Эти произведения современной отечественной художественной литературы необходимо включить в круг чтения школьников, потому что …

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Это читать полезно

Bueraschina аватар

Коллеги! Хочется сказать о произведениях Артура Гиваргизова. Автор совершенно по-особенному поднимает проблемы жизни. Ему удается избегать дидактичности и назидательности в своих произведениях, беря в союзники своих персонажей. Ребятам проще выслушивать замечания от лица муравьев, собак и прочих представителей животного мира. Например, рассказ «Стул в табуретку» – о том, что может произойти, если попытаться вмешаться в природу… Рассказ вполне может стать хорошим поводом для разговора с ребятами, например, об экологической этике.

Буерашина Людмила /Тамбов/Покрово-Марфинский филиал МБОУ ЗнаменскаяСОШ

Детский постмодернизм

smolenkotatjana аватар

Уважаемые коллеги по цеху чтения! С удовольствием прочитала пьесы Артура Гиваргизова из сб. "Контрольный диктанат и древнегреческая трагедия". Мы, взрослые. не видим . не слышим наших детей. Чего только стоит пьеса "Собака", например. А пьеса про мальчика и отца-врача...

ШубТВ

Советую читать!

Ulianowa.Olga аватар

Я согласна, действительно, такие книги необходимо просто читать, так как они полезны и поучительны. Сегодня молодёжь не читает из-за интернета, разных игр и тд. Необходимо проявить интерес к чтению через уроки литературы!

Ulianowaolga

Надо читать!

popova51 аватар

Современную художественную литературу школьники должны читать, но только такую, которая сохраняет традиции русской классики, поднимает нравственные проблемы, учит жизни, учит противостоять злу, отвлекает молодое поколение от социальных сетей, развивают интеллект современной молодёжи.

Попова Нина Ивановна, учитель русского языка и литературы филиала Горельская сош в с.Татаново.

издательства, выпускающие художественн литературу для школьников

Lugin аватар

Удивительное дело, издательств детской литературы на самом деле очень много - и это радует: книг для детей масса и на любой вкус, здесь проблемы нет: выбирай, что нравится, и выбор огромен. Но... Наткнулся на интересное замечание по поводу издательской политики: из представляемых новыми авторами реальный шанс в большинстве издательств имеют книги УЖЕ с ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ. По принципу: больше картинок - минимум текста. Для читателей до пяти лет (это я как осторожный пессимист заявляю, потому как для меня 5 лет - уже многовато будет) это оправданно, но не радует перспектива: грядет всеобщая коммиксизация литературы, что роль учителея-словесника вообще на перспективу убивает напрочь.
И обилие детских книг на самом деле идет с перекосом: дошкольной литературы - в захлест, а для возрастного чтения от 7 до 17 лет картина почти катастрофическая. Если и есть на этот возраст ориентированные, то чаще всего чистой воды эскапизм и игра в "отношения", как с куколками Барби, когда у каждой Барби предполагается свой Кен... Про глянец и тупой гламур умолчу...
Самое интересное, что в Интернете, на Конкурсных сайтах и вообще имеет место быть огромное количество классных текстов для детского и подросткового чтения примерно того же уровня, как известные каждому учителю книги Железникова, Алексина, Крапивина и др. То есть именно те книги, потребность в которых для ребенка и подростка в самоопределении места в мире имеет приоритетное значение (по формуле А.М.Горького: "Всему лучшему я обязан книгам и хорошим людям"). Но прибиться этим авторам в печать... спросите у тех, кто пытался: стена почти непробиваемая и все под предлогом отсутствия коммерческого успеха.
Есть издательства, к которым - с большим уважением. "Аквилегия-М", например, "Самокат"... Но, как правило, ориентированные на возрастнуж аудиторию издательства маленькие и многого себе позволить не могут, а издательства крупные, которые могут рискнуть, не всегда готовы рисковать...

Ю.Лугин

"Самое интересное, что в

emelyanova аватар

"Самое интересное, что в Интернете, на Конкурсных сайтах и вообще имеет место быть огромное количество классных текстов для детского и подросткового чтения примерно того же уровня, как известные каждому учителю книги Железникова, Алексина, Крапивина и др. То есть именно те книги, потребность в которых для ребенка и подростка в самоопределении места в мире имеет приоритетное значение (по формуле А.М.Горького: "Всему лучшему я обязан книгам и хорошим людям")" - Юрий Леонидович, а ссылочки можете на эти книги здесь опубликовать?

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

навскидку, что помню

Lugin аватар

Попробую, Татьяна Валентиновна...
Из того, что в той или иной степени меня зацепило. Не все однозначно, по многим авторам можно поспорить и я сам не все в качестве достоинств в их книгах принимаю... Но это и здорово, когда книга вызывает неоднозначные оценки...

Аркадий Шушпанов. "Дендрарий". В одной критической статье прочитал, что если бы эту книгу написал американский писатель, она сразу бы стала бестселлером на родине, потом бы ее перевели на русский, издали массовым тиражом и она была бы объявлена культовой книгой. Там же сказано (дай Бог, чтобы сейчас для уважаемого Автора ситуация изменилась) - у нас этот текст "отлупили" все издательства:

http://fan.lib.ru/s/shushpanow_a_n/text_0050-1.shtml

Н.Евдокимова "Боруэлла" (об этом - выше):

http://boruella.narod.ru/

Елена Ожич "Зарплата Деда Мороза" и "Замория, Загория, Залесия и Прямоподносовия" (на уровне стиля и сюжета у меня при чтении восторг полный):

http://www.ijp.ru/razd/pr.php?failp=09201501150
http://dobrayalira.ru/chtenie/arhivy-dobroy-liry/zamoriya-zagoriya-zales...

Е. и Н. Пономаревы "Фото на развалинах" :

http://magazines.russ.ru/din/2008/3/po20-pr.html

Виктор Брусницын "Соло хором" (жесткая повесть о подростках. Меня несколько подобные книги напрягают своей мрачностью, но прочтения она, безусловно, стоит):

http://www.litkonkurs.com/?dr=45&tid=175641

Наталья Столярова «Дмитрий Русский» (книга потрясающая - тем, что за вроде бы тривиальным фэнтезийным сюжетом пробивается обжигающая трагедия ребенка). Здесь ссылка на первую главу, но далее - понятно, как найти:

http://www.proza.ru/2009/10/05/833

В общем, это если навскидку. Не могу сказать про себя, что я только и делаю, что изыскиваю в Инете интересные тексты - времени на это у меня просто нет. Но даже так, через свою блиц выборку имею основание утверждать, что отличных детских и подростковых книг на самом деле достаточно много.
С уважением -

Ю.Лугин

Спасибо, Юрий Леонидович. Я

emelyanova аватар

Спасибо, Юрий Леонидович. Я согласна, действительно, можно найти стоящие книги.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Читайте Дегтева

Zhboriskina аватар

Я бы посоветовала современным школьникам прочитать повесть Дегтева "Белая невеста", конечно, не из последних лет, но, мне кажется, творчество Дегтева незаслуженно мало известно. В произведении очень своеобразный художественный мир, автор запоминается образностью, многочисленными ассоциациями, экзотическим сюжетом, но при том поднимает извечные темы любви и поисков смысла жизни. После прочтения остаются теплые впечатления

Коллеги, вот тут можно

emelyanova аватар

Коллеги, вот тут можно почитать повесть В.Дёгтева "Белая невеста" - http://lib.ru/PROZA/DEGTEW_W/nevesta.txt.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Безусловно такой список

Deni аватар

Безусловно такой список литературы нужен. По той простой причине что мы видим все плюсы и минусы литературы с "высоты" своего возраста. Кто бы мне в своё время такой список подкинул. По моему в США такой список есть. Рекомендовать не значит заставить читать. Та как это должно быть в высшей степени ненавязчиво. Ибо в противном случае только отвратит детей от хорошей книги. Другой вопрос мы уже не дети. И не факт то что нравится нам может понравиться им. Сам не раз убеждался на собственных детях. Но данная тема меня заинтересовала. Порекомендовать хочу книгу Чинарёвой Тамары Фёдоровны "Переулок птичий дом 1". Очень позитивная для младших школьников.

Книгу Чинаревой в бесплатном

emelyanova аватар

Книгу Чинаревой в бесплатном доступе не нашла. Вот тут можно в цифровом виде ее купить за 30 с лишним рублей: http://www.7680138.ru/book-10002-10022/cl982520.html.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

некоторые замечания по конкурсам литературы для подростков

Lugin аватар

Поскольку имел(-ю) честь принимать участие в некоторых конкурсах произведений для детей и подростков, хочется сказать следующее:

Действительно, за последние пять лет в области "школьной" литературы произошел качественный прорыв. Так или иначе, формировать "списочный" круг книг для школьников реально возможно через публикуемые результаты Конкурса им. С.Михалкова, "Литпаруса" В.Крапивина, Конкурса им. А.Н. Толстого и других.

Хотелось бы, как читателю и как учителю, отметить, на мой взгляд, лучшую книгу ЛИТПАРУСа-2011, которая, к моему удивлению, в шорт не вошла. Это повесть "Боруэлла" Н.Евдокимовой. Потрясающе веселая и добрая история о солнечном существе, которое превращается сначала в вихрастого мальчишку, потом в потрясающую девчонку ( ассоциативно напоминает Феньку Л.Пантелеева), рассчитанная на младший и средний школьный возраст.
Также отметил бы книгу Е.Ожич "Города, которых нет" - отличная сказка для подростков с ненавязчивым "закосом" под фэнтези, но на самом деле с той подростковой фэнтези, которая уже набила оскомину, близко не лежало. Кстати, и "Гимназия № 13" Жвалевского - действительно очень хорошая в целом книга и достойная прочтения, отчасти все-таки вроде эха: "Наш ответ Гарри Поттеру".
Финалист, Е. Басова. "Эй, Рыбка! Школа через дорогу"... Могу согласиться, книга не бесполезная, тревожащаяся и имеющая огромный воспитательный потенциал - потому что внутренний мир девчонки-пятиклассницы и старше раскрыт на нескольких уровнях восприятия (через "я" самой героини, через оценку рассказчицы, которая старше героини на несколько лет, через оценку Автора...) Но, признаюсь, интерес и представление о ценности книги у меня лично убила маленькая деталь... Ощущение, что у нас сезон охоты на ведьм открыт, и все чуть ли не носом роют, абы найти педофилов в школе... Маленький разговор пятиклассницы с учителем - и туча намеков вокруг темы: что-то особенного и странного показалось школьному сторожу, что-то такое-этакое у героини в голове шевельнулось... В общем, для меня подобное чтиво, как для учителя,- это по ведомству списка, чего деткам читать не стоит.
Еще хотелось бы сказать о книге Пономаревых "Фото на развалинах" (лауреат конкурса им. С.Михалкова, 2007 или 8 года. Жесткая, но не беспросветная книга о современных подростках - без приукрашательства, но и без голимой чернухи, как сериал книг вокруг "Школы" Гай-Германики...

Ю.Лугин

Юрий Леонидович, спасибо за

emelyanova аватар

Юрий Леонидович, спасибо за такое содержательное высказывание.

Согласна с Вами: литературные премии - хороший ориентир.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Еще о детской литературе

emelyanova аватар

Кстати о детской литературе.

Посоветую повесть А.Жвалевского и Е.Пастернак
"Время всегда хорошее", набравшую максимальное количество баллов на Международном конкурсе русскоязычных литературных произведений для подростков «Книгуру» - 2011. Занимательное чтиво, в котором прошлое (1980 г.) оценивается с точки зрения будущего (2018 г.) и наоборот.

Вот тут можно почитать: http://lib.aldebaran.ru/author/zhvalevskii_andrei/zhvalevskii_andrei_vre....

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

А я бы посоветовала...

Galiullina.diana-maria аватар

А я бы посоветовала книги Дмитрия Емеца, только не надо на меня бросаться с упреками ну вот опять Таня Гроттер. Помимо Тани у него много других произведений, например для старшеклассников хорошо бы прочитать серию "Шныр", там настолько хорошо прописаны ситуации морального выбора, причем все это прописано без пошлости и хорошим литературным языком. К сожалению серия еще не завершена, но начать читать ее стоит. Ну чтобы не быть голословной скажу какие проблемы там поднимаются: эгоизм, когда ты ставишь под угрозу жизнь другого человека, хотя тебе дан шанс его спасти, а ты выбираешь благо для себя; преданность друга; преданность животным; чувство долга. Вообще я бы советовала прочитать эту серию не только детям, но и самое главное взрослым, чтобы они хоть немного посмотрели на себя со стороны.

Спасибо, коллеги:Вот тут

emelyanova аватар

Спасибо, коллеги.

Ссылочки брошу, вот тут можно почитать книги из серии "Шныр":

"Пегас, лев и кентавр" - http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=298452, "У входа нет выхода" - http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=433252.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

В список рекомендуемой

Posdina аватар

В список рекомендуемой литературы можно (да и нужно) включать произведения Лиханова, причем многие из них нужно обязательно обсуждать (на уроках внеклассного чтения, классных часах, литературных вечерах).

О книгах Лиханова

Krasilov.Alexandr аватар

Лиханов - достойный автор. Согласен. Тем более что и с/соч. его выходят обильно и бесплатно по библиотекам ОУ распространяются...

Круг чтения

Krasilov.Alexandr аватар

Что значит - "включить в круг чтения"? Как в совдеповские времена будем давать рекомендательный список литературы или как он там назывался... список рекомендуемой литературы? "Круг чтения" был дан Толстым (для его эпохи, разумеется, и в другом смысле). А сейчас не круги чтения должны иметь место, а свободный выбор свободной личности в свободной стране. Подросток/молодой человек - личность, пусть и формирующаяся. Сам выберет, что ему читать. Он, разумеется, совершит и ошибки. Ну и слава богу. Научится. Как по Алексан Сергеичу. А когда приходит тётенька на урок и, всплёскивая руками, говорит: "Ах, дети, я прочла "Стрекозу, увеличенную до размеров собаки"! Это так замечательно, так замечательно! Непременно прочтите!", или: "Я, ребятки, рекомендую вам прочесть "Кысь"! Удивительная литература! Это такая наша превосходная писательница Толстая!" (я впрочем, сомневаюсь, что "Кысь" прочитана хотя бы 20-ю %-ми наших педагогов. Что, конечно, не радует), то такая рекомендация ничего, кроме скепсиса, у воспитуемых не вызовет. Ничуть не больший восторг порождает и упомянутый мною выше некий гипотетический "список рекоменд.лит-ры", составленный с учётом, разумеется, "возрастных особенностей учащихся" и т.д. и т.п.
Я, конечно, утрирую, но давняя формула "каждый выбирает по себе" по-прежнему в силе. Другой вопрос - как научить выбору? И ответственности за сделанный выбор? Ответ столь же многовариантен, как и версии выбора.

"я впрочем, сомневаюсь, что

emelyanova аватар

"я впрочем, сомневаюсь, что "Кысь" прочитана хотя бы 20-ю %-ми наших педагогов. Что, конечно, не радует" - Александр, этот форум, взрослым и адресован. Цель его - обмен мнениями о прочитанном. Не читал, например, кто-то "Кысь", а после форума, может быть, и прочитает.

"Другой вопрос - как научить выбору? И ответственности за сделанный выбор? Ответ столь же многовариантен, как и версии выбора" - вот один из таких ответов: читать (и учителям, и ученикам) и обсуждать (и книги, и их выбор). Причем, вот без этого - "Ах, дети, я прочла "Стрекозу, увеличенную до размеров собаки"! Это так замечательно, так замечательно! Непременно прочтите!", или: "Я, ребятки, рекомендую вам прочесть "Кысь"! Удивительная литература! Это такая наша превосходная писательница Толстая!" - можно и обойтись.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Как научить выбору?

Zhboriskina аватар

Абсолютно согласна с Вами, Татьяна Валентиновна, просто рекомендации прочитать, восторженные отзывы учителя, может и не заставят ученика обратиться к книге. а вот удачно отобранный фрагмент, прочитанный учителем на уроке, вызывает интерес и желание прочитать к книгу у многих обучающихся.Сколько раз я использовала этот простой прием! после урока многие подходили, спрашивали, где можно взять книгу. Если прочитать яркий отрывок из "Кысь" Т. Толстой, я думаю, равнодушных не останется. Фантастический сюжет выводит на вечные темы. Я бы рекомендовала эту книгу для чтения старшеклассникам.

С уважением, Ж.Н. Борискина, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №10 г. Кандалакши

Вы замечательный оптимист,

Krasilov.Alexandr аватар

Вы замечательный оптимист, Татьяна Валентиновна, ежели полагаете, что до 30 ноября удастся хоть сколь-нибудь обменяться мнениями о прочитанном. Ибо те, кто читают, едва ли уложатся в рамки, ну а те, кои от чтения отдалены, по понятным причинам поделиться своими эстетическими переживаниями уж никак не смогут. Кроме того, сайтов подобного рода уж немало существует. Кроме того, особой трагедии в том, что вымирает поколение жителей гутенберговской галактики, я тоже не вижу. Ужасный монстр бездуховности к нам после этого не нагрянет, ибо не только литература за формирование "духовности" ответственна. Вообще, на мой взгляд, назначение литературы - чисто эстетическое. Все "моральные образцы", когда-то ударившие нас в какой-то из книг, со временем (порой - с возрастом, но не всегда) переходят в чисто эстетическую категорию. А духовность формируется деянием, поступком, так ведь? Вообще, мне представляется, роль литературы как "мощнейшего" средства воспитания весьма переоценивают. А современная литература... да бог с ней. Всё равно никто ни с кем не договорится...

"Вы замечательный оптимист,

emelyanova аватар

"Вы замечательный оптимист, Татьяна Валентиновна, ежели полагаете, что до 30 ноября удастся хоть сколь-нибудь обменяться мнениями о прочитанном" - форум можно и продлить.

По поводу "первостепенности" эстетической функции даже спорить не буду. А вот вопрос воспитательной функции литературы оставлю открытым:)

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

А я бы посоветовала почитать

merinov аватар

А я бы посоветовала почитать и не только учителям, но и старшеклассникам книгу Людмилы Улицкой "Зеленый шатер". Интересный авторский взгляд на нашу историю.

Да, "Зеленый шатер" мне тоже

emelyanova аватар

Да, "Зеленый шатер" мне тоже понравился, только показался "сыроватым" - материала в нем больше, чем на одну книгу.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Е.Гришковец и А.Матисон

emelyanova аватар

На днях прочитала пьесу Евгения Гришковца и Анны Матисон "Дом". Сюжет пьесы незатейлив: доктор, недавно купивший квартиру и еще нерасплатившийся за нее, решает купить дом; денег на дом у доктора нет, он обращается к друзьям, которые отказывают доктору по разным причинам, однако ему помогают родители жены; доктор, дабы не обидеть родителей жены, вынужден взять их деньги, но эти деньги - малая толика, их не хватит на покупку дома, с другой стороны, это ВСЕ сбережения родителей. 

Я бы посоветовала включить в круг юношеского чтения эту пьесу, потому что в ней показан наш современник во взаимоотношениях с друзьями, родственниками, соседями. Кроме того, пьеса отсылает нас к образу дома, традиционного для русской классической литературы.

Ссылка на текст пьесы: http://knigosite.ru/library/read/74469.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Яндекс.Метрика

Последние комментарии

 

Читайте нас в:

Вход в систему

Опрос

Чем является для Вас аттестация?
Средством получения новых знаний и освоения новых компетенций;
76%
Способом доказать свой высокий профессиональный уровень;
6%
Средством повышения профессионального статуса и продвижения в карьере;
5%
Средством улучшения материального положения за счет увеличения заработной платы;
2%
Средством самореализации, самосовершенствования и самоудовлетворенности.
12%
Всего голосов: 1951

НАШИ ПАРТНЕРЫ

http://www.intel.ru/




 
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика