Мастер-класс "Психологическое сопровождение формирования универсальных учебных действий у младших школьников"

МУ ИМЦ Г. Томска с 10 октября по 14 октября 2011 года  в рамках мероприятий СЕТЕВОЙ ШКОЛЫ МЕТОДИСТА проводит мастер-класс   «Психологическое сопровождение формирования  универсальных учебных действий у младших школьников» на портале ОГЭУ.   В ходе работы мастер-класса будут рассмотрены некоторые аспекты психологического сопровождения формирования УУД, в частности — диагностика уровня сформированности отдельных учебных действий у младших школьников.

Автор и модератор мастер-класса Тимофеева Алла Ивановна, методист по детской и подростковой психологии МУ ИМЦ  г. Томска. Алла Ивановна, автор и координатор проекта «Психологическое сопровождение развития младших школьников в условиях введения ФГОС НОО», второй год работает над этой проблемой, используя технологию создания единого методического пространства через коллективно-распределенную деятельность участников проекта. В рамках данного мастер-класса вашему вниманию предлагаются некоторые  материалы, разработанные участниками проекта для методического обеспечения процесса психологического сопровождения внедрения ФГОС НОО.

Соведущий мастер-класса Солоницына Ольга Михайловна, педагог-психолог МОУ гимназии № 26 г. Томска,   руководитель  городской проблемно-творческой группы педагогов-психологов образовательных учреждений, которая второй год занимается вопросами психологического сопровождения формирования УУД у младших школьников.

Приглашаем Вас принять участие в работе мастер-класса и в обсуждении рассматриваемых в ходе его проведения содержательных аспектов работы по психологическому сопровождению формирования УУД.

Цель мастер-класса:  организация  сетевого взаимодействия методистов муниципальных методических служб и  педагогов-психологов образовательных учреждений в области  разработки методических и диагностических  материалов по  психологическому сопровождению формирования УУД у младших школьников.
Задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы проблемно-творческой группы педагогов-психологов образовательных учреждений г. Томска  в рамках проекта «Психологическое сопровождение развития младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО.
  2. Организовать профессиональный диалог по вопросам об особенностях психологического сопровождения формирования универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы, имеющихся в этой области профессиональных дефицитах  у методистов и педагогов-психологов, работающих с младшими школьниками и путях их устранения.
  3. Познакомить с одним из методов психологического сопровождения формирования УУД — работой с технологической картой.
  1. Сформировать сетевые проблемно-творческие  группы методистов и педагогов-психологов образовательных учреждений России:
    1. ПТГ №1 «Психологическое сопровождение формирования  у младших школьников»
    2. ПТГ №2 «Психологическое сопровождение духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников»

 

Расписание работы мастер-класса

Дата

Этапы мастер-класса

Содержание

Вопросы для обсуждения

10.10.11

Начало работы мастер-класса. Знакомство с материалами.
Форум

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с. (Стандарты второго поколения). http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2769
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа./ [Сост. – Е.С. Савинов]. М.: Просвещение, 2010.- 191 с.- (Стандарты второго поколения).
3. Проект «Психологическое сопровождение развития младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО» (Ссылка № 1).
4. Тимофеева А.И. Статья «Психологическое сопровождение развития младших школьников» (Ссылка № 2).
5. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников (Ссылка № 3).

1.В чем, с Вашей точки зрения, должно заключаться психологическое сопровождение формирования УУД?
2.Как изменится содержание работы школьного психолога в условиях введения ФГОС НОО?
3.Роль методиста в организации сетевого взаимодействия в методической работе на муниципальном уровне по разработке методического обеспечения введения ФГОС НОО.

11.10.11

 

Технологическая карта формирования УУД в начальной школе.
(ссылка  № 4)
Алгоритм заполнения технологической карты (Ссылка  № 4)
Техническое задание для участников мастер-класса (Ссылка № 4)

  1. Насколько полезна и удобна в использовании, с Вашей точки зрения, предложенная форма технологической карты по формированию УУД?
  2. Испытывали  ли Вы трудности при  заполнении технологической  карты? В чем они заключались?

 

12.10.11

Моделирование (работа по выполнению технического задания). Заполнение участниками мастер-класса фрагмента технологической карты по предложенному алгоритму.

13.10.11

Форум  

Обсуждение разработанных участниками мастер-класса фрагментов технологической карты по формированию УУД.

1.Как Вы в своем регионе (ОУ) решаете вопрос психологического сопровождения формирования УУД?
2.Насколько эта работа вписывается в существующие должностные обязанности педагога-психолога ОУ?

 

Обсуждение перспектив совместной деятельности

План совместной работы ПТГ в рамках сетевой организации деятельности участников проектной группы федерально-регионально-муниципальной методической службы (ФРММС) (Ссылка  № 5)
Оформление заявки на участие в работе ПТГ.

14.10.11

Рефлексия. Подведение итогов и формирование предложений по  теме мастер-класса

 

Скачать материалы

 

 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Здравствуйте уважаемые Алла

skorikova аватар

Здравствуйте уважаемые Алла Ивановна и Ольга Михайловна.Вас приветствуют учителя СОШ№1 г.Мичуринска в лице Шестаковой Е.Е.Работаю учителем начальных классов 24 года.Сейчас у меня 1 класс,работаю по УМК "Планета знаний" и считаю очень актуальным проведение мастер-класса «Психологическое сопровождение формирования универсальных учебных действий у младших школьников» .С удовольствием приму участие в работе мастер-класса и в обсуждении рассматриваемых в ходе его проведения содержательных аспектов работы по психологическому сопровождению формирования УУД.

Добрый день, уважаемая Елена

Alla-Timofeeva аватар

Добрый день, уважаемая Елена Евгеньевна! Наш мастер-класс, в первую очередь, ориентирован на школьных психологов, сопровождающих процесс введения нового Стандарта в школе, но нам, безусловно, очень интересно и полезно услышать мнение учителей, которые непосредственно работают с детьми в новых условиях. Присоединяйтесь к нашей работе. Ждем Ваших вопросов и комментариев. Было бы интересно узнать, как в Вашей школе осуществляется психологическое сопровождение внедрения ФГОС, в частности - процесс формирования УУД у младших школьников?

Тимофеева Алла Ивановна, методист по детской и подростковой психологии МУ ИМЦ г. Томска

Здравствуйте, уважаемая Елена

vasilevskaya_ev аватар

Здравствуйте, уважаемая Елена Евгеньевна! Приветствуем вас в Сетевой школе методиста! Мастер-класс "Психологическое сопровождение УУД у младших школьников" начинает работу 10 октября; ждём вашего активного включения в работу.

С уважением,
Василевская Елена Владимировна, научный руководитель Сетевой школы методиста, проректор по дополнительному профессиональному образованию ГБОУ ВО МО "Академия социального управления", канд. пед. наук, доцент

Уважаемые коллеги! Рады

Alla-Timofeeva аватар

Уважаемые коллеги!
Рады приветствовать вас на нашем мастер-классе "Психологическое сопровождение формирования универсальных учебных действий у младших школьников". Для участия в работе мастер-класса приглашаются методисты муниципальных методических служб, педагоги-психологи образовательных учреждений, учителя начальных классов и все те, кого интересует эта тема. В первый день работы мастер-класса предлагаю познакомиться с материалами, в которых представлен наш опыт работы по данному направлению, и поделиться своими впечатлениями, комментариями. В процессе обсуждения можно использовать вопросы, указанные в расписании первого дня работы мастер-класса. Надеемся, что работа мастер-класса будет интересной и продуктивной!

Тимофеева Алла Ивановна, методист по детской и подростковой психологии МУ ИМЦ г. Томска

Здравствуйте, уважаемые

Cherepanova-Uliy аватар

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я работаю педагогом-психологом в школе исчитаю, тема "Психологическое сопровождение формирования универсальных учебных действий у младших школьников" очень актуальна, так как с введением ФГОС НОО расширяются функциональные обязанности психолога. Вы молодцы, что подняли эту тему. Я уверена, что разработанные технологические карты помогут в работе психолога. Будем сотрудничать.

педагог-психолог Черепанова Юля

Уважаемая Юлия Петровна! В

Alla-Timofeeva аватар

Уважаемая Юлия Петровна! В рамках нашего мастер-класса предусмотрена практическая работа с технологическими картами (2-й и 3-й день). Предлагаем Вам принять участие в этой работе. Хотелось бы услышать от Вас и от других школьных психологов, которые уже работают в условиях нового Стандарта, как изменились обязанности педагога-психолога по психологическому сопровождению младших школьников.

Тимофеева Алла Ивановна, методист по детской и подростковой психологии МУ ИМЦ г. Томска

Здравствуйте, уважаемые

solonitsyna.olga аватар

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Очень приятно, что много людей заинтересованы темой работы нашего мастер- класса, будем рады сотрудничеству со всеми, кого волнуют вопросы формирования УУД. Было бы очнь интересно обменяться мнениями и опытом по по психологическому сопровождению ФГОС.

solonitsynaolga

Добрый день, Ольга

OSIPOVA.OKSANA аватар

Добрый день, Ольга Михайловна! Безусловна, технологическая карта как педагогический инструмент целесообразен в работе как учителя, так и психолога. Но насколько оправдана колонка, где будут описаны методы диагностики для учителя, ведь у него нет времени  тестировать детей? С уважением Осипова О.А., методист МУ ИМЦ города Томска.

С уважением, Осипова Оксана Александровна, методист по дошкольному образованию и детской психологии МАУ ИМЦ г. Томска

Здравствуйте, Оксана

solonitsyna.olga аватар

Здравствуйте, Оксана Александровна, спасибо за вопрос. В технологической карте, учителю предлагается проводить целенаправленное наблюдение на уроке, чтобы выявить уровень сформированности некоторых видов УУД, т.к. не все виды УУД можно померить с помощью психологических методик.

solonitsynaolga

Добрый день, Алла Ивановна!

olga-krupskaya аватар

Добрый день, Алла Ивановна! Для педагога-психолога такая технологическая карта несомненно имеет большую практическую значимость. А в чем ее ценность для учителя?
С уважением О.А. Крупская.

Здравствуйте, Ольга

Alla-Timofeeva аватар

Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Спасибо за вопрос. Наша технологическая карта ориентирована как на педагога-психолога, так и на учителя, работающего непосредственно с детьми, т.к. она включает в себя характеристики 3-х уровней сформированности тех или иных УУД (высокий, средний и низкий), а также - рекомендации психолога для каждого уровня. Кроме того, в технологической карте предлагается диагностический материал (тесты, анкеты, опросники и т.п.), с помощью которых можно оценить уровень сформированности того или иного УУД (как для психологов, так и для учителей). Учитель, вооруженный такой технологической картой, получит некий «эталон», с которым он может сравнивать своих учеников на каждом возрастном этапе, а также и первичные рекомендации психолога в случае несоответствия ребенка этому «эталону».

Тимофеева Алла Ивановна, методист по детской и подростковой психологии МУ ИМЦ г. Томска

Здравствуйте уважаемые

Alla-Timofeeva аватар

Здравствуйте уважаемые коллеги! Приветствуем новых участников, которые присоединились к нам сегодня. Тема второго дня работы мастер-класса - "Технологическая карта формирования универсальных учебных действий в начальной школе". В материалах мастер-класса (ссылка № 4) вашему вниманию предлагается фрагмент технологической карты по формированию регулятивных УУД для учащихся 1 класса, разработанной нашими педагогами-психологами, участниками проблемно-творческой группы "Психологическое сопровождение формирования УУД младших школьников". Для того, чтобы понять, как работать с технологической картой, предлагаем вам самостоятельно заполнить фрагмент другой технологической карты по формированию личностных УУД, используя предложенный образец и алгоритм заполнения технологической карты (ссылка № 4). Заполненные фрагменты технологических карт присылайте по адресам, указанным в техническом задании. Кроме того, продолжается обсуждение проблемы психологического сопровождения формирования универсальных учебных действий у младших школьников на нашем форуме. Ждем ваших вопросов, комментариев, предложений. Будем рады, если вы поделитесь своим опытом решения вопросов психологического сопровождения младших школьников в условиях введения ФГОС НОО.

Тимофеева Алла Ивановна, методист по детской и подростковой психологии МУ ИМЦ г. Томска

Добрый день, уважаемые

Alla-Timofeeva аватар

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня, в соответствии с расписанием нашего мастер-класса, нам предстоит работа по моделированию - составлению фрагмента технологической карты по формированию личностных УУД младших школьников (см. ссылку № 4). Работа с технологическими картами по формированию УУД у младших школьников - это основная задача деятельности межрегиональных ПТГ, поэтому выполнение сегодняшнего задания будет маленькой репетицией для тех, кто хочет включиться в работу межрегиональной ПТГ "Психологическое сопровождение формирования УУД у младших школьников". Вопросы для обсуждения:
1. Насколько полезна и удобна в использовании, с Вашей точки зрения, предложенная форма технологической карты по формированию УУД?
2. Испытывали ли Вы трудности при заполнении технологической карты? В чем они заключались?
Ждем ваших отзывов и комментариев!

Тимофеева Алла Ивановна, методист по детской и подростковой психологии МУ ИМЦ г. Томска

Добрый вечер уважаемые

melnikovalz аватар

Добрый вечер уважаемые коллеги, я работаю в школе педагогом -психологом и принимала активное участие в разработке технологической карты. Считаю, что данная карта является конкретным, практическим инструментарием для работы психолога в условиях ФГОС.

Уважаемая Людмила Захаровна,

solonitsyna.olga аватар

Уважаемая Людмила Захаровна, большое спасибо за поддержку. Я бы хотел узнать ваше мнение по следующему вопросу: "считаете ли вы, что информации, заложенной в технологической карте достаточно для полного определния уровня сформированности УУД?"

solonitsynaolga

Уважаемая Алла Ивановна,

gromykina.tn аватар

Уважаемая Алла Ивановна, вопрос:
"Если ребенок не сможет соответствовать некому "эталону", в каком аспекте и кто будет вести с ним работу, чтобы достичь соответствия? Спасибо."

Учитель МОУ Луневская СОШ Громыкина Татьяна Николаевна

Уважаемые коллеги, хочу

Olga-Zarkevich аватар

Уважаемые коллеги, хочу выразить благодарность, во-первых, творческим группам психологов Томска за глубокую и полифункциональную разработку такой сложной темы, и, во-вторых, за создание пространства для обсуждения. Я - педагог психолог МОУ СОШ №36, и хотела бы поделиться размыщлениями по следующим вопросам: 1. О "новизне" деятельности психолога в связи с введение ФГОС; 2. Анализ ТК; 3. Сравнение ТК с предыдущим практческим опытом.
1. О "новизне" деятельности психолога в связи с введение ФГОС. Мне кажется, что ничего особо нового нет Каждый год каждым психологом определяется как уровень подготовленности к школьному обучению, так и степень развития учебгныз функций в каждом классе параллели. Другое дело, что теперь изменились определяемые параметры, и даже не сами параметры (все четыре сферы - коммуникативная, регулятивная, личностная и, тем более, познавательная - всегда были под пристальным внимание психологов), а, скорее, доминанта опреджеляемых параметров. Правда, теперь измерение всего спектра характеристик в полном объёме стало обязательным - это действительно новое.
2. Как люая "медаль", так и ТК имеет, с моей точки зрения, две строны. Плюсы: чёткая дифференциация определяемых показателей (правда, в предложенном фрагменте ТК в разделе "регулятивных" функций объединены самоконтроль и объём внимания, а последний, скорее, относится к познавательному разделу и к самоконтролю имеет косвенное отношение); чёткие формулировки и уровни оценивания. Спорными же моментами для меня являются следующие. 1. В ТК предлагается диагностика/оценка одних и тех же функций и учителем, и психологом (разными методиками). Мне это кажется нерациональным и неинформативным. В основе ФГОС заложено формирование всех четырёх функций именно в учебном процессе УЧИТЕЛЕМ, так и определять степень их сформированности лргичнее ему же. Ведь не прверяли же психологи уровень математических знаний или технику чтения. А сейчас доминантный формируемый компонент обучения кардинально изменился, но контроль за его формирование всё равно лежит на учителе, как и раньше. Психолог же беоёт на себя фуекции просвещения (учителя), обучения некоторым психологическим методам/методикам, консультирование, дтагностику и коррекцию сложных случаев. Если рассматривать ТК с позиции заполнения её учителем, то она очень эффективна: конкретна, информативна (с позиции учителя), легка в оценке. Для психолога же, с моей точки зрения, градации оценивания упрощены и несколько выхолощены информативно, то есть немного напоминают "прокрустово ложе" (стремясь убить двух зайцев, сводя в дублировании две сферы деятельности, получаем для учителя усложнённую, которой он не может воспользоваться полностью, а для психолога упрощённую, не использующую полностью его профессионализм). То есть ТК, мне кажется, должна быть разработана психологом, но для учителя. Так и раздеоение фнекций чётко просматривается, и учитель ясно видит, за что ин отвесает и как это будет видеть, и психолог не дублирует обязанности учителя.
3.Сравнение ТК с предыдущим практческим опытом. Все предыдущие годы после адаптационного периода я проводила диагностико-консультативное и диагностико-коррекционное наблюдение учебной деятельности первоклассников на уроках (иногда - на внеурочной деятельности): по 2-3 урока от 3-4 до 8-9 дней в каждом первом классе, и "вживую" определяла все вышеперечисленные и ещё некоторые параметры (по потребности). ТК, как бы замечательно не была составлена, всё же не что иное, как НАБОР отдельных параметров, не отражающих их живое взаимодействие и взаимовлияние, а часто именно это и является самым главным. Так, при наблюдении я ясео вижу доминирующте черты, компенсируемые или некомпенсируемые отклонения или дисфункции, определяю скорость динамических изменений в определённых областях, выявляю наиболее продуктивные способы взаимодействия с каждым ребёнком и многое другое, что невозможно определить иначе, но часто является главным. Если мне что-то неясно, я прошу учителя сделать то, что мне надо, или сама во время урока внешу изменение (при нашем взаимном доверии с учителями это нетрудно). Такое "живое" наблюдение ТК мне заменить не может, я по-прежнему считаю этот способ более информативнм и адекватным для психолога.
Выводы:
Новизна - только в объекте определяемых парметров и обязательности диагностики всего впектра парамеиров развития ребёнка (то есть - не принципиальная, а прикладная). ТК эффективна и инфлрмативна для работы учителя, а так же как инициирующий фактор для более глубокой работы психолога с учителем и родителями. Часть знаний и умений психолога становится профессиональными обязанностями учителя, и надо это признать.
Мне кажется, что осноная проблема - в неготовности как самих психологов, так и учителей в перераспределении "областей компетенции", при чём психологам, пожалуй, отвожу ведущую роль. Дорогие коллеги, а не цепляемся ли мы сами за нашу "особую территорию", не желая её уступить учителю, не желая признать, что то, что было нашим прфессиональным приоритетом, становится общедоступной областью образования? Отсюда - и дублирование диагностики с учителем (у нас святое отбираюи), и многое другое? Я себе в этом с трудом призналась, так что не спешите с ответом. Дело в том, что мой авторский курс, который я с успехом веду много лет, разработан как раз на формировании тех основ, которые сейчас включил ФГОС. Ох, как мне было трудно уступить моё оригинальное и выстраданное и признать, что оно стало, вернее, становится массовым, общедоступным... Пока не знаю, что будет с курсом... Получается такое же дублирование программы, как диагностики в ТК. Итак, ТК - для учителя, для психолога - просвещение, обучение, крнсультирование, коррекция сложных случаев. Иак что новая позиция психолога при введении ФГОС - открыта, и сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Ещё раз спасибо за возможность обсуждения: пока писала, сама для себя определилась, расставила точки над "i", так что для меня форум точно уже пользу принёс.
Спасибо за внимание, буду рада обсуждению. предложеням, сотрудничеству.
С уважением - Ольга Андреевна.

Уважаемая Ольга

OSIPOVA.OKSANA аватар

Уважаемая Ольга Андреевна!
Технологическая карта как форма не преследует цели заменить "живое" наблюдение, которое, действительно, является информативным, и в этом я с вами соглашусь. Полагаю, что ТК - это не способ диагностики, а средство, которое призвано структурированно, целенаправленно, а значит объективно построить процесс наблюдения на уроке как учителю, так и психологу, исключая явления субъективности, когда одному показалось одно, другому другое. Несомненно, вы правы, что проблема психологического сопровождения младших школьников шире, необходимо определить, что находится в компетенции психолога, а что в компетенции учителя в достижении одной цели - формирование личности ученика.

Осипова О.А., методист по дошкольной психологии МУ ИМЦ города Томска.

С уважением, Осипова Оксана Александровна, методист по дошкольному образованию и детской психологии МАУ ИМЦ г. Томска

Здравствуйте, Ольга

solonitsyna.olga аватар

Здравствуйте, Ольга Андреевна, выражаю вам глубокую приизнательность за всесторонний анализТК. Для меня очень важно и интересно ваше профессиональное мнение о функциях психолога и учителя в условиях ФГОС. Я согласна с вами в том, что часть диагностико - консультативной и коррекционно - развивающей работы психолог делал и раньше, но это было не в системе, а новый ФГОС всетаки систематизирует диагностико- коррекционную работу психолога и расставляет более четкие ориентиры в работе психолога. Согласна с вами и в том, что психолога появляется большая необходимость в просвещении, консультировании и обучении учителей по вопросам формирования УУД, т.к. основная роль в формировании УУД ложится на учителя, а у него нехватет психологических знаний о том как это делать. Рассматривая предложенные ТК я не увидела дубляжа в диагностике учителя и психолога. В ТК диагностика учителя и психолога четко разведена - психолог диагнстирует те виды УУД, которые можно померить с помощью психодиагностических методик, снимая лишнюю нагрузку на учителя- содной стороны и выполняя это более профессионально- с другой стороны, да и психодиагностика в ходит в функционал психолога, который у нас никто не заберет, здесь можно не волноваться. Учителю предлагается наблюдать на уроках за теми видами УУД, которые психолог не может померить с помощью психодиагностических методик и не всегда может увидеть сам на уроке, т.к. психолог не владеет методикой преподавания предметов, так как этим владеет учитель. Поэтому на мой взгляд, оценка уровня сформированности УУД должна быть комплексной - как со стороны учителя ( помощью наблюдения, возможно и анкетирования), так и со стороны психолога. Тоже самое относится и к коррекционной работе- она должна проводиться и учителем на уроках, так и психологом на коррекционных занятиях.

solonitsynaolga

Уважаемая Ольга Андреевна! С

Alla-Timofeeva аватар

Уважаемая Ольга Андреевна! С большим интересом прочитала Ваши "размышления". Спасибо за профессиональную оценку нашей технологической карты, мы обязательно учтем в дальнейшей работе Ваши замечания. Я согласна с Вами, что ТК для учителя - несколько сложна и громоздка, а для психолога - наоборот, упрощена. Разрабатывая ТК, мы отдавали себе в этом отчет. Но, не имея ТК, учителю, для того, чтобы понять, насколько сформировано (или не сформировано) то или иное УУД у ребенка, нужно изучить определенное количество книг, методических пособий и т.п., на что у него далеко не всегда есть время, а ТК содержит всю необходимую информацию в компактном виде, и позволит учителю сделать хотя бы первичный диагностический срез. Естественно, что в сложных случаях требуется гораздо больший объем информации, более глубокая и подробная диагностика и профессиональная помощь психолога. По поводу разделения функций психолога и учителя в оценке уровня сформированности УУД тоже можно спорить бесконечно и не прийти к единому мнению. Здесь имеют значение много факторов - и профессиональная компетентность того и другого, и степень их загруженности, и позиция администрации образовательного учреждения и т.п., поэтому в каждом конкретном образовательном учреждении он будет решаться, исходя из условий и возможностей конкретного ОУ.

Тимофеева Алла Ивановна, методист по детской и подростковой психологии МУ ИМЦ г. Томска

Добрый вечер, уважаемая

Alla-Timofeeva аватар

Добрый вечер, уважаемая Татьяна Николаевна! Естественно, что все дети разные и, соответственно, находятся на разных уровнях психического и личностного развития. И, когда мы говорим о технологической карте, то в качестве "эталона" мы имеем в виду прописанные в ней уровни сформированности тех или иных универсальных учебных действий у ребенка на каждом возрастном этапе (высокий, средний и низкий). Разрабатывая технологические карты, мы предполагали, что они помогут психологу и, конечно - учителю определить, на каком именно уровне сформированности того или иного УУД находится каждый конкретный ребенок. Это первый этап психологического сопровождения развития младшего школьника. А дальше, конечно же, должен быть коррекционно-развивающий этап. Ваш вопрос по поводу того, кто и каким образом будет работать с ребенком, "чтобы достичь соответствия" - вполне закономерный. В идеале - психолог после проведения диагностического обследования класса должен ознакомить с полученными результатами учителя, и вместе с ним наметить дальнейшую работу с детьми. Вариантов здесь может быть много - со стороны психолога - развивающие занятия со всем классом, специальные подгрупповые коррекционные занятия с отдельными детьми, рекомендации учителю и родителям детей по формированию тех или иных УУД на уроке и в повседневной жизни; со стороны учителя - использование различных игр, упражнений, рекомендованных психологом и описанных в различных методических пособиях и т.д. В любом случае, развитие и воспитание детей не может быть заботой кого-то одного (учителя, родителя или психолога). Эта работа должна вестить в комплексе. Конечно, Вы можете мне возразить, что во многих школах нет психолога, учитель вынужден работать в две смены и т.п. Конечно, ситуации могут быть разными, и каждая школа решает эти проблемы, исходя из своих условий и возможностей. Возможно, что и наши технологические карты - не идеальный вариант. Но это наше видение решения проблемы, и педагоги-психологи, которые уже их апробировали в своей работе, считают, что технологические карты способны оказать учителям практическую помощь. Но, еще раз повторюсь, определение уровня сформированности того или иного УУД - лишь первый шаг на пути решения проблемы. Использование полученных данных позволит оказать ребенку помощь более адресно, в соотвествии с его индивидуальными особенностями развития. В настоящее время участники нашей проблемно-творческой группы приступили ко второму этапу работы - созданию "Методических рекомендаций для учителей начальных классов по формированию УУД на уроке". Надеемся, что это пособие будет полезным для учителей.

Тимофеева Алла Ивановна, методист по детской и подростковой психологии МУ ИМЦ г. Томска

Здравствуйте, уважаемые

Alla-Timofeeva аватар

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Спасибо всем тем, кто активно включился в работу нашего мастер-класса вчера. Надеюсь, что сегодня мы продолжим наш профессиональный диалог со всеми, кто уже принимает участие в нашей работе и с теми, кто присоединится к нам сегодня. Согласно расписания работы мастер-класса, сегодня предлагаем вам в рамках нашего форума поделиться опытом организации процесса психологического сопровождения формирования УУД в вашем регионе, в вашем образовательном учреждении. Хотелось бы услышать комментарии и мнения как школьных психологов, непосредственно осуществляющих психологическое сопровождение введения ФГОС НОО, так и зам. директоров ОУ, занимающихся организацией этого процесса, и, конечно же - учителей, работающих с первоклассниками в новых условиях. Вопросы для обсуждения:
1. Как Вы в своем регионе (ОУ) решаете вопрос психологического сопровождения формирования УУД?
2. Насколько эта работа вписывается в существующие должностные обязанности педагога-психолога ОУ?
3. В чем, по-Вашему, должна заключаться помощь педагога-психолога в формировании УУД у младших школьников? (вопрос для учителей).

Тимофеева Алла Ивановна, методист по детской и подростковой психологии МУ ИМЦ г. Томска

Уважаемая Алла Ивановна!

valiucha аватар

Уважаемая Алла Ивановна! Мастер - класс - очень интересная форма работы для меня. В апреле 2011 года в нашей школе стартовал проект "Психологическое сопровождение детей для профилактики и коррекции школьной дезадаптации первоклассников в условиях внедрения ФГОС". Группа педагогов, в составе: завуча начальной школы Новомлиновой И.П., педагогов начальной школы: Казанцевой О.В., Тарасюк И.П., Шапаревой И.А., Пивовар С.А. и педагога - психолога начальной школы работают над реализацией данного проекта. Одна из задач проекта - создать программу по формированию УУД у младших школьников и опыт ПТГ педагогов - психологов нашего города для нас уникален. Благодарю коллег за работу!

Здравствуйте, уважаемая

Alla-Timofeeva аватар

Здравствуйте, уважаемая Валентина Федоровна! Спасибо за оценку нашего опыта. Если ваш коллектив уже работает над реализацией аналогичного проекта, значит, у Вас есть уже какой-то опыт по этому вопросу. Хотелось бы, чтобы Вы и Ваши коллеги поделились этим опытом, особенно по вопросу разделения функций учителя и психолога, который является очень актуальным.

Тимофеева Алла Ивановна, методист по детской и подростковой психологии МУ ИМЦ г. Томска

Уважаемые Алла Ивановна и

valiucha аватар

Уважаемые Алла Ивановна и Ольга Михайловна!
В связи с возрастанием дезадаптации обучающихся группа нашего проекта определила целью своей работы - создание эффективной модели психолого - педагогического сопровождения формирования УУД первоклассников. Несмотря на то, что за нашими плечами большой педагогический опыт, мы в начале нового пути и в поиске форм сотрудничества и технологий формирования УУД.На данный момент, педагоги школы и родители видят роль психолога в психологической поддержке участников образовательного процесса: в профессиональном наблюдении за детьми и оказании экстренной психологической помощи. Первый этап мониторинга мы начали с психолого - педагогического наблюдения. В конце сентября педагоги всех первых классов заполнили карты наблюдения за детьми. Был сделан первый замер и дано первое психологическое заключение. В конце октября своими наблюдениями поделятся и родители первоклассников. Пока им предложено написать сочинение о своём ребёнке: высказать первые впечатления о школе, о волнующих их и их детей проблемах.Во второй половине месяца планируется первый диагностический срез по ТК. Пока мы работаем в тесном сотрудничестве и проблемы расделения обязанностей между педагогами и педагогом - психологом нет. Предметом изучения для нас сегодня является предполагаемый объём работы и её содержание.Изучение полученных результатов определит и пути дальнейшего сотрудничества, позволит учесть все "+" и "-" работы.
С уважением, Валентина Фёдоровна и Новомлинова Ирина Петровна, завуч начальной школы.

Здравствуйте, коллеги

solonitsyna.olga аватар

Здравствуйте, коллеги Валентина Федоровна и Ирина Петровна, спасибо за вашу поддержку и обмен опытом, было бы очень интересно узнать о первых результатах наблюдений за первоклассниками и первых попытках создания модели психологического сопровождения по формированию УУД. Тема создания модели психологического сопровождения формирования УУД очень актуальна для школьных психологов г. Томска, несмотря на то что, первые шаги на этом пути уже сделаны, очень интересен опыт коллег- психологов и очень важно мнение учителей начальных классов, чем может помочь школьный психолог учителю на этом новом этапе модернизации образования.

solonitsynaolga

Добрый день, уважаемые

Alla-Timofeeva аватар

Добрый день, уважаемые коллеги! Мы закончили работу по моделированию технологической карты. Спасибо всем, кто принял участие как в заполнении фрагмента ТК, так и в обсуждении самой идеи создания и использования в работе технологической карты. Мы обязательно примем к сведению все высказанные вами замечания. Сегодня заканчивает работу наш мастер-класс "Психологическое сопровождение формирования универсальных учебных действий у младших школьников". Напоминаем, что те, кого заинтересовала наша деятельность, могут прислать свои заявки на участие в работе межрегиональных ПТГ. В рамках работы нашего мастер-класса мы подробно остановились на содержательных аспектах деятельности по психологическому сопровождению формирования УУД у младших школьников, но наша работа не ограничивается только этим направлением. Мы предлагаем вам принять участие в работе еще одной межрегиональной проблемно-творческой группы "Психологическое сопровождение духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников". Если у вас возникнут вопросы по содержанию деятельности этой ПТГ, мы с удовольствием на них ответим в рамках нашего форума или по электронной почте. Заявки на участие в работе межрегиональных ПТГ принимаются до 17.10.11 г. по адресу: altim@sibmail.com (форма заявки - ссылка № 5). В течение нескольких дней участники межрегиональных групп получат техническое задание. С дальнейшим планом работы ПТГ можно ознакомиться в материалах мастер-класса (ссылка № 5). Сегодня еще продолжает работу наш форум - ждем ваших вопросов, комментариев, размышлений, обмена опытом.

Тимофеева Алла Ивановна, методист по детской и подростковой психологии МУ ИМЦ г. Томска

Уважаемые коллеги! Наш

Alla-Timofeeva аватар

Уважаемые коллеги! Наш мастер-класс закончил свою работу. Большое спасибо всем тем, кто принял активное участие в его работе, как в практической части, так и в обсуждении вопросов психологического сопровождения формирования универсальных учебных действий, актуальных не только для школьных психологов, но и для учителей начальных классов. Особую благодарность хочу высказать педагогам-психологам образовательных учреждений г. Томска, активным участникам городской проблемно-творческой группы, которые являются соавторами представленных методических материалов. Надеюсь, что мастер-класс был полезен для всех: мы впервые попробовали себя в новой роли - ведущих сетевого мастер-класса и получили внешнюю экспертизу своего методического продукта; кто-то узнал что-то новое для себя; кто-то получил возможность поделиться своим опытом, своими мыслями...Я думаю, вы согласитесь со мной, что профессиональный диалог состоялся, а это - главное. Отрадно и то, что мы уже начинаем "пожинать плоды" - несколько человек прислали свои заявки на участие в работе межрегиональной проблемно-творческой группы. Надеюсь, что завершение работы мастер-класса станет началом нового этапа работы в рамках межригиональных ПТГ. Напомню еще раз их названия:
1. ПТГ "Психологическое сопровождение формирования УУД у младших школьников".
2. ПТГ "Психологическое сопровождение духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников".
Прислать заявку на участие в работе ПТГ можно по адресу: altim@sibmail.com
Желаю всем плодотворной работы и творческих успехов!

Тимофеева Алла Ивановна, методист по детской и подростковой психологии МУ ИМЦ г. Томска

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Яндекс.Метрика

Последние комментарии

 

Читайте нас в:

Вход в систему

Опрос

Чем является для Вас аттестация?
Средством получения новых знаний и освоения новых компетенций;
73%
Способом доказать свой высокий профессиональный уровень;
7%
Средством повышения профессионального статуса и продвижения в карьере;
5%
Средством улучшения материального положения за счет увеличения заработной платы;
2%
Средством самореализации, самосовершенствования и самоудовлетворенности.
13%
Всего голосов: 1710

НАШИ ПАРТНЕРЫ

http://www.intel.ru/




 
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика