Эти произведения современной отечественной художественной литературы нельзя включать в круг чтения школьников, потому что …

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Мир деятельности

ЕрмаковаМаринаМихайловна аватар

Здравствуйте, дорогие участники вебинара№2 .Такой курс очень полезен и детям и родителям , когда они дома занимаются со своим ребёнком. А у детей можно видеть возросший интерес к познанию чего-то нового. Эти уроки очень актуальны для них .Спасибо за полезные материалы для вебинара.

Современная литература.

Ulianowa.Olga аватар

Современная литература- это литература сегодня, которая интересна и учителям и учащимся, которая затягивает в читательский круг каждого. А вот умение читать- это умение слажено индивидуально!

Ulianowaolga

а все-таки чего рекомендовать к чтению не стоит?

Lugin аватар

С одной стороны, ситуация такова, что... лишь бы читали. А что именно , отходит на второй план по сравнению с тотально нарастающей массой нечитающих школьников. Поэтому ничего на самом деле против "Гарри Поттера" и прочих сериалов про Каюкеров с Ухайдакерами не имею. Но все-таки по гамбурскому счету учителя мы или где? В любом случае мы так или иначе оказываем давление на формирование как интереса к чтению, так и чтению по интересам. То есть не запрещая (Боже упаси!), на уровне пожелания и совета учителя-словесники должны все-таки оставаться на нравственной позиции и выражать свое неприятие к той литературе, которая реально засоряет мозги школьникам. Помимо понятных всем критериев толерантности и пр., возьму на себя смелость обозначит еще некоторые критерии неприятия:
1. Любые произведения, в которых есть намек на очень модное оборотничество (я это называю "эстетизацией уродства" ) - то есть на "облагораживание" и идеализацию всей этой вампирщины с ведьмаковщиной и "братковщины" с "киллерщиной";
2. Любой продукт под соусом "Маде ин Раша", где главное - соответствовать представлению Запада о "ужасах Российской действительности", когда русских импортному читателю в лучшем случае жалко. У меня ощущение после последнего "Букера" Колядиной за "Цветочный крест", что именно "чернуха" и грязный стёб изо всех сил в читательскую массу и продавливаются, щедро финансируясь, как некогда программы Бжезинского. В этом смысле реакция школьников на отказ от чтения - мне кажется вполне здравой: они уже не приемлют "гвозди в голову", которыми мы зачастую их все еще потчуем, но и про "афедрон", Слава Богу, им читать противно;
3. На любые произведения, в которых нет катарсисного посыла к очищению, пусть бы даже через ужас, но и сострадание - обязательно. Такую литературу взрослый вдумчивый читатель способен переварить, но ребенка она отравит. Это я про якобы злободневные и востребованные среди подростков произведения с "правдой" о жизни - это когда навязчиво с педалированием и смакованием секса, наркотиков, подростковой жестокости и прочего. Если за этим нет просвета - пусть таковые кругами из конкурса в конкурс ходят и всех букеров получают, но... очень классно получится, если круг читателей подобных книг только экспертами и лытыратуравэдами ограничится. К примеру, пьесы В.Сигарева "Божьи коровки возвращаются на землю" или Я.Пулинович "Наташина" мечта" меня реально перевернули и перед Авторами с почтением снимаю шляпу, но... И у Сигарева, и у Пулинович на уровне текста просветление через катарсис заявлены... что через постановку на сцене редко какой режиссер и актеры, увлеченные и ограниченные сценической яркостью мрачных эпизодов, передать смогут. То есть я бы старшеклассникам чтение этих пьес порекомендовал, но на спектакли по этим пьесам не поведу никогда, если предварительно не буду знать, что есть сценическое решение без натурализма, матерщины и с просветлением к финалу...

Ю.Лугин

Добрый вечер. Не надо

Algina.Lidia аватар

Добрый вечер.
Не надо муссировать "Гарри Поттера" как образец пустой и никчемной литературы. У нас ведь и школьная программа дается как пароль - отзыв: Лев Толстой - "Война и мир", Достоевсвкий - "Преступление и наказание", Пушкин - "Евгений Онегин". В этом ключе обычно представлен и "Гарри Поттер". "Гарри Поттер" - плохо.
А ведь детям нужна литература о сверстниках, об их проблемах. И здесь "Гарри Поттер" - это книга о дружбе, о взаимоотношениях школьников, в конце концов, о самом процессе учебы с зачетами, домашними заданиями, дополнительными занятиями и такими современными спецкурсами для индивидуальной образовательной траектории. Здесь и традиционное добро и зло, и приключения. А еще такие разные учителя (любимые и нелюбимые)... И про спорт, а это значит, что и про такое важное(!) сегодня(!!!) (иронизирую) здоровьезбережение. А как Вам слова Дамблдора: "Скоро наступят времена, когда придется выбирать между тем, что правильно, и тем, что легко"?
Так что важен порою не текст, а комментарий. И если учитель - собеседник, то от любого прочитанного текста будет польза. И именно комментарий, а не интерпретация. Согласна, что сегодня и классику в театре без предварительного просмотра нельзя школьникам предлагать для знакомства или для сопоставления. Если на сцене ненормативная лексика, эротика, а порою и порнография, то после спектакля мне, думаю, можно и покурить, и пивка выпить с учениками в подворотне, заодно и спектакль обсудить.
Меня больше волнуют учебники литературы, в которых нет интересных для младшего школьного возраста и подростков текстов, трогающих душу. Да тот же Ю.Яковлев и его "Рыцарь Вася". Где они? И выдумывать ничего не надо. А ведь тексты о современной школе и ее проблемах есть, вот только в учебниках этих текстов нет. А для нечитающего школьника ничего авторитетнее учебника нет.
С уважением, Алгина Лидия Радомировна.

Лидия Радомировна

нет предмета для спора

Lugin аватар

Все правильно, и, на самом деле, я про то же. Но в одном убежден, и по этому поводу, признавая право на иную точку зрения, нежели моя, спорить ни скем не собираюсь и даже выслушивать эти иные точки зрения мне неинтересно. Убежден в том, что в ШКОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ современные произведения включать не стоит: не забыли бы про В.Крапивина, про детские вещи Л.Улицкой, Птушкиной, Астафьева и писателей по преимуществу старшего поколения. Из нового что удержится - это время покажет. И никуда мы от сермяжной грустной правды не уйдем: "Хочешь убить интерес к книге - вставь ее в школьную программу". Особенно сейчас. В новых образовательных стандартах по поводу цели школьного изучения литературы почитайте, что написано. Я, когда прочитал, чуть не прослезился. В прежних документах, мысль понятна: "воспитать вдумчивого читателя..." Сейчас - полная невнятица из общих красивых слов. Поэтому ничего плохого на самом деле не вижу в разделении чтения по школьной программе и альтернативного ей чтения за пределами программы. В конце концов, и мы так читателями становились: в школе одно, чего читать особо не хочется, а местами и некогда... потому что есть множество действительно интересных книжек.
Может, конечно, я не совсем правильно тему для разговора понял? Мы здесь обсуждаем, какие призведения включить в школьную программу, или составляем возможный список книг ДЛЯ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ?
С уважением -

Ю.Лугин

Нет ни спора, ни предмета

Algina.Lidia аватар

Нет ни спора, ни предмета спора. Я по-прежнему о целях и задачах. Документы перечитала, думаю, здравый смысл победит: читать будут, книги в бумажном переплете не исчезнут. Действительно, список нужен. Вопрос для кого? Скорее всего, для родителей. В программах уже есть рекомендации - для самостоятельного чтения. Если моя задача - проинформировать о списке, я легко это сделаю. Если обсудить прочитанное, то учебного времени на это нет. В этом смысле школа напоминает поликлинику: пришел на прием к терапевту, рецепт от всех болезней получил, а вот выздоровел ты или нет, никого не интересует. И аптека вроде бы есть, и лекарства, и на каждом тюбике вроде бы написано, что от чего и в каких количествах. И лекарств с каждым годом выпускают все больше и больше. А общество больно.
Однако этой рубрике мы должны формировать антисписок. Что я школьникам не советую читать? Прозу Юрия Мамлеева. "Черная" правда жизни "в самой потайности его и подло-оголенной интимности" ("Бунт луны" - М., "Вагриус", 2000, с.217). Заодно сообщу, что я порекомендовала бы почитать, например, Мурашову "Класс коррекции".

С уважением, Алгина Лидия Радомировна.

Лидия Радомировна

По поводу "Класса коррекции"

Lugin аватар

По поводу "Класса коррекции" готов согласиться. Книга очень сильная и переворачивающая. При этом добрая. (Не для меня - я все равно ориентирован воспринимать то, что светлее и добрее, но это чистое ИМХО, достоинств книги, как повода серьезно задуматься, не умаляющее.
Насчет Мамлеева... Талантлив, бесспорно... Названная книга тоже переворачивает. Запрещать бы не стал . Но и такое вот "рвотное" детишкам навязывать - считаю не учительским делом. Сами детишки прочитают - никаких претензий и воплей учучельских по поводу недопустимости такого чтива они слышать не должны. ( А прочитают по доброй воле именно те, кто способны, уже как сложившиеся читатели, ее правильно оценить. И действительно по тем же критериям, по которым они "Федор Михалыча" осиливают. Такие детки есть, всегда были и будут. Но, коллеги, которые реально в средних образовательных школах работают, скажите: а сколько сейчас таких детей на массу приходится? А именно для серой массы" я имя Мамлеева (при всем уважении к таланту Автора) никогда вслух не назову.
С уважением -

Ю.Лугин

О запретах речи не идет. Мне

Algina.Lidia аватар

О запретах речи не идет. Мне и самой нравятся добрые книги. Вот, например, писательницы-томички Тамары Каленовой есть детская повесть "По следу рыбки". В последний раз я ее читала с шестиклашками года три назад. Надо сказать, что эпизод, в котором влюбленный мальчик трепетно берет девочку за руку, не произвел на них никакого впечатления, не вызвал ответного переживания. А не так давно восприятие текста было иным. Дети и в чувствах, и в желаниях, и в отношениях проще, жестче, откровеннее (без комплексов). Но бывает, повезет на ученика. С одним мы даже "Розу мира" Даниила Андреева обсуждали. Я-то ее с пятого раза от начала и до конца прочитала, а он уже дней через десять с вопросами приходил. И все-таки школьники чаще у меня берут книги почитать, чем мне предлагают что-то свое. Поэтому важно с какой книгой я приду к ним завтра.
С уважением, Алгина Лидия Радомировна.

Лидия Радомировна

"Мы! Должны! Формировать!

Krasilov.Alexandr аватар

"Мы! Должны! Формировать! АНТИСПИСОК!"
Замечательно звучит! Особливо, если парцеллировать.
Мамлеев - превосходный писатель. И человек в свои 16-17 лет его осилит не хуже, чем Фёдор Михайлыча.
Не надо советовать, что "не читать". Худы такие советы. И не потому что "запретный плод сладок". А по иным причинам. А вот советовать что-то к прочтению - это, ПОЖАЛУЙ, возможно. Но, всё равно, меня в этом приведённые участниками дисскуссии аргументы не убедили. Так, чтоб уж "окончательно переменить точку зрения" :-)

"Не надо советовать, что "не

emelyanova аватар

"Не надо советовать, что "не читать". Худы такие советы. И не потому что "запретный плод сладок". А по иным причинам. А вот советовать что-то к прочтению - это, ПОЖАЛУЙ, возможно" - Александр Вадимович, тут некоторое недопонимание возникло.

Этот форум организован для обмена мнениями педагогов (и, хорошо бы, родителей) по поводу современной русской художественной литературы: что бы коллеги коллегам посоветовали/не посоветовали прочитать+обсудить с детьми. Во-первых, действительно, уследить за современной литературой не так просто, во-вторых, одна и та же книга вызывает спорные мнения у взрослых.

У меня даже и в мыслях НЕ БЫЛО, ЧТОБЫ ЗАНИМАТЬСЯ СОСТАВЛЕНИЕМ СПИСКА ЗАПРЕТНЫХ КНИГ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ВЫДАЧЕЙ ЕГО ДЕТЯМ:) Кстати, если говорить о воспитании, то здесь речь идет не о том, чтобы пальчиком погрозить, а о воспитании эстетического вкуса.

"И все-таки школьники чаще у меня берут книги почитать, чем мне предлагают что-то свое. Поэтому важно с какой книгой я приду к ним завтра" - вот об этом и речь, Лидия Радомировна, спасибо.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Доброго времени суток! Очень

lyudmilagunina аватар

Доброго времени суток! Очень внимательно читаю высказывания коллег и думаю: что же делать сельским учителям и учащимся. У нас, порой, не хватает программной художественной литературы.

195819811994

Здравствуйте!!!Я тоже работаю

Garifyllina аватар

Здравствуйте!!!Я тоже работаю в сельской малокомплектной школе учителем русского языка и литературы.В библиотеке действительно не хватает программной литературы,но выход я нашла.Произведения скачиваю из интернета,собираю в папки и даю детям для чтения.Естественно ,скачиваю не многотомные романы,а рассказы и повести в полной версии.

Программная литература

emelyanova аватар

Людмила Николаевна, вот здесь http://www.gramma.ru/LIT/?id=2.0 опубликованы и программная, и непрограммная художественная литература. В том числе и современная, которую мы пытаемся здесь обсуждать:(

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

По поводу терминов. Срезал -

Algina.Lidia аватар

По поводу терминов. Срезал - удачная аллюзия?
А что, и сегодня "не должно сметь свое суждение иметь"?

Лидия Радомировна

"Мы здесь обсуждаем, какие

emelyanova аватар

"Мы здесь обсуждаем, какие призведения включить в школьную программу, или составляем возможный список книг ДЛЯ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ?" - Юрий Леонидович, мы пытаемся осуществить второе. О программе речь пока не идет, рановато.

Коллеги, давайте Гарри пока обсуждать не будем, ибо на форуме мы говорим об отечественной литературе.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

День добрый, коллеги.

Algina.Lidia аватар

День добрый, коллеги.
Продолжим диалог. Но дело это нелегкое, когда мы говорим о разных вещах: я - о живом уроке с задачами, целями. программой, в который благодаря своей учительской харизме педагог вдыхает жизнь (и пр., и пр., и пр.), а оппонент - о моем читательском опыте. Я могу список представить, но это не решит проблемы, озвученной большинством - не читают ни классику, ни современную литературу. По мнению моего сокурсника, научить теории можно на одном-единственном произведении: "крути" его так и эдак, как кубик Рубика, и все узнаешь про фабулу, композицию...( Кстати, пробовала на спецкурсе, потрясающий опыт). Поэтому главный вопрос не в том, что читать, а как читать.
Что читать школьникам из современной литературы меня, конечно, тоже волнует. Но меня волнуют и возможности ученика. Мы так устремлены вперед, что не думаем о простых житейских мелочах: да не у каждого интернет, да и обломовщина ведь в породе у нас, да и библиотеки плохо оснащены и особенно современной литературой, да и книги в магазине дороги, да и текст должен! быть на парте, если мы его анализируем. А если говорить о презентации, то не в каждом кабинете литературы есть необходимое для этого оборудование.
А я хочу не презентацию - для этого есть научно-практические конференции для школьников, собирающие единомышленников. Я хочу, чтобы все прочитали текст, чтобы текст задел за живое и разговор был предметный.
Вот здесь Вы правы: можно и нужно сообща выработать круг значимых произведений. Но прежде чем этот список сложится, давайте решим, для чего все-таки он нужен: это будут тексты, в которых представлен новый взгляд на вечные вопросы, или это тексты социальной направленности, или в них представлены проблемы времени, или это литературные эксперименты, или что-то другое... Может быть, модное: метапредметные связи? Или практическое: поможет на ЕГЭ. Или все-таки для души. В чем-то должен быть смысл такой коллективной работы.
А если у ребенка в ходе урока возникла литературная ассоциация, значит, урок получился. А чтобы дети доверяли, читать надо сразу: вечером книга, утром разговор, на потом нельзя откладывать.
О сказках Т.Мейко, анализируемых на уроке, рассказать несложно. И ссылки не проблема. А вот что конкретно интересует в творчестве региональных писателей, хотелось бы понять.

С уважением, Алгина Лидия Радомировна - учитель русского языка и литературы, город Томск.

Лидия Радомировна

Лидия Радомировна, всего-то и

emelyanova аватар

Лидия Радомировна, всего-то и надо ответить на вопрос: советую почитать такие-то сказки Т.Морейко, потому что... В критике-то часто противоположные точки зрения высказываются, да и не у всех есть возможность с критикой знакомиться, а тут живой читательский опыт.

1. "это будут тексты, в которых представлен новый взгляд на вечные вопросы, или это тексты социальной направленности, или в них представлены проблемы времени, или это литературные эксперименты, или что-то другое..." - да любые произведения, которые затронули учителя.

2. "А я хочу не презентацию - для этого есть научно-практические конференции для школьников, собирающие единомышленников" - я имела в виду, что представить книгу ученик может, рассказать о ней. Ничего плохого я вэтом не вижу, это не научно-практическая конференция. Обсуждение прочитанных книг - это же обычным делом и на уроках, и после уроков когда-то было.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Доброго здоровья всем

Algina.Lidia аватар

Доброго здоровья всем участникам диалога и Вам здравствовать, Татьяна Валентиновна.
1. Действительно времени всегда мало, и приходится выбирать, как его использовать. Ну, разумеется, с пользой. Соглашусь с коллегой (Нечитайло Ириной Владимировной), что есть повод сетовать о том, что школьники мало читают, но это те, кто плохо читает вслух - не научен был в начальной школе. Если прежде у меня, учителя, была возможность "выровнять" такого ребенка в среднем звене, все-таки 4 часа литературы в неделю в 5 классе давали возможность читать вслух на уроке и проводить чаще уроки внеклассного чтения (то самое - для души!), то теперь это невозможно. Почти. Но требуется практический совет. Извольте. К современной литературе это трудно отнести, но советую в среднем звене использовать для организации дополнительного чтения хрестоматию "Детская литература" в четырех томах (у меня, к сожалению, всего два тома, зато по книге на парту) издательства Астраханского педагогического института (1995). Из современных авторов у нас в городе многие словесники используют в своей практике (чтение и обсуждение) философские сказки нашей землячки Татьяны Мейко. Их можно читать в любом возрасте. В 6 классе я с детьми читала "Детство Левы" Бориса Минаева (у нас есть в школьной библиотеке).
2. Очень нравится идея "обратиться к читательскому опыту учеников, читающих современную литературу, при изучении литературы несовременной". И своевременно и полезно. Например, этот опыт может пригодиться на ЕГЭ при аргументации собственной позиции. Но ведь хочется, чтобы в теме был не один ученик, да ведь и я сама могу быть не в теме. Как в этом случае комментировать ответ ученика? Конечно, я потом прочту цитируемого автора (так , по совету ученика, я полюбила современную фантастику Василия Головачева - тоже можно предложить для обсуждения и чтения), побеседую с учеником, сотрудничество может вылиться в проект или исследование. Но ведь мы ищем некий универсальный круг авторов и произведений? Иначе мы говорим о собственных предпочтениях в современной литературе.
3. Создание методички для учителя - вещь полезная. Скажем, 10 уроков. Но она хороша будет в том случае, если к ней будет издано приложение - 10 текстов современных авторов. Приобретаем же мы сборники для подготовки к ЕГЭ и ГИА.
4. В старших классах всегда читаю с детьми уже, видимо, несовременное: Е.Шварц "Дракон" (очень любим драматургию), Л.Петрушевскую по выбору, но мне очень нравятся "Дикие животные сказки", В.Маканина "Лаз".
С уважением, Алгина Лидия Радомировна - учитель русского языка и литературы, город Томск.

Лидия Радомировна

Спасибо, Лидия

emelyanova аватар

Спасибо, Лидия Радомировна.

1. "Но ведь мы ищем некий универсальный круг авторов и произведений? Иначе мы говорим о собственных предпочтениях в современной литературе" - тут должно получиться так - от собственного читательского опыта к совету для коллег.

2. "советую в среднем звене использовать для организации дополнительного чтения хрестоматию "Детская литература" в четырех томах (у меня, к сожалению, всего два тома, зато по книге на парту) издательства Астраханского педагогического института (1995)" - хорошая хрестоматия. 3. Вот Вы упомянули свою землячку Татьяну Мейко, и это замечательно. Хотелось бы как раз от коллег про творчество региональных писателей что-то узнать. Может быть, Вы поподробнее о книгах Мейко расскажете? Ссылки на тексты дадите?

только давайте тогда вот на эту ветку форума перейдём http://netedu.ru/node/5430.

4. Что делать в случаях, когда ученик прочитал книгу, которую учитель не читал: можно же попросить ученика презентацию книги подготовить. А прочитать, действительно, потом, когда будет время.

5. "Создание методички для учителя - вещь полезная. Скажем, 10 уроков. Но она хороша будет в том случае, если к ней будет издано приложение - 10 текстов современных авторов" - методичка может быть электронной со ссылками на тексты.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Добрый вечер. Так как

Algina.Lidia аватар

Добрый вечер.
Так как обсуждения не получается, как ни старается Татьяна Валентиновна, позволю себе реплику за рамками темы.
Если какая-нибудь гипотетическая Мария Ивановна, учительница со стажем, и не читает, давайте ей об этом тактично скажем. Обо всех остальных учителях и учительницах будем говорить уважительно, не такие уж мы и "мамонты": читаем для души, конечно, меньше, но о новых авторах знаем. Выбрать автора и произведение современной литературы для чтения и изучения на уроке мне хватит и образования, и ума, и сердца - все же я должна учитывать и ту аудиторию, для которой будет предназначен этот урок.
Мы со восьмиклассниками выполнили проектную работу по теме "Читательская культура школьника" и выяснили, что школьники читают меньше, чем их сверстники десять лет тому назад, но все же читают довольно много. Другое дело, что это не то, что мы бы им посоветовали.
Но ведь в литературном образовании важно не только чтение, но и возможность обсуждения. Урок литературы именно на этапе обсуждения прочитанного дает вектор направления и в самостоятельном чтении и в формировании читательской культуры. Однако сегодняшние 70 часов в год (5 - 8 классы) едва позволяют уложиться в программу, обсуждать на уроке прочитанное самостоятельно возможности почти нет. Более того, я убеждена, что сокращение часов литературы в среднем звене (и в начальной школе) как раз и приводит к низкому уровню читательской культуры. Это результат оптимизации.
Несомненно, современный урок литературы должен быть наполнен и современным содержанием: "новой" литературы должно быть больше.
Однако если мы сейчас в обсуждении пытаемся определить, какое произведение (одно-единственное) какого автора (одного-единственного, самого лучшего) стоит включить в круг чтения школьника - на большее у учителя все равно учебного времени нет - это бесперспективно.
Если результатом разговора станет проект нового учебника литературы, то имеет смысл обсуждать проблему с учетом возрастной группы обучающихся.
С уважением, Алгина Лидия Радомировна - учитель русского языка и литературы, город Томск.

Лидия Радомировна

Лидия Радомировна, спасибо за

emelyanova аватар

Лидия Радомировна, спасибо за помощь.

Поцитирю Вас:

1. "Но ведь в литературном образовании важно не только чтение, но и возможность обсуждения. Урок литературы именно на этапе обсуждения прочитанного дает вектор направления и в самостоятельном чтении и в формировании читательской культуры. Однако сегодняшние 70 часов в год (5 - 8 классы) едва позволяют уложиться в программу, обсуждать на уроке прочитанное самостоятельно возможности почти нет". Ну, хорошо, времени, действительно, мало (но его всегда мало), а почему бы не обратиться к читательскому опыту учеников, читающих современную литературу, при изучении литературы несовременной?

2. "Однако если мы сейчас в обсуждении пытаемся определить, какое произведение (одно-единственное) какого автора (одного-единственного, самого лучшего) стоит включить в круг чтения школьника" - нет, мы не это пытаемся определить, мы пытаемся обменяться своим читательским опытом. По поводу учебника: литературные новинки в обычный учебник попадают не так скоро. А вот пособие, методичка, "народный" интернет-учебник вполне может получиться, но при условии, что педагоги поделятся опытом.
Вот, например, что Ваши ученики читают?

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Роль современной...

Krasilov.Alexandr аватар

Роль современной отечественной художественной литературы в литературном образовании и воспитании учащихся (это ж надо было так "художественно" сформулировать тему!) - мизерная. Да практически никакая она не "роль". Зане не существует никакого такого особенного литературного образования, а окроме того - современная отечественная художественная литература на то и "художественная", чтоб понимать её мог лишь тот, кто сначала возмёт себе за труд ознакомиться с литературой классической. Пусть читают Гончарова с Салтыковым-Щедриным. Пушкина и Некрасова учат! И нечего огород городить!

"Пусть читают Гончарова с

emelyanova аватар

"Пусть читают Гончарова с Салтыковым-Щедриным. Пушкина и Некрасова учат!" - а как же свобода выбора?

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Вот сначала пусть почитают, а

Krasilov.Alexandr аватар

Вот сначала пусть почитают, а потом уж и выбирают :-) Свободу-то выбора никто не узурпирует!

Вот и с современной

emelyanova аватар

Вот и с современной литературой так.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Литературное чтение в начальной школе.

Shitcilova Nina Nikolaevna аватар

Уважаемые коллеги! Я работаю учителем начальных классов. К сожалению, наблюдения показывают, что в последнее время многие дети неохотно и мало читают.Существует ряд причин, в том числе и социальных. В школе ребенок обучается различным видам деятельности, но чтение является не только предметным. но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения по всем предметам. В начальной школе существует несколько систем, каждая имеет свой комплект учебников по литературному чтению, которые существенно отличаются по содержанию. В системе "Школа 2100" произведения, включенные в учебники, позволяют показать мир литературы во всем его многообразии: здесь и классика русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX века, доступные для детского чтения, современная детская литература. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к прозведениям А. Барто, В. Берестова, А.С. Пушкина, В Бианки, А. Толстого, К. Паустовского, Э. Успенского и др. Они читают произведения , написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для разного возраста. К тому же , главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том. что дети читают произведения "в рамках учебников", то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести , которые не включены в данный раздел. Очень жаль, что с каждым годом уменьшается количество часов, отводимых на литературное чтение, что снижает возможность проработать произведение в полном объеме, понять авторский замысел.

С уважением Нина Николаевна Шитцылова, г. Удомля Тверской области.

Шитцылова

Литературное чтение в начальной школе

emelyanova аватар

Нина Николаевна, это замечательно, что дети все-таки читают, но у меня к Вам 3 вопроса:

1. Почему Вы об этом пишете на ветке форума "Эти произведения современной отечественной художественной литературы нельзя включать в круг чтения школьников, потому что …"?

2. Что дети читают из современной детской литературы, кроме произведений Э.Успенского?

3. Какие произведения современной литературы Вы советуете или не советуете включить в круг детского чтения, и почему?

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Современна ли современная литература?

Ismagilova.O.S. аватар

Согласитесь, даже при условии, что учитель-словесник будет"отслеживать" произведения современных авторов, сможет ли он сказать: да,эта проза или поэзия о нашей современности. Современные рассказы так похожи на рассказы наших классиков,но ,мне кажется,ни новый Шукшин, ни Астафьев нам не грозят. Так не знать ли лучше Шукшина и Астафьева, чем читать их подражателей?

ОЛЬГА

Надо ли учителю литературы читать современную литературу?

emelyanova аватар

Ольга Севастьяновна, интересную тему Вы затронули в своем высказывании: "даже при условии, что учитель-словесник будет"отслеживать" произведения современных авторов". То есть, учитель литературы может и не читать современную литературу? И еще, а какие из современных рассказов похожи на рассказы наших классиков? Расскажите, пожалуйста, поподробнее, о каких авторах Вы пишете.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

О чтении

Krasilov.Alexandr аватар

Читать учителям литературы вообще не помешало бы... И не только современную литературу.

О ЧТЕНИИ

KACAN аватар

Александр! Вы считаете, что учителя литературы не читают? Вам, наверное, не повезло с учителем? В школах еще работают достаточно квалифицированные педагоги-люди старой закалки, как их называют. Они просто не могут не читать.Другой вопрос, каких сейчас специалистов "выпускают" наши университеты, читают ли они, и причем сознательно ли?! Конечно, трудно в современное время педагогу отследить новинки литературы и определить их качество, но они стараются.
Педагоги, к сожалению, привыкли работать по тем программам, которые спускают свыше (называется "выберите из перечисленных..."). Надеюсь, что мы после этого форума определимся все вместе, что же нужно читать из современной литературы нашим детям.

О чтении же

Krasilov.Alexandr аватар

Самая нечитающая часть совр. российского общества - учителя. Статистика, увы, столь печальна. Говорю о массе. Не о редких исключениях (не более 1%). Не читают именно учителя "старой закалки". Назакалялись уж достаточно в процессе воспитания-обучения. Теперь - потихоньку выкидывают книги из своих библиотек. (Тому - сам свидетель). Впрочем, и "педмолодёжь" не особо склонна углубляться в тонкости литпроцесса.
Абсолютно согласен с важностью качественной подготовки нынешних студентов педагогического профиля. Вот это и актуальнее было бы обсуждать (на др.форуме, конечно), нежели переливать из пустого в порожнее: читают ли учителя, не читают ли учителя? включать ли книги современных авторов, не включать ли книги?.. и т.д.

"нежели переливать из пустого

emelyanova аватар

"нежели переливать из пустого в порожнее: читают ли учителя, не читают ли учителя? включать ли книги современных авторов, не включать ли книги?.. и т.д."

Александр, такие вопросы и не предлагаются для обсуждения на этом форуме.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

вопросы обсуждения

KACAN аватар

Уважаемая Татьяна Валентиновна! Мне кажется, что мы так и будем говорить о наболевшем. Может Вы, как специалист более высокого уровня, нам посоветуете, какую, на Ваш взгляд, современную литературу можно было бы изучать в школе? (хотя бы несколько произведений). Я, блягодаря Вашему форуму, специально изучала в Интернете, какие именно произведения современной литературы читаются. Говорят об Ульяне Гамаюн, Эргали Гер, Андрее Рубанове. Как Вы смотрите на то, чтобы этих авторов изучать в школе на страшей ступени обучения?

Светлана Валерьевна, я

emelyanova аватар

Светлана Валерьевна, я полагаю, что произведения названных Вами писателей можно включить в наш список (во всяком случае, по признаку общественного интереса к этим авторам).

По сопоставлению повестей У.Гамаюн “Безмолвная жизнь со старым ботинком” и Э.Гера "Кома" можно даже семинар или деловую игру провести. Обе эти повести выдвигались на литературную премию И.П. Белкина в 2010 году. Премию дали Гамаюн, но ... вокруг этого решения развернулась полемика. Вопрос "почему?" и можно обсудить на семинаре/деловой игре.

Повесть У.Гамаюн можно почитать здесь http://vidimfigu.ru/?05783830776708993060#0:0, а повесть Гера - здесь http://magazines.russ.ru/znamia/2009/9/ger2.html.

По поводу списка: хотелось бы все-таки услышать коллег: что сами читают и что с детьми обсуждают?

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Современная литература в школе

marsic аватар

Увы! Современные школьники и современную литературу не читают. А если читают, то только детективы (сначала детские, потом "женские" и Акунина). Причем наиболее "редкими" читателя являются мальчики, которых никакой художественной литературой завлечь фактически невозможно. Из зарубежной литературы могут начать читать истории о Гарри Поттере, чтобы на второй книге закончить - и просмотреть все о герое в виде кинофильмов. Поэтому что-то рекомендовать из современной литературы крайне сложно - не читают даже фантастику. Все предпочитают смотреть в кино. И желательно - фильмы попроще, где видеоряд почти не дополняется текстом. Увидеть школьников старших классов у полок с художественной литературой - очень редкое зрелище. Да и взрослые не часто останавливаются возле них. Правда, совсем по другой причине - огромные цены за новые книги отталкивают потенциальных читателей.
Скажете, что я преувеличиваю. Ничуть. Может, для Москвы и Санкт-Петербурга мои замечания будут несправедливыми, но для остального российского пространства - более чем правильные. Правда, некоторое чтение совершает современная российская интеллигенция посредством интернета и электронных книг. Но и это далеко не всегда возможно в школе, так как стоимость электронных книг для населения, средняя зарплата которого составляет 15 тысяч рублей, очень высока. Да еще если добавить высокоскоростной интернет...
Так что о каком чтении, господа, будем говорить? Предложите имена.
После углубленного курса литературы в выпускных классах и работы по программе электива "Современная русская литература" могу о многих произведениях и их восприятии современными школьниками сказать вполне обоснованно.

Нечитайло Ирина Владимировна

Ирина Владимировна, расскажите

emelyanova аватар

Ирина Владимировна, Вы пишете "После углубленного курса литературы в выпускных классах и работы по программе электива "Современная русская литература" могу о многих произведениях и их восприятии современными школьниками сказать вполне обоснованно" - так и расскажите, пожалуйста об этом.

И еще, скажите, пожалуйста, какие произведения из современной литературы Вам лично нравятся? есть ли такой писатель, за творчеством которого Вы следите?

А ситуация с чтением, действительно, по-разному складывается. Насколько мне известно, в Петербурге и Москве часто читают Пелевина, а в Костроме мне, например, рассказывали, интерес вызывает творчество Т.Толстой.

Есть, например, известный (не только в России) писатель и драматург Н.Коляда из Екатеринбурга, пьесы которого ставятся в разных регионах России. И вот интересно, насколько знакомы с творчеством своего земляка жители Екатеринбурга?

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Какие произведения современной литературы нужно изучать в школе?

KACAN аватар

Добрый вечер, уважаемые коллеги!
Прежде чем говорить нам,педагогам, какие произведения современной отечественной литературы включить в школьную программу или какие нельзя, нам самим нужно перестроиться. Мы ведь привыкли считать современной литературу 20 века и,честно говоря, сами мало знаем, что такое именно хорошая современная литература, кто является ее представителями.

В какой же современности мы живем?

emelyanova аватар

Совершенно верно, Светлана Валерьевна. И мой собственный опыт, и опыт Н.Попоповой, которую я процитировала в анонсе форума, показывает, что учителя под современной литературой понимают литературу 60-80-х годов ХХ века.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

О понятии "современная литература"

vera-manokhina аватар

Уважаемая Татьяна Валентиновна!
Современная литература – это литература, написанная за последние 30 лет. Именно так говорили тогда, когда консультировали учителей-словесников перед экзаменом по литературе (сочинение), который проводился в традиционной форме. Следовательно, современной можно считать литературу, написанную с 1981 по 2011 годы.
Но можно ли назвать, учитывая реальность сегодняшнего дня, современной литературу, написанную в 80 годы? Это вопрос… Не думаю, что его можно решить положительно или отрицательно на данном форуме.

Вера Николаевна Манохина

О современной литературе

emelyanova аватар

Уважаемые коллеги, в Литературной энциклопедии терминов и понятий (Москва, НПК «Интелвак», главный редактор и сотавитель А. Н. Николюкин) под современной литературой понимается "литература последних десятилетий, в России — после распада СССР".
Кроме того, в ныне действующей Примерной программе среднего (полного) общего образования по литературе (базовый и профильный уровни), регламентирующей содержание литературного образования, современными названы "Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати».

Давайте условимся придерживаться тематики форума.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Яндекс.Метрика

Последние комментарии

 

Читайте нас в:

Вход в систему

Опрос

Чем является для Вас аттестация?
Средством получения новых знаний и освоения новых компетенций;
82%
Способом доказать свой высокий профессиональный уровень;
5%
Средством повышения профессионального статуса и продвижения в карьере;
4%
Средством улучшения материального положения за счет увеличения заработной платы;
1%
Средством самореализации, самосовершенствования и самоудовлетворенности.
8%
Всего голосов: 3248

НАШИ ПАРТНЕРЫ

http://www.intel.ru/




 
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика