наряду со знаниевым компонентом, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент (формирования УУД в личностных, регулятивных, и, конечно, в познавательных и коммуникативных сферах). Критерием успешности обучение выдвигает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных и предметных результатов.
Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных и познавательных УУД).
Также в Стандарте особое значение придается предупреждающей логокоррекционной работе с детьми группы риска. ФГОС указывает и на обязательный учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Всё большее количество современных детей попадают в категорию группы риска: часто болеющие дети (соматически ослабленные), педагогически запущенные, без предшкольной подготовки, с нерезко выраженными отклонениями в развитии, дети из неблагополучных семей и др. Повышенная уязвимость организации специальной компенсации трудностей развития.
Требования Стандарта к условиям реализации образовательной программы определяет и новый подход к организации логопедической работы – подход с позиции педагогического менеджмента. Новые условия реализации ФГОС предъявляют особые требования к организации собственно профессиональной деятельности учителя-логопеда – организация деятельности с учетом самоменеджмента

Boyarko

Доброго времени суток, Елена

saveleva irina аватар

Доброго времени суток, Елена Владимировна! После Вашего теоретического монолога хочется понять, каким образом Вы планируете на логопедических занятиях работу по развитию коммуникативных навыков. Почему у Вас появилась необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по данному вопросу?

С уважением, Савельева Ирина Георгиевна, методист по коррекционному образованию МАУ ИМЦ г. Томска

Добрый вечер, Ирина

Добрый вечер, Ирина Георгиевна! Спасибо Вам за вопрос.
В своей практике я пытаюсь максимально использовать возможности занятия для развития коммуникативных способностей учащихся. Планируя каждый урок, выделяю три составляющих:
коммуникативную деятельность, цель которой состоит в создании общения на уроке;
развитие коммуникативных способностей учащихся, т. е. развитие склонностей к установлению эффективного общения;
индивидуальная работа с коммуникабельными детьми и развитие коммуникабельности в остальных, т. е. обучение общительности в процессе обучения.
В связи с этим, уроки провожу с использованием разных форм сотрудничества. Самыми эффективными считаю работу в парах, группах. Для развития умения действовать вместе, слаженно, использую инсценировки, решение и составление кроссвордов, шифровки и т. д.
Особую роль в формировании коммуникативных навыков отвожу индивидуальному разговору.
использую вопросно-ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных способностей учащихся.

Boyarko

Ирина Георгиевна, отвечая на

Ирина Георгиевна, отвечая на ваш вопрос о необходимости создания программы внеурочной деятельности по развитию связной речи у школьников, хочу сказать, что данная программа создана для детей с ОВЗ (VIIвида). В нашей школе за последние три года число детей с ОВЗ возросло на 3%. Количество детей с нарушениями развития речи очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению.
Дети с недостатками речи занимают второе место среди всех детей с недостатками развития и нуждаются в специальном сопровождении учителями – логопедами и психологами.
Приступив к работе с детьми с ОВЗ, я выделила ряд проблем, связанных с особенностями познавательной деятельности и психического развития этих ребят. Важнейшими проблемами являются бедный словарный запас, неумение учащимися высказать собственные мысли, нарушение в формировании монологической речи. Это создает определенные трудности не только в обучении, но и в общем развитии таких детей. Недостатки речи, которые обнаруживаются при обучении ребенка в школе, могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах. Своевременные коррекционные мероприятия могут намного облегчить жизнь школьнику.
Поэтому с целью создания оптимальных условий для развития устной и письменной речи детей с ОВЗ в общеобразовательной школе я разработала курс «Развитие речевой культуры», в основу которого вложена программа Н.Г.Андреевой под ред. Р.И.Лалаевой. - М.:Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008.-302с.: ил.-(Коррекционная педагогика).
Цель курса развивать коммуникативные умения, научить общаться в разных ситуациях.Помочь детям осмыслить их речевую практику, чтобы на этой основе овладеть умением общаться. Организовать активную речевую деятельность учеников, в которой они постоянно будут применять полученные знания, самостоятельно строить высказывания. Дети научатся слушать, говорить, сочинять. Все это облегчит их обучение в массовой школе.

Boyarko

Доброго времени суток, Елена

saveleva irina аватар

Доброго времени суток, Елена Владимировна! Спасибо за акцент, который Вы сделали на сопровождении детей с ОВЗ в рамках заявленной темы. Комплексно- тематическое планирование и программа по формированию коммуникативных компетенций для обучающихся 1-4 классов направлена на данную категорию детей. Если Вы заметили - в планировании по развитию связной речи и коммуникативным навыкам в работе с детьми 2 класса работа углублена только по обогащению словаря и лексики. Содержание по формированию коммуникативных навыков в первой четверти во многом дублируется, потому что апробация материала показала незначительную динамику в овладении коммуникативными навыками обучающихся 1 классов. К 3 классу дети более подготовлены к работе в парах, группах, могут содержательно поддержать диалог. Ваша программа является практическим инструментом для учителя - логопеда и педагога, работающего с детьми с ОВЗ ( с тяжёлыми нарушениями речи и задержкой психического развития). Учитывая, что учитель - логопед работает 20 часов, возникает вопрос : В какое время Вы реализуете данную программу?

С уважением, Савельева Ирина Георгиевна, методист по коррекционному образованию МАУ ИМЦ г. Томска

Добрый день, Ирина Георгиевна

Добрый день, Ирина Георгиевна и все участники мастер - класса!
Отвечая на вопрос Ирины Георгиевны о времени проведения занятий с детьми с ОВЗ, скажу, что в нашей школе обучается 1730 учащихся, из них 58 учащихся имеют протоколы ГПМПК VII вида и V вида. Данной категории учащихся нужны коррекционные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога. Брать на занятия этих учащихся в часы, данные на ставку, я не имею возможности. Поэтому в нашей школе учителю-логопеду и педагогам-психологам даны часы на внеурочную деятельность для работы с данной категорией детей. Учащиеся первой смены посещают внеурочные занятия во второй половине дня после уроков, а учащиеся второй смены приходят на занятия до уроков.

Boyarko

Добрый день, уважаемые

Miroshnikova_MS аватар

Добрый день, уважаемые коллеги! Как Вы способствуете развитию инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками в среднем дошкольном возрасте? Заранее спасибо!

Здравствуйте! Спасибо большое

Milovanova_NG аватар

Здравствуйте! Спасибо большое за вопрос. Развитие инициативности связано с возрастающей потребностью в сотрудничестве со сверстниками и со взрослыми во всех видах деятельности: в сюжетно-ролевой игре, в процессе чтения художественной литературы, в продуктивных видах деятельности.

Уважаемая Мария Сергеевна!

Yagodkina Oksana аватар

Уважаемая Мария Сергеевна! Для того, чтобы происходило развитие самостоятельности и инициативы в речи дошкольника достаточно обратиться к его личному опыту по любой проблеме, теме. Ведь, если спросить у Вас чем Вы любите заниматься больше всего, Вы начнете рассказывать о любимом деле и Вас будет сложно остановить.Так и дети, как только мы начинаем спрашивать их мнения, они начинают говорить и здесь педагогу важно поддержать ребенка вопросами, то есть показать, что мнение ребенка интересно и важно. Нам, педагогам, необходимо научиться быть ребенку партнером, а не учителем. Важно, научиться отвечать на вопросы детей, а не "отмахиваться" от них. Именно таким образом мы и будем поддерживать инициативу детей в общении. Кроме этого, важно дать возможность дошкольнику играть. Ведь, играя, дети общаются между собой, задают вопросы и отвечают на них.

С уважением, Оксана Викторовна Ягодкина, методист по дошкольному образованию МАУ ИМЦ г.Томска

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Последние комментарии

 Онлайн конференция Intel «Новая школа: мой маршрут» получит продолжение






Всероссийский конкурс проектов учителей, применяющих информационные технологии Microsoft и Intel в учебной работе



 

Читайте нас в:



Читать @NeteduRu

Вход в систему

Опрос

Будет ли способствовать введение профессионального стандарта учителя повышению качества образования?
Да
51%
Не уверен
41%
Нет
8%
Всего голосов: 1389

НАШИ ПАРТНЕРЫ

http://www.intel.ru/







 

Реклама

  
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика