Мастер-класс "Ориентировочная основа универсальных учебных действий"

С 15 по 20 сентября 2011 года, в рамках мероприятий Сетевой школы методиста, на портале ОГЭУ будет проводиться мастер-класс «Ориентировочная основа универсальных учебных действий». Мастер-класс проводит муниципальное учреждение «Информационно-методический центр» г. Томска.
Цель мастер-класса:  организация  сетевого взаимодействия методистов муниципальных методических служб и  учителей начальных классов в области  разработки методических и дидактических материалов по  формированию УУД.

Задачи:

  1. Организовать профессиональный диалог об особенностях формирования универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы, имеющихся в этой области профессиональных дефицитах  у методистов и учителей начальных классов и путях их устранения.
  2. Обеспечить освоение способов разработки технологической карты формирования УУД как  дидактического средства сопровождения педагога в процессе внедрения ФГОС.
  3. Сформировать сетевые проблемно-творческие  группы методистов и учителей начальных классов России:
    • ПТГ №1 «Разработка технологической карты по формированию коммуникативных УУД в начальной школе»;
    • ПТГ №2 «Ориентировочная основа регулятивных универсальных учебных действий. Разработка технологической карты».

  
В ходе работы мастер-класса будут рассмотрены подходы к разработке методического и дидактического обеспечения по формированию универсальных учебных действий в начальных классах.

Мастер: Крупская Ольга Анатольевна, методист по начальным классам, начальник отдела по инновационной работе МУ ИМЦ  г. Томска.
Ольга Анатольевна имеет опыт  по организации сетевого взаимодействия в методической работе на муниципальном уровне. Как автор и координатор проекта «Обновление содержания образования в начальной школе» в рамках  экспериментальной площадки АПК и ППРО (2007-2010 г.г., научный руководитель Василевская Е.В.) апробировала   технологию  создания единого методического пространства через  коллективно-распределенную деятельность участников проекта (более 130 учителей).   
С апреля 2010 г. О. А. Крупская реализует проект «Обновление содержания и организации учебной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС». Содержание и промежуточные результаты данного  проекта легли в основу мастер-класса.
Приглашаем Вас принять участие в работе мастер-класса «Ориентировочная основа универсальных учебных действий» и обсуждении рассматриваемых в ходе его проведения содержательных аспектов работы по формированию УУД.

Расписание работы мастер-класса

Дата

Этапы
мастер-класса

Содержание

15.09

 Знакомство с материалами

1.Статья. Василевская Е.В., Крупская О.А. Обновление технологии организации методической работы учителями начальных классов на муниципальном уровне / Е.В. Василевская; О.А. Крупская // Методист. – 2007. - № 5. – С.26-29
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1 6413&lib_no=16622&tmpl=lib
2.Статья. Крупская О.А. Пути обновления содержания образования в начальной школе / О.А. Крупская // Формирование модели сетевой организации методической работы на муниципальном уровне на основе самопроектирования управленческой деятельности – Томск, 2009. – С.101-114
http://imc.tomsk.ru/innovac/master
3.Статья. Крупская О.А. К вопросу об обновлении методической работы на муниципальном уровне
/ О.А. Крупская // Формирование модели сетевой организации методической работы на муниципальном уровне на основе самопроектирования управленческой деятельности – Томск, 2009. – С.6-18
http://imc.tomsk.ru/innovac/master
4.Проект «Обновление содержания и организации учебной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС».
http://imc.tomsk.ru/innovac/master
5.Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З. Биболетова и др.] ; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е издание. – М. ; Просвещение, 2010. – 120 с. – (Стандарты второго поколения) стр. 4-13, 16-18.

 

Комментированный показ этапов разработки технологической карты по формированию УУД.

Технологическая карта формирования УУД как  педагогическое средство сопровождения педагога в процессе подготовки и реализации ФГОС. Структура, содержание, способы разработки.

 

Вопросы для обсуждения.

 

16.09

Обсуждение  предложенных материалов. Вопросы на уточнение.

17.09

Моделирование

Проектирование участниками мастер-класса фрагмента технологической карты по предложенным материалам.

18.09

Обсуждение разработанных участниками мастер-класса фрагментов технологической карты.

 

Презентация перспектив совместной деятельности

Коллективно-распределенная деятельность участников проектной группы федерально-регионально-муниципальной методической службы (ФРММС)  по разработке технологических карт  УУД. Техническое задание.

19.09

Рефлексия. Подведение итогов и формирование предложений по  теме мастер-класса

 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Программа работы понятна и

kotochigova аватар

Программа работы понятна и ясна.

Елена Коточигова

Уважаемые коллеги! Работа

olga-krupskaya аватар

Уважаемые коллеги!
Работа нашего мастер-класса, организованного МУ ИМЦ города Томска, начата. Приглашаем Вас к участию в ней.
Вашему вниманию предлагаются содержательные материалы, практические задания и вопросы для обсуждения в соответствии с планом работы мастер-класса.
Материал статей, предложенных для ознакомления на первом этапе нашей работы, может быть интересен методистам ММС и специалистам УО. Если Вы испытаете затруднения при открытии трех последних статей по ссылкам в анонсе, не расстраивайтесь. Мы их продублировали в материалах мастер-класса под именами «Ссылка №1», «Ссылка №2», «Ссылка №3».
По ходу мастер-класса вы можете задавать собственные вопросы, связанные с тематикой мастер-класса.
Желаем Вам интересной и продуктивной работы!

О.А. Крупская, методист по начальным классам, начальник отдела по экспериментальной работе МУ ИМЦ города Томска.

Уважаемая Ольга Крупская! Не

Vera Safonova аватар

Уважаемая Ольга Крупская! Не могли бы Вы подробнее остановиться на вопросе, с чего начинать работу в ПТГ по конструированию технологической карты по формированию УУД у младших школьников?

Vera Safonova

Вера Прокопьевна, спасибо.

olga-krupskaya аватар

Вера Прокопьевна, спасибо. Ваш вопрос очень важный.
Работу в ПТГ надо начинать с погружения всех ее участников в единое понятийное поле. Ведь они будут создавать коллективными усилиями общий интеллектуальный продукт – методическое пособие, включающее технологическую карту, теоретическое обоснование ее содержания и методические рекомендации по ее использованию в работе. Поэтому у разработчиков должно быть единое понимание содержания и способов работы. В противном случае есть вероятность того, что технологическая карта и другие материалы пособия будут напоминать лоскутное одеяло.
Активное участие в работе данного мастер-класса позволит каждому желающему принять участие в построении нашего единого понятийного пространства.

О.А.Крупская

Добрый день, Ольга

GurbatowaElena аватар

Добрый день, Ольга Анатольевна и все участники мастер класса!
Рассматриваемая тема, действительно, не только актуальна, но и проблемна, в первую очередь, для педагогов, которые начинают работать по новым стандартам. Она же (тема) пока разработна лишь с теоретической стороны, а практический аспект, мягко скажем, "зависает". Как конкретному педагогу отслеживать уровень сфрмированности всх видов УУД у каждого ученика? Использование предлагаемых многочисленных методик и заданий для выявления уровня сформированности УУД требуют не только знание специфики их проведения, но и временных затрат, что, в свою очередь, может привести к формальному отношению. Думаю, что разработка технологических карт будет одним из эффективных способов решения данного проблемного вопроса. А пока не разработаны технологические карты, позвольте поинтересоваться, какой уже есть опыт у практиков по данному вопросу?
С уважением, к.п.н., доцент Елена Романовна Гурбатова.

Елена Романовна Гурбатова, доцент кафедры дошкольного и начального образования АУ "Институт развития образования Ивановской области".

Здравствуйте Елена

olga-krupskaya аватар

Здравствуйте Елена Романовна!
Внедрение стандарта нового поколения, в котором УУД заявлены в перечне планируемых результатов, в Томской области началось в этом учебном году, поэтому опыта педагогической диагностики сформированности УУД у наших учителей начальных классов еще нет. Однако педагоги-психологи совместно с методистом нашего центра в прошлом учебном году разработали программу мониторинга уровня сформированности УУД., в состав которого также входит технологическая карта , но несколько другого содержания, чем рассматриваемая нами. Результатам и перспективам этой работы будет посвящен мастер-класс «Психологическое сопровождение развития младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО», который состоится 28 сентября -2 октября на этом портале.
О.А. Крупская

Уважаемые коллеги! Очень

lena_shturn аватар

Уважаемые коллеги! Очень актуальна тема мастер-класса. Но, к сожалению, у нас возникли затруднения при открытии материалов мастер-класса. Нас заинтересовала данная проблема, хотелось бы принять участие в работе. Спасибо.

Штурн Елена, г.Усолье-Сибирское

Елена, может имеет смысл

olga-krupskaya аватар

Елена, может имеет смысл обратиться к информатикам. Они наверняка помогут.
С уважением О.А.Крупская

Коллеги из Новосибирска и

olga-krupskaya аватар

Коллеги из Новосибирска и Ижевска сообщили, что испытывают затруднения при открытии материалов мастер-класса.
Для них мы продублировали все материалы по электронной почте.
С уважением О.А.Крупская

Уважаемые коллеги, добрый

vasilevskaya_ev аватар
Уважаемые коллеги, добрый день!
Приветствую вас на столь интересном в содержательном аспекте мастер-классе. Возникновение понятия "универсальные учебные действия" связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности обучающегося; это личностное включение всех обучающихся в процесс взаимного обобщения, при этом изменяется характер взаимодействия учителя с классом; внешняя мотивация вытесняется формированием осознанного мотива учения, а репродукция знаний заменяется решением творческих учебных и практических задач...
Сколько прослушало лекций, прочитано литературы, методических рекомендаций по  вопросу формирования УУД, но вопросы остаются, потому как важно, прежде всего," а как это делается на практике". Мастер-класс, который проводит МУ ИМЦ г. Томска, именно это и показывает.
Активной, интересной всем вам работы!

С уважением,
Василевская Елена Владимировна, научный руководитель Сетевой школы методиста, проректор по дополнительному профессиональному образованию ГБОУ ВО МО "Академия социального управления", канд. пед. наук, доцент

Правильно ли я Вас поняла,

zorkina.polina аватар

Правильно ли я Вас поняла, что в разработке такой технологической карты должен принять участие учитель для того чтобы понять, что формировать и каким способом. Считаю рассматриваемые вопросы нужными для каждого учителя и злободневными для учителей 1 классов, работающих по новым стандартам.

Спасибо. С уважением, Полина Анатольевна.

Уважаемая Полина!

olga-krupskaya аватар

Уважаемая Полина! Действительно, согласно деятельностного подхода в обучении, а учителя как обучающиеся здесь не исключение, наиболее глубокое понимание осваиваемого материала происходит в активной познавательной деятельности. Участвуя в разработке технологической карты, учитель не только разберется в том, что представляет собой универсальное учебное действие, как пошагово его выполнять, через какие задания формировать у своих учеников, но и научиться самостоятельно разрабатывать подобную ориентировочную основу любого универсального или предметного действия.

Ольга Крупская

Уважаемые

Pustovalova.Vega аватар

Уважаемые коллеги!
Информационно-методический центр города Томска начинает работу межрегиональной группы по вопросам введения ФГОС, при Академии ПКиППРО, научным руководителем межрегиональной группы является Е.В.Василевская. Надеемся на плодотворную работу группы в течение учебного года! Сложность работы группы заключается в разработке и освоении двух аспектов. 1. Содержательный аспект, разработка которого предполагает издание сборника, - формирование УУД. 2. Организационно-методический аспект - сетевая организация работы по вопросам формирования УУД. В связи с этим, мы предполагаем, что методисты и учителя начальных классов примут участие в разработке технологических карт, их апробации.

директор МАУ ИМЦ города Томска Вега Вадимовна Пустовалова, к.п.н.

Здравствуйте. Мы так поняли,

galinakartashova аватар

Здравствуйте. Мы так поняли, что технологические карты будут разрабатываться не только педагогами Томска, но и из других регионов? Интересно узнать опыт изадумки коллег

Галина Карташова

Уважаемая Галина! Вы

olga-krupskaya аватар

Уважаемая Галина!
Вы правильно понимаете, что идея создания межрегиональных проблемно-творческих групп предполагает консолидацию опыта и интеллектуальных усилий методистов ММС и педагогов с разных территорий России. Нам очень важны мнения и предложения каждого участника мастер-класса, а в дальнейшем участников ПТГ. В программе мастер-класса предусмотрены обсуждения как структуры и содержания самой технологической карты, так и алгоритма работы над ее составлением.
Уважаемые коллеги, используйте возможности форума: после изучения материалов мастер-класса присылайте Ваши отзывы, предложения и вопросы.

О.А.Крупская

Уважаемые коллеги! Уважаемая

glebova.marina аватар

Уважаемые коллеги!
Уважаемая Ольга Анатольевна!
Приветствую участников и организаторов мастер-класса "Ориентировочная основа универсальных учебных действий" на портале ОГЭУ. Хочется отметить информативность и практические аспекты мастер-класса, высокий профессиональный уровень представленных материалов. Обновление методической работы на муниципальном уровне – тема актуальная, особенно в условиях введения ФГОС нового поколения и обновления образовательного законодательства РФ. В данном контексте обсуждаемая проблема – длительный процесс, но содержательно он будет влиять на характер требований к учителю, на формы организации реального учебного процесса. Следовательно, роль методической службы в повышении профессиональной методической и методологической компетентности учителя будет неуклонно возрастать.
Мастер-класс, безусловно, полезен для специалистов органов управления образованием, методистов муниципальных методических служб и педагогов общеобразовательных школ.
Благодарю автора мастер-класса О.А. Крупскую и МУ ИМЦ г. Томска за интересную работу. Желаю дальнейших творческих успехов!
С уважением, к.п.н., профессор РАЕ, Заслуженный работник науки и образования РАЕ, академик Международной академии социальных технологий, заместитель начальника МУ «Управление образования Администрации г. Прокопьевска» М.В. Глебова.

Уважаемая Марина

olga-krupskaya аватар

Уважаемая Марина Владимировна!
Спасибо за оценку материалов мастер-класса.
Действительно, проблема обновления методической службы и повышение профессионализма педагогов в соответствии с современными требованиями глубока и сложна в решении. Мы видим один из путей решения в консолидации усилий, как методистов, так и педагогов через сетевое взаимодействие на разных уровнях.

О.А.Крупская

Уважаемые коллеги! Второй

olga-krupskaya аватар

Уважаемые коллеги!
Второй день работы мастер-класса посвящен обсуждению предложенных материалов.
Вопросы для обсуждения материалов по организации сетевого взаимодействия:
1. В чем, с вашей точки зрения, роль методиста в организации сетевого взаимодействия в методической работе на муниципальном уровне по разработке методического и дидактического сопровождения введения ФГОС?
2. Как связаны структура сетевой организации и содержание методической работы?
3. Какие механизмы сетевого взаимодействия, на Ваш взгляд, наиболее эффективны?

Вопросы для обсуждения материалов по технологической карте УУД:
1. Насколько существенные изменения в практику работы учителя начальных классов, на Ваш взгляд, вносит перечень универсальных учебных действий, представленный во ФГОС НОО?
2. Прокомментируйте с точки зрения оптимальности структуру и содержание технологической карты.
3. Поможет ли такой методический материал педагогу в работе по формированию у школьников УУД.Насколько существенные изменения в практику работы учителя начальных классов, на Ваш взгляд, вносит перечень универсальных учебных действий, представленный во ФГОС НОО?
4. Внесите свои предложения в алгоритм работы над составлением технологической карты (см. пункт 2).

Желаем всем продуктивного общения.
О.А.Крупская

Уважаемая Ольга Анатольевна!

lena_shturn аватар

Уважаемая Ольга Анатольевна! Благодарны за представленные материалы мастер-класса, которые имеют большую практическую ценность и доступны для изучения данной актуальной проблемы. Перечень универсальных учебных действий, представленный во ФГОС НОО вносит существенные изменения в практику работы учителя. Ведь важно перейти от знаньевого компонента к компетентностному, когда процесс обучения предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, ведь это и залог профилактики школьных трудностей. Структура и содержание технологической карты оптимально алгоритмизируют процесс решения учебной задачи. Считаю, что такой методический материал является опорой в практике учителя начальных классов по формированию УУД. Спасибо!

Штурн Елена, г.Усолье-Сибирское

Спасибо, Елена Владимировна!

olga-krupskaya аватар

Спасибо, Елена Владимировна! Будем рады, если Вы сможете включиться в работу межрегиональных ПТГ.
С уважением О.А.Крупская

Уважаемая Ольга

Nagornova.Marina аватар

Уважаемая Ольга Анатольевна!
Благодарим за организацию и проведение мастер - класса. Материал достаточно интересен и содержателен.
Хотим принять участие в создании технологической карты по регулятивным УУД. На что акцентировать внимание?
Нагорнова

Уважаемая Марина

olga-krupskaya аватар

Уважаемая Марина Анатольевна!
Порядок участия в работе межрегиональной проблемно-творческой группы описан в материалах мастер-класса (файл 18.09.2011).
Начать предлагаем с пробы - этап моделирования данного мастер-класса (файл 17.09.2011). На все вопросы, возникающие в процессе моделирования, мы постараемся дать ответ.
С уважением О.А. Крупская

Уважаемая Ольга

Nagornova.Marina аватар

Уважаемая Ольга Анатольевна!
Мы были участниками при составлении технологической карты по коммуникативным УУД.Представленная Вами технологическая карта позволила нам более подробно разобраться в формировании коммуникативных УУД у обучающихся 1 классов. Мы получили инструмент, который будет полезен в работе. Благодарим за сотрудничество.

Зоркина П.А.. Нагорнова М.А.

Уважаемая Ольга Анатольевна!

Cukanova-Svetlana аватар

Уважаемая Ольга Анатольевна! Я полностью согласна с Вами и другими участниками сетевого взаимодействия и считаю, что на сегодня вопрос составления технологической карты формирования регулятивных и коммуникативных УУД очень актуален. Такая карта очень нужна учителям, работающим по новым ФГОС. Ознакомилась с подготовленными на вашем сайте материалами, прочитала задания, ссылки. Считаю, что вы, Ольга Анатольевна, делаете всё возможное для эффективной работы мастер-класса.С Вами приятно работать.Единственное, меня озадачило то, что очень мало времени на подготовку, оформление материалов, хотя об этом задании знала давно. Работаю в первом классе, очень много проблем, нужно тщательно готовиться к урокам, хотя и стаж большой. Ведь теперь надо работать по-другому.Но постараюсь выполнить все задания в срок.
С уважением Светлана Николаевна.

CukanovaS

Уважаемая Светлана

olga-krupskaya аватар

Уважаемая Светлана Николаевна!
Смысл работы в межрегиональной ПТГ в том, что благодаря коллективно-распределенной деятельности каждый участник получит задание составить фрагмент технологической карты по одному или двум универсальным действиям. Это небольшой объем работы, выполнить его посильно каждому, было бы желание. Тем более, что все разработчики будут иметь возможность общаться по скайпу и через электронку, получать необходимые консультации.
Важно всем участникам ПТГ прийти к единому пониманию содержания работы по составлению карты. Этой цели посвящена работа и данного мастер-класса. Попробуйте выполнить задание (файл 17.09). В процессе обсуждения результатов этой работы 18..09 2010 такое понимание будет складываться у всех потенциальных участников межрегиональной ПТГ.
С уважением О.А.Крупская

Уважаемая Ольга Анатольевна,

solonitsyna.olga аватар

Уважаемая Ольга Анатольевна, благодарю Вас за организацию такого мастер класса. Обсуждаемые материалы материалы мастер- класса очень актуальны и востребованы, и изложены в доступной форме. Планируется ли организация подобного мастер -класса по другим универсальным учебным действиям?

solonitsynaolga

Уважаемая Ольга Михайловна!

olga-krupskaya аватар

Уважаемая Ольга Михайловна! Методистами нашего центра будет проводиться мастер-класс «Психологическое сопровождение развития младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО», который состоится 28 сентября -2 октября на этом портале. На нем в числе других материалов будут рассматриваться технологическе карты по УУД, но иного содержания.

Уважаемая Ольга

MMC_Izhevsk аватар

Уважаемая Ольга Анатольевна!
Вы поднимаете очень актуальную тему. Все вопросы, предлагаемые для обсуждения, действительно, очень важные. Муниципальный методический центр города Ижевска с большим интересом примет участие в работе проблемных творческих групп по составлению технологических карт и в обсуждении данной проблемы. Сетевое обсуждение позволит подготовить методический материал по сопровождению внедрения и реализации ФГОС.
С уважением, Ирина Климентьевна, Директор МУ "Муниципальный методический центр" Управления образования Администрации города Ижевска.

Уважаемая Ирина Климентьевна,

olga-krupskaya аватар

Уважаемая Ирина Климентьевна, спасибо за отзыв. В работе межрегиональных проблемно-творческих групп
o ПТГ №1 «Разработка технологической карты по формированию коммуникативных УУД в начальной школе»;
o ПТГ №2 «Ориентировочная основа регулятивных универсальных учебных действий. Разработка технологической карты»
могут принять участие как методисты, так и педагогиги вашего региона. Мы будем рады сотрудничеству с Вами.

Роль методиста в организации

kotochigova аватар

Роль методиста в организации сетевого взаимодействия, как я думаю, заключается в следующем:

  • Организация коллективно - распределенной деятельности;
  • Направление информации в сеть;
  • получение обратной связи;
  • корректировка информации и способов ее подачи;
  • И вновть отправление информации в сеть.

Это фактически и описано в статье "Пути обновления содержания образования в начальной школе" (автор Крупская О.А.)
Любую сеть надо постоянно "держать в тонусе",стимулировать участников сетевого сообщества, что и делает сетевой методист.
Согласны, коллеги?

Елена Коточигова

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Яндекс.Метрика

Последние комментарии

 

Читайте нас в:

Вход в систему

Опрос

Чем является для Вас аттестация?
Средством получения новых знаний и освоения новых компетенций;
87%
Способом доказать свой высокий профессиональный уровень;
3%
Средством повышения профессионального статуса и продвижения в карьере;
3%
Средством улучшения материального положения за счет увеличения заработной платы;
1%
Средством самореализации, самосовершенствования и самоудовлетворенности.
6%
Всего голосов: 5477

НАШИ ПАРТНЕРЫ

http://www.intel.ru/




 
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика