Форум "Вопросы введения ФГОС НОО и новое понимание качества образования"

Уважаемые коллеги, приглашаем вас принять участие с 15 по 19 сентября 2011 г. в форуме по теме «Вопросы введения ФГОС НОО и новое понимание качества образования», который проводится в рамках мероприятий Сетевой школы методиста.
Форум проводит команда преподавателей Томского областного института повышения квалификации переподготовки работников образования.
К участию в форуме приглашаем учителей, методистов и руководителей образовательных учреждений.

В период с 2011 по 2020 годы  начинается постепенный переход всех школ на новые федеральные государственные образовательные стандарты. С 1 сентября 2011 года по новым стандартам уже начали учиться первоклассники в нашей стране. Стандарт сегодня - это не список предлагаемых предметов, в  первую очередь - это договор между обществом, государством и семьёй о требованиях к результатам образования. В центре внимания механизмы управления качеством предоставляемых образовательных услуг – основная образовательная программа школы, учебники как основное средство реализации образовательных программ, развитие разных возможностей ребенка и много другое.

Предлагаем Вам познакомиться с опытом работы образовательных учреждений Томской области реализации ФГОС НОО, высказать свои размышления по предлагаемым к обсуждению вопросов, вместе обозначить существующие проблемы и задать вопросы.
Вопросы для обсуждения:

  • Системы оценивания образовательных результатов
  • Модели организации внеурочной деятельности
  • Инклюзивное образование

Модераторы форума:

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Внеурочная деятельность

Ludosi4ka аватар

Здравствуйте коллеги! Я внимательно прочитала все комментарии и не поняла так, кто будет финансировать те 10 часов внеурочной деятельности. Опять сама школа искать деньги? Фраза "Таким образом, финансирование внеурочной деятельности отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.
В качестве финансово-экономической основы для реализации внеурочной деятельности образовательным учреждением должны быть использованы все возможности бюджетного и внебюджетного финансирования" ни о чём не говорит. Да мы запланируем школой направления внеурочной деятельности.Да учителя обяжут вести эти часы. Но как государственные власти будут платить.
Учитель начальных классов МОУ СОШ №32 Павлова Л.Б.

Форум состоялся!

vasilevskaya_ev аватар
Уважаемые коллеги, здравствуйте! Форум "Вопросы введения ФГОС НОО  новое понимание качества образования" состоялся. В ходе содержательного обсуждения в рамках заявленной тематики просматривается, что вопросов  и у методистов, и у учителей начальных классов еще много, но, с другой стороны, мы увидели, что уже и сделано много в практическом плане, в плане методического сопровождения внедрения и реализации ФГОС НОО: учителя, ММС, МО щедро делились с коллегами своим опытом  (по ссылкам можно было зайти на сайты и скачать много методического, дидактического материала, методических разработок). И это радует, что учитель и методист не сидит и не ждет, когда появятся методические рекомендации по разным направлениям, а творят сами! Модераторы форума, команда ППС Томского областного ИПКРО, не только представили для работы всем участникам форума материалы-разработки с сайта института, Департамента образования Томской области, опыт образовательных учреждений по реализации ФГОС НОО, но не оставили без внимания ни одного участника форума. Огромное спасибо заведующей кафедрой сопровождения инноваций Лыба Алле Анатольевне за чёткую слаженную работу команды; Казаковой Ирине Ильиничне, ст. преподавателю этой кафедры, которая не только отвечала на вопросы участников форума, но и практически показывала "а как это можно сделать"; Владимиру Семеновичу Ефремову, неравнодушному координатору формирования сетевой модели ФРММС; Колбас Светлане Валерьевне: ваши комментарии относительно организации внеурочной деятельности очень ценны и полезны нашим участникм форума.

С уважением,
Василевская Елена Владимировна, научный руководитель Сетевой школы методиста, проректор по дополнительному профессиональному образованию ГБОУ ВО МО "Академия социального управления", канд. пед. наук, доцент

Готовы к дальнейшему сотрудничеству

KazakovaIrina аватар

Возможно необходим отдельный разговор по одному из вопросов по системе оценивания: формированию рефлексивных способностей обучающихся, который так заинтересовал одного из коллег, но почему-то так и не вернувшемуся к данному разговору, хотя я кратко попыталась обрисовать тему "рефлексии".

Портфолио

kolmakova68 аватар

Добрый вечер!
Я согласна с мнением коллег , что система работы портфолио очень интересна сама по себе. Считаю, что эта форма оценивания работы ученика очень важна не только для него, но и для его родителей. Портфолио дает возможность учителю и родителям общими усилиями направлять ребенка к успеху в его учебе и интересах. Фиксация даже самых маленьких достижений будет давать силы для дальнейшей совместной работы ребенку, родителям и учителям. Чтобы это было так, надо прежде всего провести огромную подготовительную работу среди родителей и учителей. Не секрет, что у некоторых учителей этот вид работы вызовет недовольство, потому что бумажная загруженность дает о себе знать. Думаю. что пройдет совсем немного времени и мы оценим систему работы портфолио только с лучшей стороны. Я в этом глубоко убеждена.

С уважением Колмакова Л.Н. учитель истории и обществознания Бурнакского филиала МОУ Пичаевской СОШ им. В.П. Беляева ,Тамбовская область.

Вопрос. Подготовка кадров

nadezhda.colmogorova аватар

Мы бы хотели более подробно ознакомиться с механизмом командно-сетевого каскадного обучения для подготовки кадров, разработанного Хабаровским краевым институтом развития образования. Учителя МОУ СОШ №32 г.Томска Банных Л.Н., Колмогорова Н.Л.

Принципы организации

KazakovaIrina аватар

Принципы организации командно-сетевого каскадного обучения

Каскадность: обучение строится в виде расширяющегося каскада на региональном, муниципальном, школьном уровнях путем передачи и тиражирования информации с помощью тьюторов. Тьюторы для каждого уровня готовятся на вышестоящем уровне каскада.

Командный подход: Обучение не отдельных педагогов, а кросс-функциональных команд, которые и после обучения будут заниматься реализацей системных инновационных проектов.

Вопрос

nadezhda.colmogorova аватар

Что станет ключевыми приоритетами модернизации общего образования на ближайшее будущее по финансово-экономическому обеспечению ФГОС НОО в целом и внеурочной деятельности в частности? Учителя МОУ СОШ №32 г.Томска Банных Л.Н., Колмогорова Н.Л.

для школы № 32 г. Томска

KazakovaIrina аватар

Проблемы финансирования стоят очень остро и в ближайшее время не будут решены в нашем регионе. Но на подготовку учителей до конца 2011 года выделены средства и постепенно будет обновляться материальная база ОУ, что будет дальше увидим.
Спасибо за участие.

Вопрос

nadezhda.colmogorova аватар

Уважаемые коллеги, работающие в малокомплектных сельских школах, здравствуйте. Встретились ли вы с прблемами и трудностями при введении ФГОС с оформлением и ведением документации, организации внеурочной деятельности, формировании УУД на совмещённых занятиях с несколькими классами?
Учителя МОУ СОШ №32 г.Томска Банных Л.Н., Колмогорова Н.Л.

Внеурочная деятельность

nadezhda.colmogorova аватар

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы работаем в МОУ СОШ №32 г.Томска. Переход на ФГОС сложен и многопланов. При разработке ООП НОО мы встретились с проблемой планирования внеурочной деятельности, хотя понимали, что внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС НОО. Но рядом с нами был замечательный научный руководитель Ирина Ильинична Казакова. Ирина Ильинична помогла понять, что при выборе направлений внеурочной деятельности следует опираться на следующие приоритетные принципы: 1) свободный выбор обучающимися видов и сфер деятельности; 2) свободное самоопределение и самореализация обучающегося; 3) единство обучения, воспитания, развития; 4) ориентация на личностные интересы, потребности, способности обучающихся.
Перечисленные позиции составили концептуальную основу организации внеурочной деятельности обучающихся в нашей начальной школе.
Учителя МОУ СОШ №32 г.Томска Банных Л.Н., Колмогорова Н.Л.

Портфолио. Решня В.Н., г.Тамбов

nadezhda.colmogorova аватар

Здравствуйте, я разделяю Вашу мысль об использовании накопительной системы оценивания в начальной школе в виде портфолио. Статистика нашей МОУ СОШ №32 г.Томска говорит о том, что безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнке, развитию мотивации для дальнейшего творческого роста. В нашей школе к данной работе активно привлечены родители. Учитель МОУ СОШ № 32 г.Томска Банных Л.Н.

Новотроицк

KazakovaIrina аватар

Ваш опыт был для меня очень интересен, как на содержательном, так и на информационном уровне. Есть чему поучиться, хочу отметить практическую составляющую Вашей работы, т.к. теоретическая составляющая на сегодняшний день превалирует. В плане финансирования мы столкнулись с большими проблемами как и Вы. Неурочная деятельность в нашем регионе осталась без финансовой поддержки, поэтому приходится находить выход из создавшейся обстановки, т.к. школы внеурочную деятельность заложили в планы работы ОУ. Но мы столкнулись и с другой проблемой, которая связана с подменой понятий внеурочной деятельности на внеклассную, почему то многие коллеги считают это тождественным.

о статусе учителя

Efremov аватар

Уважаемые коллеги!

Работа Форума «Вопросы введения ФГОС НОО и новое понимание качества образования» почти завершена. На многие вопросы получены ответы, но приятней всего что много вопросов ответы и не получили, или требуют детальной проработки. Как фиксировать и оценивать надучебные универсальные компетентности детей? Как строить образовательную программу, чтобы она стимулировала развитие этих компетентностей? Каково оптимальное соотношение фактологических знаний и компетентностей, притом что эти две ценности не только не противопоставляются одна другой, а теснейшим образом связаны и взаимопроницаемы? И если сегодня вполне понятно, как во времени и пространстве строится учебная деятельность ученика, то как в этих координатах должна строиться его образовательная деятельность, предполагающая постоянный выход за пределы классно-урочной системы? Как измерять достижения детей в этой части образовательного спектра?
У экспертов не было сомнений в принципиальной правильности самой постановки вопроса об оценке качества образования именно в компетентностном залоге. В стремительно меняющемся мире просто невозможно однажды дать информацию о чем бы то ни было, чтобы она «работала» на человека всю жизнь. Но нужно как можно раньше помочь ему овладеть способами самостоятельного «вычитывания» нужной ему информации из самой экономической, социальной и культурной практики, чтобы человек мог сознательно заняться «самостроительством» своей личности, своей образовательной, социальной и профессиональной траектории. Издержки, которые возникают сегодня вследствие элементарной неосведомленности человека относительно собственных способностей, возможностей и качеств (за 17 лет жизни он не имел возможности накопить необходимый для этого опыт), слишком велики и в личностном, и в социально-экономическом плане, чтобы с ними можно было бы продолжать мириться.
Есть страны, которым удалось существенно улучшить результаты образования и сформировать у своих выпускников многие из жизненно необходимых компетенций. Об этом можно судить прежде всего по данным исследования PISA .
Как же им это удалось?
Многие считают, что главную роль играют финансы. Те, кто больше вкладывают в образование, получат лучшие результаты. Но PISA убедительно свидетельствует, что это не так. Вложения в расчете на одного ученика в Южной Корее, например, в несколько раз меньше, чем в Соединенных Штатах, но Корея при этом сильно повысила свои результаты за последние годы и теперь находится на первых местах рейтинговых таблиц. США же нисколько не продвинулись и по большинству показателей остаются за пределами первой десятки. Их опережает даже Польша, тоже сильно повысившая свой рейтинг. Конечно, если система сильно недофинансирована, это понизит результаты, но в странах, где вклад в образование позволяет системе функционировать без сбоев, прямой зависимости результатов от вкладов не прослеживается.
Предполагалось также, что большое воздействие на успех системы в целом оказывает равенство образовательных возможностей. Однако и это не совсем так. Россия по этому показателю выглядит совсем неплохо, ведь процент элитных школ в ней очень мал, а в рейтинге она сильно отстает от стран, где разделение по социальному статусу пока определяет качество образования. Ее на два десятка позиций опережает Великобритания, где велик разрыв между частными и государственными школами, обгоняют Япония, Испания, где этот разрыв тоже значителен. Но намного впереди и Китай, и Финляндия, а там равенство образовательных возможностей почти полное.
Несколько лучше выглядят те страны, в которых детям регулярно предоставляется обратная связь по поводу их учебных достиженийза счет тестов и срезов с прозрачными, заранее известными детям критериями и эталонами, однако и здесь полной корреляции установить не удалось.
Единственный фактор, реально влияющий на качество результатов, – это социальный статус и качество подготовки педагогов. Чем больше учитель ценит свое место работы и чем лучше может система готовить и удерживать таких педагогов, которые могут качественно решать нужные ей задачи, тем выше уровень компетенций у детей.

Ефремов Владимир Семенович, старший преподаватель ТОИПКРО

Проблемы управления введением ФГОС НОО

Иванищева-Марина аватар

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я работаю в Информационно-методическом центре Управления образования г. Новотроицка Оренбургской области. Переход на ФГОС является сложным и многоплановым процессом, который сопровождается целым рядом трудностей и проблем. Часть проблем, возникших в процессе внедрения ФГОС НОО в г. Новотроицке удалось решить, а именно:
- разработка на уровне города механизмов введения ФГОС НОО в образовательное пространство МО г. Новотроицк Оренбургской области;
- создание нормативного и ресурсного обеспечения процесса внедрения ФГОС НОО;
- координация действий всех субъектов реализации ФГОС второго поколения, наличие между ними постоянной прямой и обратной связи;
- создание единого информационного пространства городской системы образования для оперативного ознакомления субъектов образования с целевыми установками, сущностью, назначением, ролью и функциями ФГОС начального образования, а также регулирование информационных потоков научно-педагогической информации по указанным вопросам;
- ормирование мотивационной готовности управленческого аппарата, педагогов начальной школы, воспитательных и психологических служб к проектированию образовательного процесса в контексте ФГОС, творческой самореализации в профессиональной деятельности в рамках целевых установок нового образовательного стандарта;
- обеспечение подготовки педагогических работников к реализации государственного стандарта начального общего образования второго поколения, ориентирование их на ценностные установки, цели и задачи, определенные государственным стандартом;
- развитие профессиональной компетентности всех категорий педагогических работников через овладение умениями проектировать образовательный процесс, прогнозировать результат и осуществлять оценку образовательных достижений учащихся и результатов собственной педагогической деятельности.
- осуществление выбора и поддержки наиболее перспективных педагогических практик;
- динамика личностного развития педагогов, показателем которой является положительное самоопределение, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС;
- стимулирование и методическая поддержка педагогических работников в их профессиональной самореализации и самовыражении, на основе накопления и обобщения актуального педагогического и организационного опыта и его презентации в условиях городской образовательной среды.

Актуальными остаются следующие трудности и проблемы:
1. Финансово-экономическое обеспечение условий, соответствующих требованиям ФГОС НОО, вт.ч. обеспечение сопровождения внеурочной деятельности.
2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО: оснащение рабочего места учителя и учащихся, учебно-методическое оснащение образовательного процесса.
3. Обеспечение кадровыми ресурсами процесса психологического сопровождения введения ФГОС НОО.
4. Интеграция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (учащихся с несохранным интеллектом) в общеобразовательные классы.
Много усилий приложено для решения трудностей и проблем. Работа по повышению квалификации педагогов отражена на сайте: http://gmo-nachalka.ucoz.ru/.

Иванищева Марина г. Новотроицк Оренбургской обл.

Система оценивания

veretennikova аватар

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Система оценивания один из самых актуальных вопросов, который волнует многих участников образовательного процесса, работающих в рамках ФГОС второго поколения. К сожалению, очень мало конкретной информации по этому вопросу, нет методической литературы с практическим выходом (таблицы, схемы, анкеты, диагностики), с целью получения информации и прогнозирования особенностей адаптации первоклассника к школьной жизни, чтобы преодолеть негативные проявления изменения социальной позиции ребенка, обеспечить комфортность пребывания первоклассников в школе.
Прошу поделиться своим опытом работы по этому вопросу.

ответ для veretennikova

KazakovaIrina аватар

В разделе опыт работы в начале Форума мы разместили целую папку, с которой Вы можете ознакомить. Там представлен опыт работы Ваших коллег и приведены материалы и методики, которыми Вы можете воспользоваться при диагностики первоклашек.

Система оценивания

GavrilovaInna аватар

Добрый день, коллеги!
Хотелось бы присоединиться к обсуждению вопроса о новой системе оценки качества. Согласна, что школа должна быть площадкой для введения всего нового и прогрессивного, но, согласитесь, сколько "новшеств" мы уже пережили за свою педагогическую деятельность, и всегда, кроме требований к педагогам, качественно проработанной методической поддержки практически не было. А ведь учитель прежде всего практик! И конечно полноценная методическая помощь необходима! Особенно сложно учителям без опытиа работы в школе (к нам в этом учебном году пришли 2 новых педагога). Не на должном уровне и авторы-разработчики некоторых УМК подошли к данному вопросу, а ведь педагоги-учёные как никто могли бы сделать введение ФГОС для учителя не таким психологически тяжёлым.
Безусловно, если качественно выстраивать систему оценки, то она поднимет на новый уровень прежде всего учебную мотивацию учащихся, сделает работу учителя более целенаправленной, поможет поднять ответственность родителей за создание условий для обучения и воспитания детей.
Инна Гаврилова, г. Губаха, замдиректора по УВР МАОУ ООШ № 20

Inna Gavrilova

коррекционная работа

Lyba-Alla аватар

Уважаемые коллеги!
Предлагаем вашему вниманию ответ на вопрос участника форума olgakim от 16.09.2011 кандидата педагогических наук, доцента кафедры здоровьесбережения и профилактики Обносовой Галины Петровны.
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных, не только в системе специальных коррекционных учреждений, но и в системе учреждений общего образования. В Томской области это связано, в первую очередь, с тем, что число детей с ОВЗ и детей-инвалидов растёт (в н. время более 3 тыс. детей-инвалидов). Кроме роста числа почти всех категорий детей-инвалидов, отмечается тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений (у ребёнка их может быть несколько). Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальных условий (коррекционно-развивающей среды), обеспечивающих адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов.
В Томской области существуют специальные (коррекционные) образовательные учреждения определенного вида (с I по VIII), ориентированные на обучение и воспитание различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Направление в такие школы дает ПМПК. К сожалению, отсутствует специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (для детей с речевыми нарушениями), однако в каждом муниципальном образовании на базе определённых школ открыты классы для данной категории детей, проводятся различные коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на устранение недостатков речи ребенка и всестороннее целенаправленное психо-речевого развитие. Обучение специалистов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в Томской области (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей – дефектологов, социальных педагогов и учителей начальной школы) проходит на базе ТОИПКРО.
Формированию программы коррекционной работы при введении ФГОС НОО в МОУ (основных общеобразовательных школах) обучены специалисты муниципальных образований. Особое внимание обращено на создание системы методического сопровождения педагогов начальной школы в области коррекционной работы, повышение уровня профессиональной компетентности учителей начальной школы, работающих с категориями обучающихся с ОВЗ. Детальное изучение содержания Проекта специального Федерального государственного стандарта начального образования детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (Альманах Института коррекционной педагогики 14/2010) способствует определению цели, задач обучения, основным направлениям, по которым необходимо работать с детьми. На основе этого документа во многих школах разработаны программы обучения конкретных групп детей.
Последовательное решение задач (проведение проблемно-ориентированного анализа состояния работы с обучающимися с ОВЗ в школе; создание пакетов диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности УУД у обучающихся с ОВЗ; диагностика сформированности УУД у обучающихся с ОВЗ; разработка положений о рабочих программах по отдельным учебным предметам для обучающихся с ОВЗ и внесение изменений в них в соответствии с требованиями Программы формирования УУД) составляет основное содержание «Программы коррекционной работы».
Имеющаяся в Томской области нормативно-правовая база (международные документы о правах лиц с ОВЗ; Федеральные законы, Приказы и Письма Министерств; региональные документы и локальные акты образовательных учреждений) обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов определяет основные подходы к получению образования детьми с ОВЗ разных категорий. В регионе разработан порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому. (см сайт Департамента общего образования Томской области http://edu.tomsk.gov.ru/distant/index.htm). Департаментом общего образования Томской области разработана концепция и модель организации дистанционного образования детей-инвалидов. Решение коллегии Департамента общего образования Томской области от 25.02.2011 "Об утверждении проекта Концепции организации системы дистанционного образования детей-инвалидов Томской области на 2011-2012
годы» определяет в настоящее время механизм финансирования, а также обеспечивает решение вопросов, какие учреждения работают с учениками с ОВЗ дистанционно, какие учреждения выполняют методическую, техническую поддержку.

Алла

Добрый день,уважаемые

Provotorova аватар

Добрый день,уважаемые коллеги! Хочу присоединиться к обсуждению новой системы оценивания достижений учащихся в современном учебном процессе. Согласна с коллегами,что пятибальная система оценивания достижений несколько устарела. Школа не может стоять в стороне от тех изменений,кототые происходят в обществе. А современное общество-это информационное общество,требующее уметь применять полученые знания в практических целях.Ученик не должен быть пассивным в оценке своих достижений и достижений своих товарищей. Современный ученик должен уметь реально оценить себя,а также наметить план совершенствования.Портфолио учащихся-современный подход к оценке собственных достижений. Также считаю важным развивать в учащихся умение корректно высказывать свое мнение,отмечать положительное в ответах одноклассников и высказывать недочеты.
С уважением,Провоторова Е.Е. г. Тамбов гимназия № 12

Портфолио

KazakovaIrina аватар

Спасибо Вам за участие. Хотелось бы отметить, что портфолио не единственный подход к оценке собственных достижений обучающихся и необходимо разнообразить эти подходы, что будет способствовать индивидуализации в обучении.

Система оценивания достижений учащихся

Polkovnichenko.Elena аватар

Уважаемая Елена Евгеньевна!
Согласна с вашим мнением о том, что существующая система оценивания достижений учащихся безнадежно устарела. Особенно, на современном этапе введения и реализации требований ФГОС НОО. К сожалению, единых альтернативных форм пока не существует. Могу поделиться опытом работы в нашем ОУ по УМК "Школа 2100" в первом классе в этом учебном году. В начале учебного года, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и, учитывая безотметочную систему обучения, были разработаны таблицы требований по предметам начальной школы, в которых были отражены уровни овладения учащимися УУД и предметные результаты изучения данных курсов. Например, осваивая предмет "Русский язык", ученик к концу 1 класса может продемонстрировать следующие личностные умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения данных результатов станут тексты из "Азбуки" и учебника "Русский язык". Методом изучения - наблюдения учителя. Фиксируются итоги наблюдения в таблице с помощью текстовых формулировок на усмотрение учителя. Необходимо отметить, что информация по данной категории результатов на любом этапе обучения не подлежит оцениванию в баллах и является индивидуальным достижением ученика, доступная только его родителям и школьному психологу.
Следующая группа результатов - регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Заполняя данную часть таблицы учитель прежде всего делает вывод о том, насколько продуктивной была его работа по формированию данной группы умений, формирует дальнейший план своей работы, выстаивает индивидуальные пути развития каждого учащегося класса. И т.д. Если Вам интересен наш опыт работы, мы можем продолжить разговор на заданную тему.
С уважением,

Елена Полковниченко

Для Елена Полковниченко

KazakovaIrina аватар

Может Вы поделились бы своим опытом не только с одним человеком, так как эта достаточно интересная и актуальная тема. Если вы готовы, то разместите Ваши материалы на ФОРУМЕ для общего доступа.

Томский опыт

nbnjdfk аватар

Добрый день , уважаемые коллеги.
Мне, как учителю начальных классов хотелось бы высказаться по поводу стартовой диагностики первоклассников. Материалы, предоставленные по технологии планируемых результатов освоения программ начальной школы актуальны. Определение уровня готовности первоклассников к обучению в школе, определение психофизического статуса позволит спрогнозировать особенности адаптации ребенка к школе. В связи с введением новых стандартов в первых классах, учителя тамбовской области участвуют в проекте «Изучение готовности первоклассников к обучению в школе». Целью которого, является получение информации и прогнозирование особенностей адаптации первоклассника к школьной жизни. Мониторинг направлен на организацию тестирования первоклассников, организацию анкетирования учителей, организацию анкетирования медицинских работников. Он помогает преодолеть негативные проявления изменения социальной позиции ребенка, обеспечить комфортность пребывания первоклассников в школе. По результатам мониторинга каждый учитель старается планировать работу с детьми таким образом, «чтобы учиться было радостно, трепетно и победно» (Б.Житков)
С уважением Титова Л.А. Тамбов МБОУ СОШ № 5

ФГОС НОО

feklicheva svetlana аватар

Приветствую участников форума.
Тема введения ФГОС НОО волнует каждого учителя начальных классов: и тех кто уже работает по новому стандарту и тех, кому ещё предстоит.Последние пока в выгодном положении. Они только ещё изучают все методические рекомендации, принимают участие во всех мероприятиях, сопровождающих введение ФГОС НОО. "Учителя-первоклассники" уже в действии. У меня второй класс по новому ФГОС НОО. Стаж работы 24 года. Могу из опыта сказать, как трудно менять сформированные понятия в воспитании и обучении. Когда 12 лет назад я начала работать по УМК "Развивающая система Л.В.Занкова" были похожие сложности. Новые учебники, новые подходы, новое осознание себя. Но это оказалось хорошей подготовкой к переходу на новый ФГОС. Спасибо всем коллегам, которые делятся своим опытом в сети Интернет.

Фекличева

Добрый день, уважаемые

Reshnya-Vera аватар

Добрый день, уважаемые участники форума. Достаточно часто на форумах, посвящённых введению ФГОС нового поколения, в отзывах коллег встречаются слова «трудно», «страшно», «начинаем осваивать». Учитель начальных классов, на мой взгляд, один из самых ответственных людей современного общества, с этим трудно не согласиться. А всё новое для любого человека настораживает и кажется страшным. Но так ли уж это ново для нас, уважаемые коллеги! «Не так страшен чёрт, как его малюют!» - говорит народная пословица. Многие системы учебников (лично я работаю по «Планете знаний») ещё задолго до введения ФГОС нового поколения нацелены не на знаниевый, а системно-деятельностный подход в обучении. Спасибо им за это! Главное, чтобы учитель был готов к этому психологически.
Не менее интересна постановка проблемы об использовании накопительной системы оценивания в начальной школе в виде портфолио учащегося. Стараюсь с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. А учитель «подпитывает» этот интерес своими рекомендациями и пожеланиями, например, по итогам учебной четверти или учебного года, олимпиады, конкурса и т.п. Поверьте, это запоминается надолго!
Решня В.Н., г.Тамбов

Система оценивания образовательных результатов

Camenskaya_Valentina_Nikolaevna аватар

Приветствую всех участников форума! Присоединяюсь к обсуждению и поддерживаю мнение коллег. С учётом того, что современная начальная школа - это не школа навыка, а школа пробы сил ребёнка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика. Считаю, что оценка должна быть в первую очередь проявлением чуткости, доброжелательности. Учитель должен перейти на новый уровень понимания ошибок ребёнка и проблемы детского незнания. Незнание - это не порок, это стимул к познанию, поэтому важно не наказывать ученика за незнание и ошибки, а стимулировать к познанию через похвалу, одобрение, создание ситуации успеха, сомнение, совет, поддержку и сотрудничество.Понимаю, что ребёнку необходимо сопереживание учителя, оказание помощи в преодолении трудностей и неудач. Глубоко убеждена, в том, что оценка должна отражать оптимистическое отношение взрослого к ребёнку.Очень важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Информация, полученная в результате оценочной деятельности, помогает мне анализировать, прежде всего, результаты своего труда и корректировать дальнейший процесс обучения. В подборе технологии оценки образовательных результатов важно понимать, что наряду с диагностикой предметных знаний, умений, навыков необходимо производить оценку метапредметных результатов – универсальных учебных действий, так как «овладение системой универсальных учебных действий обеспечит формирование ключевой компетенции – умения учиться».

Каменская В.Н. МОУ гимназия №12 г. Тамбов

Интересен опыт Академлицея

KazakovaIrina аватар

Интересен опыт Академлицея г.Томск, с которым Вы можете ознакомиться на сайте:
http://aclic.ru/razrabotki/

На сайте размещен: "Дневник социальной успешности для начальных классов".

Системы оценивания образовательных результатов

Ryzhkova-I аватар

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Действительно, необходимость обновления существующей пятибалльной системы оценивания результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. В прошлом учебном году у меня был 1 класс, в школу пришли очень разные дети. Но все они начиная учиться, получают установку, на то, что в школе их ждут открытия, новые знания. Продвижение по этому сложному пути у каждого ребенка индивидуальное. Я считаю, что успешность должна определяться не количеством положительных отметок, а личной динамикой развития и желанием учиться. С первого класса начинаю формировать у ребят учебное действие оценки. В этом помогают сигнальные круги, которые являются условным обозначением знания или незнания ребенка; «волшебные линеечки». Начинаем собирать портфолио учащегося. Чтобы у ребят сформировалась адекватная самооценка важно создать в классе атмосферу комфорта, взаимоподдержки, внимательного отношения, как к успехам, так и к неудачам.

Рыжкова И.А., г.Тамбов, гимназия №12

Здравствуйте, уважаемые

el-e-na аватар

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Присоединяюсь к обсуждению вопроса системы оценивания в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. Безусловно, новая система оценивания призвана способствовать повышению мотивации и развитию рефлексивных способностей обучающихся.
В настоящее время становится актуальным использование нового инструмента оценки учебных достижений. Таким инструментом является портфолио – портфель индивидуальных образовательных достижений. Большинство учеников с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Теперь наличие подобного портфолио становится обязательным.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
- поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учеб-ную деятельность.
Согласна с замечанием коллеги о том, что портфолио, личным достижениям учащихся, не уделяется должного внимания на более старших ступенях обучения. Есть надежда на перемены с введением ФГОС.
Мармышова Е.В.учитель начальных классов МОУ гимназия №12 г.Тамбов

Елена Мармышова МОУ гимназия №12 им.Г.Р.Державина

ответ

Lyba-Alla аватар

В структуре примерной ООП НОО существует раздел «Программа коррекционной работы» с оговоркой: «Данная программа разрабатывается при наличии в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья». Согласитесь, сложно представить себе образовательное учреждение, в котором, при нынешнем катастрофическом ухудшении здоровья школьников, нет детей с ОВЗ. Кроме того, новый стандарт ставит задачу перехода к инклюзивному образованию – образованию, предоставляющему равные возможности для всех обучающихся.
Понятно, что в связи с этим перед образовательным учреждением встаёт ряд вопросов, касающихся условий реализации коррекционных программ, но ситуация, когда дети с ОВЗ и инвалиды вынуждены развиваться вне социума, приводит к дезадаптации личности.
Работая с педагогическими коллективами ОУ области в рамках подготовки к введению ФГОС, мы рекомендовали наряду с прочими блоками ООП НОО разрабатывать и Программу коррекционной работы. В ближайшее время на Форуме появятся материалы наших специалистов по коррекционной работе.

С уважением, Лыба А.А.

Алла

Инклюзивное образование

Polkovnichenko.Elena аватар
Уважаемая Алла Анатольевна!
Включаясь в работу форума, сразу обратила внимание на ваше сообщение. В нашей школе накоплен многолетний опыт коррекционной работы с детьми с ОВЗ. В этом году в образовательную программу нашего ОУ был также включен раздел "Программа коррекционной работы". Определенные сложности вызвало отражение внеурочной деятельности уч-ся. Конечно, очень хотелось бы и ознакомиться с содержанием данных разделов, представленных другими ОУ, поделиться собственными наработками, но в большей степени меня интересуют вопросы инклюзивного образования. В нашей школе в общеобразовательных классах с 1 по 4 класс обучаются дети с нарушением опорно - двигательной системы (ампутация обеих конечностей), органическими поражениями центральной нервной системы, частичной атрофией дисков зрительного нерва и альбинизмом. Реалии инклюзивного образования по всей России и, в частности, в Таганроге хоть и движутся в позитивном направлении, правда, очень медленно, но подводных камней на своем пути встречают немало. Развитию инклюзивного образования чаще всего препятствует отсутствие необходимого материально-технического обеспечения школ. Много затруднений вызывает методическое сопровождение обучающего учителя, на чьи плечи ложится ответственность за организацию образовательного процесса для таких учащихся.
Прежде всего учитель должен понимать, что механическое объединение в одном классе детей с обычным и особым развитием не означает полноценного участия последних в жизни класса. Английский глагол includ переводится как содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе. Поэтому слово inclusion закрепилось в качестве термина, в большей степени отражающего новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе. Таким образом, понятие включающее или инклюзивное образование представляет собой такую форму обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями:
- посещают те же школы, что и их братья, сестры, соседи;
- находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;
- имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели;
- обеспечиваются необходимой поддержкой.
Всем желающим продолжить разговор по вопросам инклюзивного образования предлагаю ознакомиться с содержанием своей статьи «Инклюзивное образование: стратегии успешного включения в образовательный процесс уч-ся с нарушениями опорно – двигательного аппарата (из опыта работы)», представленной вниманию участников научно-практической конференции «Здоровье в образовании: опыт образовательных учреждений», проходившей 27 - 28 апреля 2011 г. в г. Ростове - на Дону. http://taganschool23.ucoz.ru/publ

Елена Полковниченко

психологическое сопровождение внедрения ФГОС

svetlana-avilkina аватар

Я работаю в Центре развития образования города Обнинска. Для нас актуальны все материалы практического характера по реализации стандартов. Наши учителя ждут реальной помощи. В прошлом учебном году мы сопровождали три пилотные школы. Программа сопровождения велась в течение всего учебного года. Очень сложно учителям осваивать и применять интерактивные формы работы с учащимися. Поэтому в этом учебном году мы хотим уделить этому вопросу больше внимания. Рады будем поделиться материалами. Разработка технической карты и программы по формированию УУД - важный этап реализации ФГОС.
Наш материал находится на сайте: http://ps.obneducenter.edusite.ru/p16aa1.html

приглашение к разговору

Lyba-Alla аватар

Уважаемые коллеги!
Закончился первый день форума, и, как это ни прискорбно, приходится констатировать, что отсутствие живого разговора – отражение социальной пассивности российского общества в целом: мы можем размахивать руками в кулуарах, но так и не решиться выступить публично. Понятно, что в этой связи ещё более возрастает актуальность введения нового образовательного стандарта, дающего возможность воспитывать среди прочих равных социальную активность и инициативность, информационно-коммуникативную компетентность.
Очень надеемся на то, что взаимно полезный обмен мнениями всё же состоится.

Лыба А.А.

Алла

Системы оценивания образовательных результатов

KazakovaIrina аватар

Системы оценивания образовательных результатов

Модератор: Казакова Ирина Ильинична, преподаватель кафедры сопровождения инноваций ТОИПКРО

Изменения, которые происходят в содержании современного образования – это перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование метапредметных компетенций:
• развитие самостоятельности учебных действий,
• развитие рефлексивных способностей обучающихся,
• умение определять цели для дальнейшего обучения и т.д.,
влекут за собой изменение системы оценивания и вовлечение обучающихся в образовательный процесс.
Традиционная пятибалльная система оценивания имеет некоторые недостатки:
— не дает возможности для формирования самооценки обучающихся;
— затрудняет реализацию индивидуального подхода в обучении,
— не дает полной информации о способностях обучающихся и является более формализованной и т.п.
Мне кажется со мной многие могут согласиться, что по сути 5-ти бальная система оценивания давно уже превратилась в 3-х бальную и уже не отвечает требованиям времени.
Необходим принципиально иной подход к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты современного обучения и способствовал его гуманизации и индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся. Необходим поиск таких форм оценивания планируемых результатов, которые бы отвечали требованиям современного образования. В педагогической практике сейчас нарабатываются конкретные формы ее организации.
Уважаемые коллеги!
Приглашаю Вас поучаствовать в обсуждении и поделиться своим опытом работы:

Способствует ли новая система оценивания повышению мотивации и развитию рефлексивных способностей обучающихся?

Как работает новая система оценивания в условиях безотметочного обучения?

Система оценивания образовательных результатов

Skorobogatova_TA аватар
Добрый день, коллеги! Спасибо за приглашение к разговору.На мой взгляд в условиях введения ФГОС вопрос становления и развития системы оценки достижения планируемых результатов наиболее актуален. Обеспечение нового образовательного результата старыми средствами контроля и оценки невозможно. Вместе с тем неверно было бы отрицать тот лучший опыт, который, несомненно, накоплен российской системой образования, в том числе в области безотметочного обучения. Сегодня необходимо продуманное сочетание систем внешней (балльной) и внутренней оценки (самооценки) как условия формирования ключевых компетентностей школьника . На наш взгляд такая задача может быть решена средствами технологии
"формирующего оценивания",обеспечивающей развитие в том числе рефлексивных способностей ученика. К сожалению наш опыт использования этой технологии в педагогической практике невелик. Именно с этой областью мы связываем перспективы своего развития. Будем рады встретить на этом пути единомышленников.

Скоробогатова Т.А.

для Skorobogatova_TA

KazakovaIrina аватар

Опыт по формированию рефлексивных способностей обучающихся у нас есть. Я лично работаю над этой темой вплотную и с большим интересом, хотя меня больше интересует в этом плане педагог, но я готова поделиться своими наработками. Во-первых формирование рефлексивных способностей возможно через устную и письменную рефлексию, а именно через рефлексивные игры, двух- и трех частные дневники, бортовые журналы, рефлексивные вопросы подсказки:
для учеников начальной и средней школы
На этой неделе я узнал......... (можно попросить учеников создать карту знаний)
Насколько хорошо вам работалось в группе? Какую роль Вы выполняли и как она Вам удавалась?
Что помогает или мешает вам в обучении сегодня?
Осмыслите свое продвижение по проекту, Ваши усилия, сильные и слабые стороны, приведите конкретные примеры……….
В каких областях вы действительно усилились за последнюю неделю?
Что вызывает затруднения именно сейчас? Почему? Как Вы думаете это преодолеть?
Что озадачивает вас?
Запишите три вопроса, которые у вас остались невыясненными, два открытия и одно предложение по улучшению работы.
Что вы думаете о…. Почему Вы так считаете?
Свяжите то, что вы узнали сегодня с ………..
Какие навыки мышления вы использовали сегодня?
Что вы узнали о себе, работая над этим проектом?
Что вы по-прежнему хотите узнать? Как вы узнали?
для начальной школы
Что я делаю? Я работаю над…….
Что я уже знаю? Я знаю что …….
Что я узнал? Я узнал что….., Я узнал как….. Приведите примеры
В чем мне еще нужна помощь? Я не умею….., Мне трудно….
О чем я по-прежнему хочу знать больше? У меня по-прежнему есть вопросы.... и т.д.

,а так же рефлексивные дневники. Через применение Стратегии "РАФТ", Через технологию РКМЧП.
Но существуют проблемы вхождения в рефлексию:

1. у обучающихся нет потребности к рефлексии.
2. авторитарный стиль;
3. страх (наказания, неуспеха, несоответствия внешним требованиям);
4. ограниченность интеллекта;
5. недостаточный уровень развития самосознания (неадекватная самооценка);
Причины это могут крыться в:
1. обучающийся объект образовательного процесса;
2. педагог главная фигура на уроке.
Чтобы это изменить, необходимо изменить внутреннею позицию:
2. Ученика к деятельности (сам добывает знания);
3. Учителя к ученику (он должен стать субъектом образовательного процесса), именно от личности самого учителя, культуры его собственного рефлексивного мышления зависит отношение учеников к предлагаемым рефлексивным заданиям.
Но это только некоторые первые пришедшие мысли по этому вопросу. хотелось бы конкретнее увидеть чего Вы достигли в этом вопросе?????

спасибо

angelika-f аватар

Уважаемые коллеги, спасибо за возможность познакомиться с опытом коллег. В нашем городе, Комсомольске-на-Амуре, с 1 сентября 2011 года во всех 1 классах ОУ реализуется ФГОС НОО второго поколения. Этому предшествовала большая работа всего городского методического объединения учителей начальных классов. на персональном сайте создана отдельная страничка. на которой вы можете ознакомиться с материалами из опыта работы.
Вот ссылка http://www.nach-info.yourtalent.ru/index/meroprijatija_po_vvedeniju_fgos...

С уважением Анжелика Владимировна

Организация внеурочной деятельности

nei25 аватар

На выбор модели организации внеурочной деятельности в нашей гимназии повлияло расположение в нашем здании центра дополнительного образования « Юность». Это позволило организовать внеурочную деятельность , учитывая в полной мере одновременно и требования ФГОС, и образовательные потребности учащихся и их родителей. Разумное использование возможностей организации второй половины дня учащихся в рамках центра дополнительного образования позволяет сделать обучение гораздо более личностно-ориентированным, учитывающим индивидуальные особенности детей. Подобная модель организации внеучебной деятельности способствует объединению учебной и внеурочной сфер деятельности ребенка, развитию личности, позитивной социализации, формированию универсальных учебных действий.
г. Тамбов
гимназия № 12
Е. И. Неловкая

Е.И.Неловкая

Спасибо

elenarosinka аватар

Анжелика Владимировна,большое спасибо за предоставленную возможность познакомиться с вашими материалами. Что-то напомнилось, что-то узналось. Пригодится все.

Спасибо, коллеги

angelika-f аватар

Спасибо за оценку моей деятельности. При подготовке к введению ФГОС НОО, нами было изучено много теоретических материалов и опыт регионов мы тоже использовали, дополняли его своими методическими находками.

С уважением Анжелика Владимировна

Спасибо за участие, очень

KazakovaIrina аватар

Спасибо за участие, очень интесным оказался Ваш опыт. Приятно увитеть, что есть люди, которые готовы активно работать в современных быстро меняющихся условиях.

Информация к размышлению

Efremov аватар

Хотелось бы остановиться на внеурочной деятельности как ресурсе развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения

Успешен только тот образовательный процесс, в который «включены все». Внеурочная деятельность, предусмотренная внедрением ФГОС, позволяет обеспечить комплексный подход к развитию ребёнка.
Идеологической основой образования стала Концепция духовно-нравственного воспитания. Для её реализации принципиально положение о том, что развитие ребёнка идёт в единстве учебной и внеурочной деятельности.
ФГОС НОО определяет основные направления образовательно-воспитательной деятельности, их «привязку» к формам организации занятий и перечень возможных видов деятельности детей. Это ни в коем случае не классно-урочные статичные занятия.
Школа достаточно давно сосредоточилась на реализации только обучающей функции, поэтому новый подход вызывает справедливую тревогу. Сегодня школа работает в условиях, когда в одном классе возможна реализация несколько образовательных программ, причём, это касается не только малокомплектных школ, но и классов, где обучаются дети с ОВЗ. Отказ от дробления учебного дня на первую (главную) и вторую (необязательную) половины открывает новые ресурсы для оказания индивидуализированной помощи ученикам.
Готовясь к работе по новому стандарту, каждая школа разрабатывает собственную образовательную программу на основании примерной. Её структурные блоки и основные положения прописаны. Все, за исключением одного - программы коррекционной работы. Можно говорить о том, что она сугубо индивидуальна, что этот раздел, возможно, будет заполняться по мере разработки специального ФГОС. Однако на сегодняшний день можно говорить о том, что разработчики, признавая значимость и обязательность этого раздела, затрудняются даже в концептуальной его формулировке.
При этом в Концепции специального ФГОС, основанного на понимании того, что дети с ОВЗ - неоднородная по составу группа школьников - определено, что именно блоки воспитательной и коррекционно-развивающей(в том числе, и социально-адаптационной) работы становятся наиболее значимыми, особенно при получении образования ниже цензового уровня, уменьшения академического компонента.
Остаются открытыми вопросы о том, как измерять уровень «введения в культуру», как этот уровень обеспечивает достижение задач общего образования, актуальные и для родителей, и для педагогов, и для руководителей образовательных учреждений. Принятие стандарта специального образования, предусматривающего трёхуровневое вариативное образование детей с ОВЗ - от полного среднего образования, сопоставимого по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников - до возможности обучения на протяжении всего школьного возраста основным навыкам жизни вместе с близкими людьми, могло бы предоставить ответы на эти вопросы. Однако работа над
этим документом идёт параллельно с практикой интегрированного обучения. Необходимо определить, что во ФГОСе позволяет организовать обучение детей с ОВЗ с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития и оценить результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.
Таким образом, для ребёнка с ОВЗ система внеурочной деятельности становится важнейшим ресурсом развития и успешной социализации.
Учитывая ряд неблагоприятных факторов, осложняющих процесс развития, воспитания и обучения подрастающего поколения, кризис, возрастающую занятость родителей, рост девальвации ценностей, повышение социальной напряженности, тревожности, конфликтности, система образования должна обеспечить каждому ребёнку необходимые для его развития и социализации условия, при которых он смог бы научиться преодолевать барьеры, позитивно выстраивая своё будущее.
Для этого система образования должна сочетать в себе две подсистемы: стабильную, сохраняющую лучшее, и динамичную, способную быстро перестраиваться, оперативно реагировать на вызовы времени и внедрять различные инновации, определять вектор развития.
Выстраивая эту систему, необходимо учитывать и ведущий вид деятельности детей, приходящих в школу, и особенности их развития, жизни в условиях однодетной семьи, криминогенной ситуации и всеобщей зависимости от монитора, влияющие на общение младших школьников. При этом коммуникативная компетентность наряду с читательской компетентностью рассматриваются как основные образовательные результаты.
Еще недавно устойчивая среда дворовых компаний предоставляла детям богатые возможности для пробы своих сил. При этом уровень допустимой агрессии и в этой «свободной» среде контролировался традиционной структурой игровых отношений, поскольку сами условия игры гарантировали сохранность партнера, необходимого для ее продолжения. Ребёнок, вышедший гулять самостоятельно, поступал в не менее важную, чем общеобразовательная, «школу», где получал возможность и узнать «свою цену», и самому определить границы дозволенности в отношениях с людьми. Сохранение этой жизненно важной для развития детей среды, как и любого другого завоевания культуры, не является автоматически гарантированным существующими традициями, и требует постоянных усилий каждого нового поколения. Сейчас мы можем констатировать, что такого воспроизведения уклада жизни детей одной деревенской улицы или городского двора не произошло, в настоящее время эта охраняющая и воспитывающая культурная среда практически утеряна. Общение современных детей и подростков не опирается на нее, ушли традиционные развлечения и времяпрепровождения, забыто большинство традиционных игр с правилами. Дети тянутся друг к другу, но что делать не знают, и часто ощущают растерянность и опустошенность, импульсивные агрессивные действия в результате какого-либо примитивного аффективного влечения становятся для наших детей всё более вероятными. В этой ситуации любой ребенок находится в гораздо большей потенциальной опасности: теперь он должен сам, без поддержки культурного ритуала, справляться со случайными аффективными провокациями, а неорганизованная укладом детская группа, аффективно резонируя, еще больше усиливает эти провокации.
При отсутствии федерального нормативного документа, регламентирующего эти процессы, в разных регионах разрабатываются собственные модели образования детей с ОВЗ. В условиях развития проектных способов решения проблем образования, внедрения механизмов общественной оценки результатов образования такие разработки, апробированные в инновационной деятельности конкретного образовательного учреждения, должны проходить общественную и научную экспертизу разных уровней.

Ефремов Владимир Семенович, старший преподаватель ТОИПКРО

одаренность?

olgakim аватар

Скажите, пожалуйста, как можно выявить одаренность ребенка, если он не участвует в олимпиадах, но при этом родители показывают его достижения трех летней давности, а сейчас ребенок никак не хочет участвовать, ни в одном мероприятии.

ещё о выявлении одарённости

Lyba-Alla аватар

Уважаемая olgakim!
К сожалению, одарённость – не раз и навсегда данное качество личности. «Рабочая Концепция одарённости» определяет её как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Поэтому родители должны понимать, что со временем без планомерного развития может происходить угасание способностей их ребёнка, а отказ участвовать в мероприятиях зачастую вызван самыми разными причинами, среди которых и проблемы взаимоотношений со сверстниками, и неуверенность в себе, в своих силах (а значит, боязнь оказаться неуспешным). Кроме того, есть ряд факторов, затрудняющих (даже с помощью тестов) выявление детской одарённости. Здесь нужно учитывать и условия, в которых развивается ребёнок, и его психотип, и многое другое. Поэтому логичнее говорить не о выявлении одарённых детей, а о создании в ОУ и учреждениях дополнительного образования «условий для интеллектуального и личностного роста детей с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности» («Рабочая Концепция одарённости»).
Лыба А.А.

Алла

Ответ на вопрос "Как выявить одаренность?"

Efremov аватар

Олимпиада - это один из способов выявления одаренности. Как же выявить одаренность? Возможно, стоит использовать какие-то методики и тесты и прибегнуть к помощи психологов и педагогов. Часто таланты ребенка проявляются достаточно поздно. Пример этому – многие выдающиеся личности, такие как Лобачевский и Ломоносов. Важно терпеливо и внимательно наблюдать, чтобы не пропустить момент проявления этого таланта и направить развитие способностей ребенка в нужном направлении, поддержать его и помочь поверить в себя.

Также важно правильно оценивать развитие способностей ребенка. Часто бывает так, что родители, заметив проявление каких-либо способностей ждут, что их ребенок и в других областях также будет показывать свои выдающиеся способности. Ученые называют это «эффектом ореола», когда родители окружают свое чадо нимбом гениальности, которая, по их мнению, должна проявляться всегда и во всем. И если вдруг ребенок занимает на олимпиаде по математике последнее место или приплывает на соревнованиях по плаванию вторым – близкие его и родители очень сильно разочаровываются. Ребенок же, со своей стороны, видя такую реакцию, начинает считать себя неудачником и глупцом. Отсюда и появляются комплексы неполноценности.

Другая крайность, при которой родители акцентируют свое внимание только на развитии одной способности ребенка – например раннем и быстром чтении, и не обращают внимание на проявление других выдающихся особенностей. Ребенок при этом считает, что все остальное, на что он способен – не имеет значения, так как это не выделяется и не замечается. От такого отношения может сформироваться односторонняя система самооценки, которая повлечет за собой неприятные последствия. Ребенок будет развивать в себе только те способности, которые одобряют взрослые, а на остальные таланты не будет обращать внимание. Не допускайте возникновения такой ситуации.

Уважайте в своем ребенке индивидуальность. Плохо, когда в ребенке не замечают способностей, но еще хуже, когда ребенка заставляют совершенствоваться в той области, в которой сами родители, по какой-то причине потерпели неудачу. Зачастую неудавшаяся балерина, в лице мамы, фанатично добивается принятия детей в балетную студию, а яростный футбольный болельщик, в лице папы, заставляет сына заниматься футболом, несмотря на то, что у ребенка явно склонности к изучению языков. И дети могут при таком подходе возненавидеть не только свое навязчивое занятие, но и родителей. Личные амбиции в воспитании плохие советчики, потому что ребенок не должен воплощать в жизнь неосуществленные надежды своих родителей.

Ефремов Владимир Семенович, старший преподаватель ТОИПКРО

Новые ФГОС – новые требования к оценке качества освоения ООП НОО

vasilevskaya_ev аватар
Уважаемые коллеги, добрый день!
Раскрывая содержательную сторону форума о новом понимании качества образования, вспомним, что  оценка качества освоения ООП начального общего образования включает стартовую, текущую, промежуточную и итоговую оценку достижений младших школьников.
Конкретные формы и процедуры стартового, текущего, промежуточного и итогового контроля предметных знаний и умений, компетентностей и социального опыта выбираются ОУ самостоятельно на основе примерных и доводятся до сведения обучающихся и их родителей при приеме детей в ОУ или в течение первого месяца обучения. Для повышения эффективности и объективности оценки образовательных достижений обучающихся, педагогической деятельности учителей и образовательного учреждения в целом оценочная система должна учитывать динамику развития обучающихся. С этой целью в ОУ организуется мониторинг образовательных достижений обучающихся, который проводится регулярно на основе единых методологических подходов, начиная со стартовой диагностики и с систематическим отслеживанием индивидуального прогресса обучающихся. Организовать и провести такой мониторинг помогут региональные и муниципальные  учреждения, в чью компетенцию входят вопросы оценки по оценке качества образования, они оказывают методическую, консультативную помощь ОУ. Конечно, что очень важно сегодня, школы формируя информационную среду, используют при оценивании обучающихся современные электронные способы и формы. Так, например, в информационной среде размещаются работы обучающихся (фиксируются образовательные события, в которых они принимали участие, публикуются комментарии и оценки учителей и внешних экспертов и т.п.). В дальнейшем из этих информационных объектов формируется портфолио обучающегося, которое с согласия родителей, может быть использовано школой, родителями, экспертами и другими образовательными учреждениями при принятии решения о дальнейшем образовательном пути обучающегося.
 

С уважением,
Василевская Елена Владимировна, научный руководитель Сетевой школы методиста, проректор по дополнительному профессиональному образованию ГБОУ ВО МО "Академия социального управления", канд. пед. наук, доцент

Воспитанники школы-интерната

smirnovanpp аватар

Доброго времени суток! Очень актуальнен сегодня вопрос применения портфолио. Я воспитатель школы-интерната. У меня в группе воспитанники у которых есть родители или родственники. Есть дети, которые на выходные уезжают домой. Но все же это дети, которые оказались в сложной жизненной ситуации. И возможность показать свои достижения, не обязательно учебные, а любые: спортивные, художественная школа, туристический кружок и т.д., способствует положительной мотивации, вырабатывает позитивную жизненную позицию, повышает самооценку. А это важно! А для воспитанников школы-интерната - тем более!

Н.П.Смирнова

портфолио

KazakovaIrina аватар

Действительно, система работы портфолио очень интересна сама по себе и за многие годы применения за рубежом показала свою эффективность, но существует и другие формы оценивания, такие как карта успеха, сундук регалий, профиль умений и т.д. Особенность их заключается в том, что они дают возможность быть успешными не только отличникам, но и обучающимся, которые имеют достаточно посредственные результаты, но при этом стимулирует их на работы и дальнейший успех.

портфолио

sfti аватар

портфолио,хорошая помощь детям при их рассмотрении: поступление в университет или в колледж.но странно не все высшие и профессиональные заведения обращаются к ним,а ведь в портфолио собрано,то чем ребенок занимался все годы обучения,все его успехи и достижения,Ломоносов-был здоровый детина,но ему дали право учится и заниматся,а мы в большинстве случаев не смотрим на то,что очевидно!!

Модели организации внеурочной деятельности

Kolbas.Svetlana аватар

В методических материалах по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, рекомендованных Министерством образования и науки РФ (письмо Минобрнауки № 03-296 от 12.05.2011) предложены организационные модели внеурочной деятельности, исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности в ОУ.

Ориентируясь на базовую модель, предложенную Минобрнауки, внеурочная деятельность
может быть реализована через:

• учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
• дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
• образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
• организацию деятельности групп продленного дня;
• классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
• деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
• инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе учитывающих региональные особенности.

Подробнее с описанием моделей внеурочной деятельности можно ознакомиться на сайте:
http://standart.edu.ru/

Какие факторы, по-вашему, могут повлиять на выбор модели реализации внеурочной деятельности конкретным образовательным учреждением?

Какая, на ваш взгляд, модель внеурочной деятельности является наиболее оптимальной для малокомплектной сельской школы?

Какая модель окажется наиболее эффективной в условиях отсутствия бюджетного финансирования внеурочной деятельности?

колбас светлана

Яндекс.Метрика

Последние комментарии

 

Читайте нас в:

Вход в систему

Опрос

Чем является для Вас аттестация?
Средством получения новых знаний и освоения новых компетенций;
87%
Способом доказать свой высокий профессиональный уровень;
3%
Средством повышения профессионального статуса и продвижения в карьере;
3%
Средством улучшения материального положения за счет увеличения заработной платы;
1%
Средством самореализации, самосовершенствования и самоудовлетворенности.
6%
Всего голосов: 5477

НАШИ ПАРТНЕРЫ

http://www.intel.ru/




 
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика