Брифинг-консультация П.Ю. Бокова "Реализация подготовки к итоговой аттестации и к участию в олимпиадах высокого уровня с использованием УМК «Физика 10-11» авторов Грачева А.В., Погожева В.А., Салецкого А.М., Бокова П.Ю."

С 17  по 21 октября 2011 года пройдет брифинг-консультация "Реализация подготовки к итоговой аттестации и к участию в олимпиадах высокого уровня с использованием УМК "Физика 10-11» авторов Грачева А.В., Погожева В.А., Салецкого А.М., Бокова П.Ю." с представителем авторского коллектива Павлом Юрьевичем Боковым.

Павел Юрьевич Боков входит в авторский коллектив УМК «Физика 10-11». Он кандидат физико-математических наук, старший преподаватель кафедры общей физики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Поступление в учебные заведения высшего образования требует от выпускников сдачи соответствующих ЕГЭ или успешного участия в олимпиадах различного уровня. В последнее время сложилась ситуация, когда сам ВУЗ организует олимпиаду, результаты которой могут быть засчитаны как результаты сдачи ЕГЭ по соответствующему предмету. Несмотря на то, что уровень сложности заданий в олимпиадах зачастую превышает уровень соответствующих заданий ЕГЭ по данному предмету, желающих принимать участие в олимпиадах остается много.

К сожалению, организаторы ЕГЭ по физике год от года констатируют факт: не более 30% участников ЕГЭ приступает к выполнению заданий части С. Это означает, что сложившаяся в средней школе ситуация в преподавании физики не способствует формированию умений решения задач. Причины этого многогранны: недостаточность часов, отсутствие факультативов и кружков, перегруженность учителя, отсутствие литературы, позволяющей самостоятельно учиться решать задачи, отсутствие мотивации у детей (и, зачастую, у их родителей).

И если программа, по которой формируются КИМы ЕГЭ, в большей степени соответствует базовому уровню изучения предмета (исключая решение задач), то программа олимпиад по физике выглядит иначе. Если остановиться на 10 классе, то различие состоит в том, что в нее включают задачи по темам «Кинематика твердого тела», «Динамика движения тел со связями. Уравнение кинематической связи», «Движение под действием переменной силы», «Реальные газы. Влажность», «Теорема Гаусса», «Диэлектрики и проводники в электростатическом поле».

Отметим, что ЕГЭ по физике (или побеждать на заменяющих ЕГЭ олимпиадах) должны сдавать будущие бакалавры естественнонаучных и технических направлений, медики, зоотехники, учителя физики, технологии, физкультуры.
Все это указывает на необходимость формирования нового подхода к изучению физики.

Один из взглядов на формирование нового подхода к изучению физики в школе представлен сравнительно новыми УМК «Физика 7-9» для основной школы и «Физика 10» для старшей школы, издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ». Авторский коллектив под руководством доктора физико-математических наук, заведующего кафедрой общей физики физического факультета МГУ профессора А.М. Салецкого начал работу над созданием нового курса физики для школы более пяти лет назад. Авторы УМК кандидаты физико-математических наук доценты А.В. Грачев, В.А. Погожев и руководитель авторского коллектива профессор А.М. Салецкий лауреаты Ломоносовской премии в области педагогики.

Апробация УМК для основной школы показала убедительные результаты: учащиеся лучше решают задачи, увереннее владеют научной терминологией, оказываются более заинтересованными в изучении данного предмета. В настоящее время идет работа по созданию УМК для старшей школы. Учебнику «Физика-10» присвоен гриф «Базовый уровень. Профильный уровень».

В чем же отличия рассматриваемого УМК?

  1. Уровень предъявления материала даже в УМК для основной школы превышает уровень требований. Это означает, что, работая с данным УМК, учитель не будет терять более талантливых, одаренных учеников.
  2. Классификация физических задач по типам помогает учащимся лучше ориентироваться в решении разнообразных задач, образно воссоздавая сюжет той или иной задачи.
  3. Предлагаемые авторами алгоритмы пошагового решения задач помогают сформировать у учащихся правильные представления о физических законах и об их применении при решении той или иной задачи. Последовательность действий алгоритма помогает учащимся понять взаимосвязь законов, явлений, физических гипотез, теорий.
  4. Приведение алгоритмов решения задач, выходящих за рамки базового уровня. Это задачи по темам «Кинематика твердого тела», «Динамика движения тел со связями. Уравнение кинематической связи», «Движение под действием переменной силы», «Реальные газы. Влажность», «Теорема Гаусса», «Диэлектрики и проводники в электростатическом поле».
  5. Подборка разноуровневых вопросов и задач после параграфов в учебниках и рабочих тетрадях.
  6. Оригинальные схемы-таблицы, систематизирующие знания учащихся в пределах той или иной темы.

В ходе брифинг-конференции указанные особенности нового УМК будут рассмотрены на примере учебника «Физика-10» авторов А.В. Грачева, В.А. Погожева, А.М. Салецкого и П.Ю. Бокова, ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ».

Авторы будут рады дать комментарии по структуре и содержанию учебного материала, ответить на вопросы участников брифинг-конференции и обсудить следующие вопросы:

  1. Какой Вы видите методику подготовки учащихся к решению задач по физике с выбором ответа и задач на соответствие?
  2. Какой Вы видите методику подготовки учащихся к решению задач части "С" ЕГЭ по физике?
  3. Существует ли, на Ваш взгляд, технология подготовки учащихся к успешному выступлению на физических олимпиадах высокого уровня? Если да, то какой она Вам представляется?
Скачать материалы -3Мб.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Методика решения задач

farion аватар

Мне очень понравился новый УМК, при обучении учащихся решению задач использую различные методики, которые зависят от темы, уровня сложности. Затруднение вызывают задачи на графическое изображение. Мне кажется ваши книги должны помочь учителю в подготовке учащихся к решению задач и хотелось бы узнать , где можно приобрести данный комплект.

Елена Александровна,

pbokov аватар

Елена Александровна, здравствуйте!
Благодарю Вас за теплые слова в адрес УМК.
Действительно, по статистике в ЕГЭ задачи с графиками решает менее 40% участников. И это часть А ЕГЭ...
В учебниках 7 класса по физике УМК под. ред. А.В. Грачева построению графиков уделяется довольно много времени. По нашему представлению, это должно способствовать повышению уровня и глубины понимания учащимися такого важного инструментария в физике, как графиков.
Отдельно хочется отметить, что ряд олимпиадных задач, не имеющих алгебраического решения, вполне можно решить, построив график функциональной зависимости. К сожалению, т.к. у учащихся имеются проблемы с графическим представлением информации, эта область олимпиадных задач для них становится закрытой.

С Уважением,

Боков Павел Юрьевич
к.ф.-м.н.
физический факультет МГУ

Елене Анатольевне Груздовой

pbokov аватар

Елена Анатольевна,
очень хорошо, что Вы подняли такую тему и разяснили учителям то, что в реальности у них есть возможность заниматься с талантливыми школьниками в рамках образовательного процесса в школе. Будем надеяться, что хоть кто-то из учителей по Вашему совету сможет добиться для себя заветных часов из школьного компонента.

С Уважением,

Боков Павел Юрьевич
к.ф.-м.н.
физический факультет МГУ

новый УМК

Bavikina Mari аватар

Добрый вечер, Павел Юрьевич! Ваш учебник ориентирован на профильное изучение физики или нет? На какое минимальное количество часов физики в неделю он рассчитан? Через мои руки "прошло" достаточно учебников, у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Если в вашем УМК добавлены алгоритмы решения задач и их классификация, то вряд ли я буду переходить на него. Т.к. все это можно добрать из другой учебно-методической литературы. А на сколько ваш УМК полон? На сколько удобно работать по нему учителю? Ведь это д.б. единый комплект: учебник, рабочие тетради, тестовые тренинги, дидактические материалы, методические рекомендации для учителя с примерной программой, планированием, желательно с различным количеством часов в неделю, + ЭОРы ит.д. Что же касается подготовки к ЕГЭ, то какая может быть проблема при достаточном количестве часов физики? Она возникает когда всего 1 час в неделю, и тут никакой учебник не поможет. В нашем регионе ЕГЭ по физике сдают 7 год и результат всегда один и тот же, обучающиеся сдают хорошо при 4 и более часов в неделю.
Подготовка учащихся к решению задач по физике с выбором ответа и задач на соответствие начнается при решении тестовых заданий, где к одной и той же проблеме, изложенной в задании, ставятся несколько вопросов, освещая, тем самым, её с разных сторон (это все есть в любоим пособии по ЕГЭ). Часть С - это сложные задания, требующие больше времени и на анализ, и на решение. Действительно времени на это в рамках учебного процесса не всегда хватает. Но это можно реализовать на элективах, кружках итд. Ведь не всему классу нужно сдавать ЕГЭ по физике. Подготовка к олимпиаде это вообще отдельная "песня", это отбор детей, работа с ними индивидуально, подбор соответствующих заданий. А так ли они необходимы для всех? если они в учебнике - это перегруз учебника. Работа с "олимпиадными детьми" должна проводиться регулярно, а для этого у учителя просто не хватает времени. С уважением, М. Бавыкина

С уважением Мария Анатольевна Бавыкина

Мария Анатольевна,

pbokov аватар

Мария Анатольевна, здравствуйте!
Спасибо за проявленный интерес к теме.
Наш УМК для старшей школы получает гриф "Базовый уровень/Профильный уровень". Всего в учебнике 71 параграф. При базовом уровне (2 часа в неделю) из рассмотрения уходит весомая часть материала, связанная с углублением и решением сложных задач.
Минимальное число часов, при котором удастся рассмотреть практически весь материал - 3. Но авторы рекомендуют для профильного обучения работать 5 часов в неделю.
УМК для старшей школы на этапе становления. Уже сейчас можно сказать однозначно, что к следующему учебному году выйдут рабочие тетради для базового уровня и сборник задач для профильного уровня.
ЭОРы также планируется включать в состав УМК. Что это будет - пока однозначно сказать не получится, мы интенсивно работаем в этом направлении.
Спасибо за то, что поделились своими соображениями по поводу подготовки талантливых школьников.
С Уважением,

Боков Павел Юрьевич
к.ф.-м.н.
физический факультет МГУ

УМК - не только учебник

ElkGaV аватар

Здравствуйте, Павел Юрьевич.
УМК "Импульс" для 7-9 классов не только опробован мною, но и дал очень хорошие результаты (сдавали ГИА и ЕГЭ в последние два года без троек). Хорошо, что появился учебник для 10 класса и авторский коллектив обещает завершение линии. Логично и то, что вся линия выдержана в единой манере изложения.
НО! Ни один УМК не может считаться полным без хороших описаний лабораторных работ и сборников задач. В современных условиях при наличии устойчивой тенденции к информатизации учебного процесса в комплекте УМК желательно было бы наличие цифровой поддержки в виде CD с экспериментом, примерами решения ключевых задач, инструкциями к лабораторным, глоссарием, справочно-табличным материалом.
Хорошо бы оснастить задачником (или задачниками) всю линию.
Планируется ли расширение УМК в выше обозначенных рамках?
Знаю, что Вы сами преподаете по учебникам "Импульса" в одной из школ Москвы. Дети мотивированные, с интеллектом выше среднего. Разумеется, Вы наблюдаете плоды своего труда.
Нет ли у авторов (у любого из авторского коллектива) желания попробовать самим дать серию уроков (посетить на апробационной площадке) в классе обычной средней школы, где уровень мотивации к учению вообще и изучению физики в частности, а так же уровень интеллекта весьма средний? Вопрос не праздный: есть массовый учебник и учебник для спецшкол. Полагаю, такая "проба" поможет ответить на вопрос о массовости УМК, даст возможность скорректировать некоторые проблемные моменты.
Спасибо за УМК всему авторскому коллективу.

EGa

Здравствуйте, Галина

pbokov аватар

Здравствуйте, Галина Владимировна!
Спасибо Вам за проявленный интерес к нашей дискуссии.
Вы совершенно правы, в текущем варианте УМК не достает более обширных материалов для проведения лабораторных работ и домашних экспериментов. К сожалению, сил авторов не хватает для того, чтобы одновременно решать все проблемы. Нам кажется, что первоочередной задачей является выпуск рабочих тетрадей (сейчас речь идет о тетрадях для 10 класса базового уровня), задачника (10-11 классы, профильный уровень), книги для учителя с подробным поурочным планированием (таким же, как делали это в 7 и 8 классах).
Мы остаемся верными намеченной линии: в составе УМК будут тетради для лабораторных работ, цифровая поддержка (в том числе, видеосъемки уникальных демонстраций из старейшего в России кабинета физических демонстраций физического факультета МГУ). Сейчас мы находимся на таком этапе работы, когда видно, как ее становится меньше. Это приятно. Это открывает нам перспективы наконец-то заняться тем, что мы всем давно обещали.
Надеюсь, учителя, аппробаторы, коллеги правильно поймут выбранные нами приоритеты.
На счет уроков авторов УМК - это интересное предложение. Полагаю, его вполне можно реализовать. Давайте попробуем!

С Уважением,

Боков Павел Юрьевич
к.ф.-м.н.
физический факультет МГУ

Здравствуйте, Павел

karpushina.sv аватар

Здравствуйте, Павел Юрьевич!
Я работаю по данным учебникам несколько лет. В сильных классах с хорошей математической подготовкой у детей изучение материала по данным учебникам не вызывает никаких сложностей и дает очень хорошие результаты. Но, к сожалению, в классах с плохой математической подготовкой мы сталкиваемся с большими проблемами, в том числе и в решении графических задач.
В связи с этим первый вопрос. В слайде 9 Вашей презентации работа идеального газа при изотермическом изменении объема вводится с использованием натурального логарифма. В курсе алгебры для общеобразовательных классов изучению этой темы отводился либо конец второго полугодия 10-го класса, либо начало первого полугодия 11-го. Не вызовет ли это лишних трудностей у большинства учащихся при изучении данной темы?
Второй вопрос относится к подготовке учащихся к участию в олимпиадах. На мой взгляд, некоторые олимпиадные задачи, особенно задачи высокого уровня, не поддаются алгоритмизации. Предполагается ли уделить таким задачам внимание в Вашем УМК?

Здравствуйте, Светлана

pbokov аватар

Здравствуйте, Светлана Николаевна!
Благодарю Вас за проявленный интерес к теме брифинга.
Постараюсь ответить на Ваши вопросы.
На слайде 9 действительно приводится страница учебника "Физика-10", где работа при изотермическом процессе представлена в логарифмическом виде. Это результат интегрирования, с которым большинство учащихся познакомится в середине 11 класса. На приведенном слайде он представлен в виде справочного материала, т.е. материала, предназначенного в том числе для того, чтобы заинтересовать мотивированных учащихся.
Соглашусь с тем, что учебник наиболее подходит для работы в классах с хорошей математической подготовкой. На самом деле, современная ситуация с итоговой аттестацией и поступлением в ВУЗ предъявляет весьма высокие требования к уровню математической подготовки. Полагаю, этот момент надо использовать при работе с учителем математики.
Олимпиадные задачи, Вы правы, слабо поддаются алгоритмизации. Но чаще всего сложная задача представляет собой конструкцию нескольких простых задач. Они вполне алгоритмизуемы.
С Уважением,

Боков Павел Юрьевич
к.ф.-м.н.
физический факультет МГУ

Профильные классы

kazakov аватар

Здравствуйте Павел Юрьевич
Я работаю в физико-математическом лицее, в 7 классе пользуюсь вашим учебником. Мне нравится всё, уровень, охват, объяснения. Но по нашей программе я должен пройти первый круг за 2 года (по вашим учебникам это реально, часы есть) и в 9 классе начинать второй круг (профильный: 9-механика,10-молекулярная, термодинамика и электродинамика, 11-колебания и волны, оптика, атом, ядро), как это было раньше. Пока я не вижу учебника профильного уровня, который бы на втором круге сумел бы достойно развить то, что дают ваши учебники 7-8. Ученики 9-го класса, которые до этого учились по Пёрышкину, завидуют семиклашкам, решающим почти такие же задачи. Неужели к старшим классам они сравняются?
Пока я думаю, что придётся в 9 классе переходить на Мякишева (пятитомник).
По поводу ваших вопросов, Кто То сказал: "Если хотите научиться плавать, то смело входите в воду. Если хотите научиться решать задачи, то решайте их". Решайте много и трудно. Сначала одолеть уровень Рымкевича (уровень школьной олимпиады), затем уровень Бендрикова-Гольдфарба (окружная), а уж за тем - задачи вступительных и олимпиад высокого уровня. А иначе получится как у нас в детском саду (в советские времена) разучивали Золушку на английском языке.
По моему для задач высокого уровня алгоритмов не существует, они штучные по определению.
С уважением, учитель лицея 1568 г Москвы Казаков Александр Сергеевич.

Здравствуйте, Александр

pbokov аватар

Здравствуйте, Александр Сергеевич!
Благодарю Вас за интерес, проявленный к брифингу.
Постараюсь ответить на Ваши вопросы.
Организовать обучение на профильном уровне по Вашей схеме можно таким образом: в 7-8 классах Вы работаете по УМК под. ред. Грачева А.В., проходите также к этому оптику и физику атома и ядра (из учебника 9 класса). В 9 классе берете механику из учебников 9 класса и 10 класса. Интегрально такой курс в 9 классе может занять целый год.
В 10 классе тогда надо будет заниматься молекуляркой и, возможно, электростатикой. В 11 классе - всем остальным.
Последовательность "освоения" задач из задачников разных авторов при подготовке к олимпиаде весьма убедительна. Полагаю, другие учителя могут обратить внимание на это мнение.
С Уважением,

Боков Павел Юрьевич
к.ф.-м.н.
физический факультет МГУ

«Физика-10»

om1000 аватар

Уважаемый Павел Юрьевич!!! Благодарю авторов УМК "Физика 10-11» авторов Грачева А.В., Погожева В.А., Салецкого А.М., Бокова П.Ю. за появление нового адаптированного к профилю учебника.
Хотелось бы получить к учебнику еще и задачник с разноуровневыми заданиями, творческими заданиями. К сожалению,в продаже еще не появилась рабочая тетрадь к УМК "Физика 10-11».
Удачи и процветания Вам.

om1000

Светлана Анатольевна,

pbokov аватар

Светлана Анатольевна, здравствуйте!
Благодарим Вас за теплые слова. Без этого нам не понять в полной мере важности нашей работы.
Учебник для 10 класса отпечатан в июне-июле текущего года. Над рабочими тетрадями и задачником мы только начали работать. Надеемся, что к следующему учебному году, комплект к учебнику "Физика-10" будет практически завершен: это будут рабочие тетради для базового уровня и сборник задач для профильного уровня.
С Уважением,

Боков Павел Юрьевич
к.ф.-м.н.
физический факультет МГУ

Обсуждение УМК

Kuleshova-Tatiana аватар

Здравствуйте, Павел Юрьевич!

Работаю по вашим учебникам четыре года. Считаю Ваш учебник одним из лучших. Хочу выразить благодарность не только от себя, как учителя физики, но и от учителей математики Амелькиной Г.И. и Копыловой Г.К., которые используют ваши рабочие тетради пир изучении математики (построение графиков, анализ данных). Учащиеся получают наглядное представление об использовании математики, как инструмента для решения физических задач. Ваш учебник даёт учащимся бызовые знания в области физики и позволяет им подготовиться ко всем уровням ЕГЭ (А, В, С).

С нетерпением ждем издания рабочей тетради для 10 класса.

С уважением, Кулешова Т.Г.

Татьяна Геннадьевна

Татьяна Геннадьевна, добрый

pbokov аватар

Татьяна Геннадьевна, добрый вечер!
Благодарим Вас за проявленный интерес к нашему брифингу.
Спасибо за Ваши теплые слова, за то, что Вы нашли в себе силы перестроиться и начать работу по новому, сложному учебнику.
Надеемся что и в дальнейшем Ваши ученики будут Вас исключительно радовать своими успехами, достижениями, победами.
Рабочие тетради к учебнику 10 класса будут готовы к следующему учебному году.
С Уважением,

Боков Павел Юрьевич
к.ф.-м.н.
физический факультет МГУ

работа в гуманитарных классах

sapko аватар

Добрый день, Павел Юрьевич!. Разрешите в Вашем лице поблагодарить весь коллектив, создавший УМК "Физика -10".Я в этом году впервые работаю по этому комплекту, но мне очень нравится. Я работаю в гуманитарной гимназии, где на изучение физики отводиться всего 2 часа во всех параллелях.И этот учебник является мне очень хорошим подспорьем в работе. Те блок-схемы , которые позволяют ребятам использовать их к подготовке к заданиям уровня А. Алгоритмы решения разнотипных задач- это хороший помощник в подготовке ко всем уровням. И мне очень приятно, что, все что мне приходилось делать самостоятельно, сейчас собрано в одном УМК. А еще хотелось бы отметить , что мы "безболезненно " перешли на работу с этим комплектом. Поэтому не надо бояться , что в классах с минимумом часов что- то не получится, все получается.
И еще мне хотелось бы поделиться опытом, как в обычных классах можно добиться высоких результатов и по ГИА, ЕГЭ и вырастить победителей олимпиад.
1- индивидуальный план обучения учегников, позволяет опережение программы почти на год, а также возможность победы в олимпиадах ( мои ученики в течение многих лет призеры регионального этапа, а также победители и призеры ВУЗовских олимпиад, в том числе и МГУ).
2- создание разноуровневых групп.В начале учебного года я выясняю, используя анкету, кому из ребят надо сдавать ЕГЭ, или ГИА. Если таких ребят набирается достаточно( ведь не в каждой параллели так бывает в гуманитарной гимназии) то они сосотавляют техническую группу, а остальные гуманитарную.План работы в группах свой. Это позволяет хорошо готовить учеников.
И еще одно пожелание к авторам УМК , расширить эксперимент, так как многие задания ЕГЭ через эксперимент объяснить проще.
С уважением Персидская Наталья Евгеньевна

Персидская

Наталья Евгеньевна,

pbokov аватар

Наталья Евгеньевна, здравствуйте!
Спасибо, что нашли время и силы для участия в нашей брифинг-консультации.
Приятно слышать, что у Вас получилось использовать учебник "Физика-10" в классах гумманитарного профиля. Было бы интересно развить эту тему: расскажите подробнее, как дети относятся к такой сложной книге, что они проходят, что не проходят, учились ли они до этого по УМК под. ред. Грачева А.В. в 7-9 классах?
Идея внедрения индивидуальных планов находится в согласии с ключевыми идеями новых образовательных стандартов. По-видимому, каждый учитель уже сейчас должен понимать, что реализация в его работе стандартов нового поколения невозможна без использования методик, индивидуализирующих процесс обучения. Однако, сложным остается вопрос о том, как это реализовать, ведь в классе может сложиться такая ситуация, что его не разделить на два полюса: физика нужна многим, но химикам, биологам, учителям в меньшей степени чем будущим ученым. Как поступать в том случае, когда требуется реализовать не 2 различных уровня в пределах классного коллектива, а 3-4?
С Уважением,

Боков Павел Юрьевич
к.ф.-м.н.
физический факультет МГУ

как используется УМК в гуманитарных классах

sapko аватар

Добрый вечер, Павел Юрьевич! Отвечаю на Ваши вопросы. Мои ученики до 10 класса не обучались по данному УМК, в этом году я рискнула взять этот комплект, так как изложение материала по 2-х часовой программе у меня не вызвало опасений.Усвоение материала идет достаточно хорошо.Я не считаю, что учебник сильно уж сложный, материал изложен понятно, доступно и если учитель использует его правильно, то все получается.Может еще способствует то,что в нашей гимназии дети проходят специальный отбор и сильно слабых учеников нет. Рабочую тетерадь мы получили в электронном виде, это тоже прекрасное решение.Так как мы ее заполняем частично в классе , а частично дома и не надо все распечатывать.Единственное чего мне не хватает сборника, приходится подбирать материал из разных сборников, очень он нужен к этому комплекту.
Что касается групп, то у меня их действительно в разных параллелях где 3 , а где и 4 подгруппы.Конечно, учителю работать сложно большая подготовка.Надо каждой группе свое задание составить, проверить, подумать как выдать тему и т.д.Но результат поверьте того стоит.Например 33% выпускников 9 класса писали ГИА их средний балл 4,89.
С уважением Персидская Наталья Евгеньевна.

Персидская

Наталья Евгеньевна,

pbokov аватар

Наталья Евгеньевна, здравствуйте!
Рад слышать, что есть столь отважные учителя, готовые применять наш УМК даже в классах с гуманитарным профилем. Отрадно, что успехи этих ребятишек Вас радуют.
В настоящее время авторский коллектив работает над созданием рабочих тетрадей для базового уровня и сборника задач для профильного уровня. надеемся, эти пособия увидят свет в начале будущего учебного года и станут подспорьем учителю в его нелегком труде.
С Уважением,

Боков Павел Юрьевич
к.ф.-м.н.
физический факультет МГУ

Коллеги, предлагаю расширить

pbokov аватар

Коллеги, предлагаю расширить круг обсуждаемых вопросов.
Проводя со школьниками исследовательскую работу прихожу к выводу о том, что бывает довольно сложно сформулировать тему исследования.
Возник вопрос: может ли УМК быть источником проблемных ситуаций, подходящих для проведения исследования школьниками? Есть ли такие учебники, которые способствуют формированию такого рода проблемных ситуаций?
С Уважением,

Боков Павел Юрьевич
к.ф.-м.н.
физический факультет МГУ

подготоавка к олимпиаде,УМК.

VasinaOLGA аватар

Здравствуйте.Хочу поделиться опытом нашего лицея в подготовке к олимпиадам.Одним из факторов успешной подготовки является ранняя дифференциация детей по профилям.С 5 класса есть классы предпрофильной подготовки по направлениям-физико-математическое,гуманитарное и т.д..В 5 классе дети начинают изучать курс естествознания -это интегрированный курс физики и химиии.Это дает возможность выделить детей с нестандартным мышлением,одаренных ,привить им любовь к физике через систему многочислеенных экспериментальных заданий,лабораторных работ ,которых достаточно в учебном пособии и которых можно составить самому учителю и предложить детям.К 7 классу они уже имеют стойкий интерес к предмету и хорошие навыки в решение экспериментальных заданий.Далее важен выбор УМК.Мы долгие годы работаем по УМК под редакцией А.Пинского,но с удовольствием бы рассмотрели и включились бы в работу по новым УМК,в частности вами разработанного.Для этого хотелось бы более детально изучить особенности учебного пособия по каждому классу,более подробно,с нюансами,деталями .Не могли бы вы подготовить вебинары по информированию учителей о достоинствах данного УМК по каждой параллели в отдельности.Я думаю это бы было полезно .Спасибо.

Здравствуйте, Ольга

pbokov аватар

Здравствуйте, Ольга Владиславовна!
Благодарю Вас за проявленный интерес у новому УМК и к теме брифинга.
Понимаю Вашу мысль по поводу организации систематической работы по подготовке учащихся к решению олимпиадных задач. Несомненно, она дает свои плоды.
Я, как человек учительствующий, всегда смущаюсь ранней профилизации ученика: вправе ли мы уже в 5 классе регулировать, чем этот ребенок будет заниматься через годы? Этот вопрос для меня остается открытым.
С идеями, заложенными в основу УМК под ред. Грачева А.В. Вы можете познакомиться на сайте издательского центра "ВЕНТАНА-ГРАФ", в разделе "методическая поддержка": http://www.vgf.ru/tabid/80/Default.aspx
Здесь же Вы можете найти материалы для контрольных работ, поурочное планирование для основной школы с подробным изложением концепции каждого урока, разработки учителей, принявших участие в аппробации УМК.

Наш вебинар в записи Вы можете найти по ссылке: http://connect.webinar.ru/join.php?id=2ead709866ec42170dbc50810f53e3a6&a...

Мы планируем в будущем проводить и другие вебинары по представлению данного УМК. О времени проведения можно узнать на сайте издательского центра http://www.vgf.ru

С Уважением,

Боков Павел Юрьевич
к.ф.-м.н.
физический факультет МГУ

Здравствуйте, Павел

ositnyazhskaya.lara аватар

Здравствуйте, Павел Юрьевич!
С Вашим УМК не работала, но была на съезде учителей физики, где издательство Вентана-граф подарило всем участникам комплект учебников. Поэтому имею возможность познакомиться с данным УМК. Работаю в классах социально-гуманитарного профиля при 2 часах в неделю. Школа в нашем населенном пункте одна, поэтому дети не имеют возможности выбирать профиль, как в больших городах.Но вот уже несколько лет около 30% выпускников выбирают ЕГЭ по физике. Поэтому встает проблема-их надо готовить индивидуально.Я думаю, что Ваш УМК в этом может помочь. Конечно же, чтобы ребята могли сдать успешно ЕГЭ по физике, надо минимум иметь 4часа в неделю физики. Тогда не будет никаких проблем.Очень понравились схемы-таблицы, систематизирующие знания в пределах темы.
Спасибо. С уважением Оситняжская Лариса Николаевна.

Здравствуйте, Лариса

pbokov аватар

Здравствуйте, Лариса Николаевна!
Приятно снова пересекаться с участниками Всероссийского Съезда учителей физики.
Ваше мнение очень важно для нас. По-видимому, т.к. эту мысль высказало уже несколько участников брифинг-конференции, внутреннее деление класса на подгруппы в настоящих условиях становится неизбежным. В этом случае будет проще удовлетворять потребность учащихся, склонных к изучению точных наук.
Схемы-таблицы в конце глав каждого из учебников УМК под. ред. Грачева А.В. и на наш взгляд, авторский, предоставляют учителю широкие возможности по организации одних из самых тяжелых уроков - уроков систематизации и обобщения знаний. Замечательно, что эта часть учебника нравится учителям!
Надеюсь, встретимся на следующем Съезде учителей, через 4 года.
С Уважением,

Боков Павел Юрьевич
к.ф.-м.н.
физический факультет МГУ

Подготовка к олимпиадам и к итоговой аттестации

Rybitskaya аватар

Добрый вечер, Павел Юрьевич!
Мне понравился в вашем УМК алгоритмизация задач, для учеников это облегчит понимание
принципов решения. Но для подготовки к олимпиадам, на мой взгляд, продвинутых учеников учишь пониманию идей, а не отработке этапов решения. Хотелось бы увидеть в продаже ваш сборник задач, для профильных классов очень не хватает хороших сборников.
И еще, насколько оправдано в вашем УМК то, что почти половина учебного времени отдана на механику- 7,9,часть 10 класса, ведь в ЕГЭ всего четверть заданий в последнее время по механике?
С уважением, Валентина Анатольевна Рыбицкая, г.Барнаул, лицей №124.

Здравствуйте, Валентина

pbokov аватар

Здравствуйте, Валентина Анатольевна!
Полагаю, основной вопрос заключается в том, зачем так много времени тратить на изучение механики?
Попытаюсь на него ответить.
Действительно, в УМК на изучение механики отводится довольно много времени: 7 класс - движение материальной точки вдоль прямой, 9 класс - криволинейное движение материальной точки, основы колебаний и волн, 10 класс - краткое повторение курса механики основной школы, механика твердого тела, 11 класс - механические колебания и волны. Интегрально получается, что механикой мы предлагаем заниматься практически половину времени.
Оправдано это, или нет?
На наш взгляд оправдано. И дело кроется в том, что механика - практически единственный (вспомним еще про оптику) наглядный раздел курса физики. Все остальное - молекулярная физика, электромагнетизм весьма и весьма умозрительно, т.е. требует от ученика навыков абстрактного мышления. Мы предлагаем эти навыки развивать уже с 7 класса, занимаясь вполне себе наглядной механикой: "курс" подготовки ученика к другим разделам физической науки, в первую очередь, заключен в систематическом алгоритмизованном подходе к решению задач в общем, буквенном виде. Т.е. с одной стороны дети изучают один из самых наглядных разделов курса физики, с другой - характер их работы целиком направлен на формирование навыков абстрактного мышления, что должно способствовать более успешному освоению учащимися других разделов курса физики.
С другой стороны, практически в любом задачнике половина задач посвящена механике. В механике они наиболее разнообразны (этим определяется и то, что большая часть алгоритмов решения задач сосредоточена в разделе "механика").
С третьей стороны, начало изучения механики с систем отсчета - хороший тон при подготовки системно мыслящего ученика, потенциального исследователя. Ведь, если так подумать, ни понятия "внутренняя энергия" ни понятия "электрический ток" нельзя ввести без указания системы отсчета.
Все это и обуславливает наш выбор в пользу более углубленного изучения механики.
С Уважением,

Боков Павел Юрьевич
к.ф.-м.н.
физический факультет МГУ

Уважаемый Павел Юрьевич!

Marina.Makarevich аватар

Уважаемый Павел Юрьевич!
Благодарю авторов УМК "Физика 10-11» авторов Грачева А.В., Погожева В.А., Салецкого А.М., Бокова П.Ю. за появление нового учебника. УМК для 7-9 классов не только апробирован мною, но и дал очень хорошие результаты (сдавали ГИА ). 45% выпускников 9 класса, в котором шла апробация данного УМК писали ГИА, качество знаний -100% . Хорошо, что появился учебник для 10 класса и авторский коллектив обещает завершение линии.
Мои ученики до 10 класса не все обучались по данному УМК, так как апробация шла только в одном классе из четырех в параллели, в этом году я решила дальше апробировать этот комплект. Усвоение материала идет достаточно хорошо. Я не считаю, что учебник сложный, материал изложен понятно, доступно. Рабочую тетрадь мы получили в электронном виде, это тоже прекрасное решение. Мы ее заполняем как в классе, так и дома. Вся линия УМК 7 -10 выдержана в единой манере изложения. Очень нравятся схемы-таблицы, систематизирующие знания в пределах темы. Не хватает сборника задач, приходится подбирать материал из разных сборников.
Пожелания к авторам: для УМК желательно было бы наличие цифровой поддержки в виде CD с экспериментом, примерами решения ключевых задач и хотелось бы получить к учебнику еще и задачник с разноуровневыми , творческими заданиями. С уважением, Макаревич Марина Васильевна, учитель физики, г. Ленинск - Кузнецкий. Кемеровская область

Макаревич М. В.

Здравствуйте, Марина

pbokov аватар

Здравствуйте, Марина Васильевна!
Благодарю Вас за аппробационную деятельность и за интерес, проявленный к теме настоящей брифинг-конференции.
Рад, что Вашими стараниями учащиеся весьма успешно сдают экзамены по новой форме.
Мы, действительно, планируем выпуск мультимедийного приложения к учебнику. Формат этого приложения, по нашим представлениям, может быть следующим: 1. видеозапись демонстраций старейшего в России кабинета физических демонстраций, 2. часть заданий рабочих тетрадей, адаптированная для работы с интерактивной доской, 3. компьютерное моделирование эксперимента (что-то вроде системы, сделанной "Физиконом"). Однако, сейчас перед нами стоят другие задачи и именно их мы будем решать в первую очередь: доработка учебника 11 класса, создание рабочих тетрадей для 10 и 11 классов (базовый уровень), сборника задач для 10 и 11 классов (профильный уровень), сборника задач для основной школы, тетрадей для лабораторных работ к каждому учебнику, методических разработок. Как Вы видите, планы большие, постараемся реализовать это максимально быстро, чтобы таким энтузиастам, как Вы было-бы проще и приятнее работать в новых условиях.
С Уважением,

Боков Павел Юрьевич
к.ф.-м.н.
физический факультет МГУ

Физика -10

tinagoyaeva аватар

Павел Юрьевич, добрый день.По поводу учебника «Физика-10» авторов А.В. Грачева, В.А. Погожева, А.М. Салецкого и П.Ю. Бокова, ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ». Смотрела тему "Механика". Материал выходит за рамки базового уровня. На мой взгляд хорошиего уровня задачи для профиля и при подготовке учащихся к олимпиадам и к ЕГЭ. Очень понравилось изложение темы "Кинематика твердого тела"- понятно и доступно. Хорошие таблицы, систематизирующие знания учащихся по данной теме. Хотелось бы побольше задач к каждой главе. Пошаговое решение задач очень помогает учащимся в понимании и решении. Успехов вашему творческому коллективу. С уважением Тина Отаровна.

Тина Отаровна,

pbokov аватар

Тина Отаровна, здравствуйте!
Благодарим Вас за проявленный интерес к теме нашей брифинг-консультации!
Учебник, Вы правы, создавался как базовый с возможностью работы в профильных классах. И в десятом классе "профильная часть" в основном затронула механику. По-мнению авторов, точное, строгое изложение материалов данной темы (а мы работаем с ней в 7, 9, 10 и 11 классах) позволит сформировать у учащихся верное представление о физической науке в целом, поможет учащимся решать комплексные задачи в термодинамике, в электродинамике, где за основу решения берутся либо законы Ньютона, либо законы сохранения.
Кинематика твердого тела - важная тема. Практически в каждой олимпиаде II уровня задачи из этой темы встречаются. Именно поэтому авторы сочли нужным включить детальное изложение некоторых элементов данной темы и примеры решения соответствующих задач в учебник 10 класса.
С Уважением,

Боков Павел Юрьевич
к.ф.-м.н.
физический факультет МГУ

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
Яндекс.Метрика

Последние комментарии

 

Читайте нас в:

Вход в систему

Опрос

Чем является для Вас аттестация?
Средством получения новых знаний и освоения новых компетенций;
87%
Способом доказать свой высокий профессиональный уровень;
3%
Средством повышения профессионального статуса и продвижения в карьере;
3%
Средством улучшения материального положения за счет увеличения заработной платы;
1%
Средством самореализации, самосовершенствования и самоудовлетворенности.
6%
Всего голосов: 5477

НАШИ ПАРТНЕРЫ

http://www.intel.ru/




 
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика