Брифинг-консультация "Реализация требований стандарта нового поколения по формированию компетенций при работе по УМК Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной"

Брифинг-консультацию  "Реализация требований стандарта нового поколения по формированию компетенций при работе по УМК Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной"  проводят Москвин Георгий Владимирович, к.ф.н., доцент кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ им М.В.Ломоносова, Пуряева Надежда Николаевна, к.ф.н., преподаватель  филологического факультета МГУ им М.В.Ломоносова, Ерохина Елена Ленвладовна, к.п.н., преподаватель филологического факультета МПГУ.

Активности брифинг-консультации

 

Москвин Георгий Владимирович,
к.ф.н., доцент кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ им М.В.Ломоносова

 

Пуряева Надежда Николаевна,
к.ф.н., преподаватель  филологического факультета МГУ им М.В.Ломоносова

  

Ерохина Елена Ленвладовна,
к.п.н., преподаватель филологического факультета МПГУ

Г.В.Москвиным опубликовано более 50 научных и методических работ, в том числе монография «Смысл романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”».
Авторский коллектив линии учебников по литературе с 5 по 11 класс, который возглавляет Г.В.Москвин, объединил преподавателей ведущей научной и методической школ России.
Учебники вошли в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и соответствуют ГОС основного и среднего (полного) общего образования по литературе (2004 г.).

Новый УМК Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. «Литература 5-11 классы для общеобразовательных школ» ориентирован на реализацию целей и задач литературного образования школьников, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом  2 поколения.

В основе построения курса – компетентностный подход, который предполагает развитие двух видов компетенции: познавательной и деятельностной. Свою главную задачу авторы УМК видят в том, чтобы вместе с сообщением необходимых сведений по литературе способствовать развитию  учащегося как личности,  мыслящей и творческой. Этой задаче подчинены структура и методический аппарат  УМК. Авторы стремились избежать традиционного противопоставления  двух путей изучения литературы: от теории к деятельности и от деятельности к теории, поэтому в основу методической концепции УМК была положена идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса.

Отбор конкретного содержания обучения на каждом этапе  подчинен проблемно-тематическому принципу в 5 - 8 классах и историко-хронологическому в 9 – 11 классах.

Основным условием успешного изучения предмета, по мнению авторов, является создание, поддержание и развитие мотивации учащихся. Ведущей стратегией укрепления мотивационной базы обучения является формирование у учащихся познавательного интереса, который должен  последовательно возрастать на каждом  новом  этапе учебного процесса. Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5-8 классах способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Учащиеся 9-11 классов способны самостоятельно выявлять закономерности, существенные стороны изучаемого явления, делать выводы и обобщения. Поэтому в основе программы 9 и 10-11 классов лежит формирование представления о литературе как о процессе. Создание специальных проблемных ситуаций уступает место созданию условий для самостоятельного выявления учащимися возможных познавательных противоречий и поиска пути их разрешения.

Методический аппарат учебника представлен разными типами вопросов и заданий, создающих мотивацию для чтения, обучающих разному типу чтения, проверяющих усвоение содержания прочитанного, позволяющих развивать речевые умения на основе прочитанного текста, нацеливающих на работу с иллюстрациями, развивающих аналитические и исследовательские умения и др.  Большое внимание уделяется  словарной работе.

Все задания и вопросы в учебнике даны «с избытком», что позволяет организовать дифференцированное и личностно-ориентированное обучение. Формулировки большинства заданий содержат алгоритм их выполнения (способ деятельности), что способствует формированию предметных и надпредметных компетенций учащихся.

Методический аппарат включает материалы для уроков внеклассного чтения (5-8 классы) и самостоятельного чтения (9-11 классы), связывающие единой методической идеей тексты для обязательного изучения и тексты для дополнительного чтения.

Нашу авторскую позицию в отношении предмета литературы хорошо иллюстрируют слова:

Читать — значит применять в жизни прочитанное.
Дистервег А.

Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать.
Ф. Бэкон

Уважаемые коллеги! Такими  задумывались и были выпущены учебники 5-9 классов.  Но важно то, как их воспринимают учителя и ученики. На встречах с учителями литературы и методистами различных регионов России нам часто задают вопросы: «Соответствует ли ваш учебник образовательному стандарту второго поколения? Помогает ли содержание учебника подготовиться старшеклассникам к ГИА и ЕГЭ?». Отрадно, что в конце таких встреч участники утвердительно отвечают на свои вопросы об учебнике.

Презентации брифинг-консультации расположены внизу страницы и доступны только зарегистрированным пользователям!

Жанр консультации предполагает ответы авторов на поступающие вопросы «из зала». Но в общении с учителями и со школьниками и у авторов тоже возникают размышления и вопросы, которые позвольте предложить для обсуждения.

Ждем Ваши вопросы и комментарии с 14 по 18 марта в специально открытом форуме.

Активности брифинг-консультации

Как Вы думаете…

Должны ли требования по формированию УУД должны влиять на методическую концепцию современных учебников по литературе?
Как должны соотноситься жанровый и тематический принципы представления литературного материала в учебниках?
Выключение из программы изучения каких литературных текстов вызывает у Вас: а) сожаление, б) протест, в) согласие?
Каковы преимущества литературного образования школьника в подготовке их к реальной жизни?

Вопросы тем, кто работает или знаком с нашим УМК:

Помогают ли данные учебники реализовать деятельностный подход в обучении литературе?
Какие виды заданий методического аппарата УМК наиболее популярны/ непопулярны у учащихся?

Все мы понимаем, что заинтересовать учащихся своим предметом может только учитель творческий, мыслящий нетривиально. Чтобы сделать наше общение на протяжении этой недели  более интересным, предлагаем конкурс на лучшие литературные гипотезы по следующим вопросам:
 

  1. В "Повестях Белкина" А.С.Пушкина 5 повестей, в "Герое нашего времени" М.Ю.Лермонтова - тоже. Совпадение ли это? 
  2. Определить и расположить в порядке убывающей значимости факторы, определяющие ритмику стихотворения?
  3. Значение образа лошади в русской литературе. 

Уважаемые коллеги, в связи с тем, что происходит путаница, и вместо своих гипотез, которые нужно публиковать в блогах,   вы в блогах оставляете  вопросы авторам, пожелания и т.п., предлагаем ответы на конкурсные вопросы (гипотезы) отправлять на адрес konkurs@apkpro.ru, а свои вопросы и комментарии, касающиеся темы брифинг-консультации,  писать в ветках форума.

Гипо́теза (от др.-греч. ὑπόθεσις — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка. Любая гипотеза должна быть опровержима хотя бы в принципе. Неопровержимые предположения гипотезами не являются.

Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (см. теорема, теория), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.

Последние комментарии

 

Читайте нас в:



Читать @NeteduRu

Вход в систему

Опрос

Чем является для Вас аттестация?
Средством получения новых знаний и освоения новых компетенций;
70%
Способом доказать свой высокий профессиональный уровень;
8%
Средством повышения профессионального статуса и продвижения в карьере;
5%
Средством улучшения материального положения за счет увеличения заработной платы;
2%
Средством самореализации, самосовершенствования и самоудовлетворенности.
15%
Всего голосов: 1404

НАШИ ПАРТНЕРЫ

http://www.intel.ru/




 
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru