Исследовательская работа обучающихся в рамках школьного образования

Эксперт - Ирина Рогова
Время проведения мероприятия: 
Срд, 17/08/2011 (Весь день) - Срд, 31/08/2011 (Весь день)
Материалы и обсуждение
IRINA-IRENA аватар

Ученик считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применить усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни. Под компетентностью в области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения».
Активности форума

Развитие и образование ни одному человеку
не могут быть даны или сообщены.  Всякий,
 кто желает к ним приобщиться, должен
 достигнуть этого собственной деятельностью,
собственными силами, собственным напряжением.

А. Дистервег


Наши подростки знают школьную программу по биологии, но не понимают, что такое ГМО. Они неплохо производят вычисления, но легко поддаются на манипуляции со статистикой… Таковы результаты исследования международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, в котором участвовало около 400 тысяч подростков из 57 стран. В получившемся рейтинге наша страна оказалась лишь в четвертом десятке. И это не смотря на то, что российские школьники успешно выступают на международных предметных олимпиадах!..
Практика жизни показывает, что в настоящее время куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией, чем иметь определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Никто не отрицает важности наличия этих знаний, но происходящие сегодня изменения в  общественной жизни требуют развития новых способов образования. Современная система образования должна быть построена на предоставлении обучающимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов и законов, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Роль педагога – помочь им в этом. Современные педагогические технологии, основывающиеся на деятельностном подходе к обучению, предполагают, что обучающийся владеет определенными навыками исследовательской деятельности. К сожалению, обучение этим навыкам в настоящее время массово не происходит. Такое обучение предполагается с введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, который  предусматривает обеспечение «исследовательской и проектной деятельности обучающихся направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач».
Не понижая значение традиционной классно-урочной системы, которой со времен Я. Коменского и по сей день нет достойной полновесной альтернативы, все же сегодня  поговорим о потенциале таких инновационных способов и форм ведения образовательной деятельности, как учебное исследование.
В основе исследовательского метода обучения лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.  Определенный набор техник и приемов позволяет создавать образовательные ситуации, в которых ученик ставит и решает собственные проблемы. При работе над исследованием появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем, а также освоения способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.
Учебное исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Эти виды деятельности позволяют школьникам проявлять себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Учебное исследование с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования  у обучающихся.
Время диктует новые стандарты образования. Не случайно известный лозунг «Образование на всю жизнь» перестал быть актуальным. В настоящее время его можно заменить лозунгом «Образование через всю жизнь». Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование. Обучение в школе должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетентностей. Использование же в образовательном процессе  исследовательской деятельности позволяет развивать способности учащихся к самоанализу и самопознанию, формировать коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи, которые способствуют успешной адаптации выпускника в социуме.
Для знакомства с опытом предлагаются материалы:

 
Для обсуждения  предлагаются вопросы:
Активности форума

Что на Ваш взгляд является самым важным при организации исследовательской деятельности школьников?
С какими сложностями столкнулись Вы при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности?
Необходимо ли в связи с введением ФГОС проводить обучение педагогов основам применения исследовательского полхода в обучении?
Какие вопросы организации исследовательской деятельности школьников Вы хотели бы обсудить?

 

Рогова Ирина Александровна, заместитель директора по УВР, учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 31» поселка Краснобродского Кемеровской области
Яндекс.Метрика

Последние комментарии

 

Читайте нас в:

Вход в систему

Опрос

Чем является для Вас аттестация?
Средством получения новых знаний и освоения новых компетенций;
75%
Способом доказать свой высокий профессиональный уровень;
7%
Средством повышения профессионального статуса и продвижения в карьере;
5%
Средством улучшения материального положения за счет увеличения заработной платы;
2%
Средством самореализации, самосовершенствования и самоудовлетворенности.
12%
Всего голосов: 1853

НАШИ ПАРТНЕРЫ

http://www.intel.ru/




 
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика