Сетевой Читательский клуб

Уважаемые коллеги, объявляем об открытии на портале сетевого Читательского клуба.
Известно, что современная литература получает неоднозначную оценку как литературных критиков, так и читателей. Подобная неоднозначность затрудняет отбор тех литературных произведений, которые учителя могли бы рекомендовать учащимся для чтения.
Целью клуба является обмен впечатлениями о произведениях современной отечественной  художественной литературы, по итогам которого можно будет составить список современной литературы, рекомендуемой учащимся для чтения, причем не только в рамках литературного образования, но и для решения задач воспитания школьников, и «анти-список», в который войдут те произведения современной литературы, которые, по вашему мнению, не стоит читать школьникам, поскольку эти произведения окажут на них негативное воздействие.

Список произведений современной литературы для школьников со ссылками на электронные библиотеки, составленный педагогами, актуален и в свете современного запроса на контент  для устройств,  используемых для прочтения электронных книг.   
К участию в клубе приглашаются не только филологи, но и все пользователи портала.
В планы организаторов клуба входит и приглашение современных писателей.

С уважением, ведущая сетевого Читательского клуба  - Т.В. Емельянова, доцент кафедры преподавания русского языка и литературы, член  КСП.

Добрый день всем! Правильно

pomazan1984 аватар

Добрый день всем! Правильно говорят: сколько людей, столько и мнений.
Многих родителей и учителей (!) не устраивают отрывки из произведений Дж. Толкина, Л.Кэрролла, А.Гайдара, Т.Янссон, внесённые в очень уважаемый мной УМК. "А зачем нашим детям это произведение, этот герой? Чему он научит?" Ценны во все времена дружба, взаимопомощь, честность. Мне же герои этих авторов интересны, мною любимы.
Я бы ещё вставила в список для обязательного прочтения произведения В. Крапивина! Не одно поколение выросло на его удивительных книгах, но в литературном чтении для начальной школы его имя не встречается. Или я ошибаюсь?

Ирина Петровна Помазан

Ирина Петровна, не

emelyanova аватар

Ирина Петровна, не ошибаетесь. Кстати, Крапивина не только в начальной школе можно и нужно читать.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Считаю, что нет мусорной

merinov аватар

Считаю, что нет мусорной литературы. Если она(литература) выпускается, то она востребована. Другое дело, что есть массовая литература, есть элитарная, а есть программная. И каждый сам выбирает, что ему нужно читать. Что нужно читать школьникам по программе мы все знаем, а вот, что им почитать для души это уже совсем другой вопрос. Иногда ту же Донцову читать не вредно.

Литература

chip196 аватар

Есть много книг, которые не читают, но это не мусор. Массовая литература - много вопросов, сколько людей - столько и мнений. Современная литература? Где она? Донцова? Петрушевская? А что читает современная молодежь? Только не надо говорить: "Не читает". А вот что читает? Интересно бы узнать?! Вкусы? Книги? Писатели?

Раз выпускают - значит востребована

PapaSasha аватар

Хороший лозунг. И я его поддерживаю.
В принципе даже у порнографической литературы есть читатель. А судя по тиражам - "имя им легион" :)

Мусорная литература у каждого своя - у кого-то Донцова, у кого-то святоотеческая, у кого-то произведения из школьной программы. Именно поэтому я и говорил о сложности создания подобных списков

Если письмо не дошло, то прочитайте его ещё раз

Но есть литература, которую

Posdina аватар

Но есть литература, которую каким-то образом нельзя допускать до детей совсем, даже в качестве варианта для свободного выбора. Например, "Библиотекарь" М.Елизарова - охоту к чтению отбить можно навсегда, мерзость та ещё.

А в чём мерзость "Библиотекаря"?

PapaSasha аватар

Своеобычное произведение. Жёсткое и, в некотором смысле бессмысленное. По мне так из разряда "мусорной"

Но замените "Счастье, лети!" на Евангелие от Матфея, "Пролетарская" на "Лучи мудрости" от Шамсетдина ибн Яръахмада Заки и получите историю человечества.

Если письмо не дошло, то прочитайте его ещё раз

и «анти-список», в который

PapaSasha аватар

и «анти-список», в который войдут те произведения современной литературы, которые, по вашему мнению, не стоит читать школьникам, поскольку эти произведения окажут на них негативное воздействие

Против такого списка говорит слишком многое. Например:

  • у каждого свои понятия о негативном влиянии. Рассмотрим достаточно известную сказку Пушкина "О попе и работнике его Балде". В какой список её рекомендовать?
  • как говорится таковой список может стать неким "списком для летнего чтения" по принципу "запретный плод сладок"
  • куда отнести всю ту "мусорную" литературу, которой упивается народ в транспорте? Негатива вроде и нет. За исключением садистского отношения к мозгу и времени читателя

Целью клуба является обмен впечатлениями о произведениях современной отечественной художественной литературы
А почему мы говорим только об отечественной литературе? В наше время глобализации имеет смысл рассматривать просто хорошую лит-ру вне зависимости от её национально-государственной принадлежности.

А возможны ли в принципе критерии оценки "хорошести"/"вредности"? Большие сомнения....

Если письмо не дошло, то прочитайте его ещё раз

Подозреваю, что

emelyanova аватар

Здравствуйте, PapaSasha.

1. Начну с ответа на самый простой вопрос: "А почему мы говорим только об отечественной литературе?" - не все сразу, доберемся и до других литератур.

2. "у каждого свои понятия о негативном влиянии. Рассмотрим достаточно известную сказку Пушкина "О попе и работнике его Балде". В какой список её рекомендовать?" - совершенно верно, на одном из сетевых форумов, по-моему, религиозных, мне как раз по поводу этой сказки встретилось высказывание о том, что эту сказку не надо бы читать детям.

3. "как говорится таковой список может стать неким "списком для летнего чтения" по принципу "запретный плод сладок" - конечно, может, если таковой "анти-список" составится и учителя ознакомят с ним учащихся.

4. "куда отнести всю ту "мусорную" литературу, которой упивается народ в транспорте? Негатива вроде и нет. За исключением садистского отношения к мозгу и времени читателя" - а что такое "мусорная" литература?

5. "А возможны ли в принципе критерии оценки "хорошести"/"вредности"?" - это мы и пытаемся выяснить.

P.S. Подозреваю, что опять на двоих придется беседовать:))

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

"А почему мы говорим только

PapaSasha аватар

"А почему мы говорим только об отечественной литературе?" - не все сразу, доберемся и до других литератур
А может сразу начать? "Целься в Луну, даже если не попадешь - окажешься среди звёзд"

конечно, может, если таковой "анти-список" составится и учителя ознакомят с ним учащихся
А если не ознакомит, то для кого он делается? Для учителя, который сам же его и составляет? Такая вот памятка для себя - не читай больше эту каку :)
Вспоминая себя в детстве, старался понять почему та или иная книга, писатель попадает в список "нерекомендуемых к чтению". Через это прочитал "Мафн Кампф" - если включить мозг и помнить к чему привело буквальное следование высказанным в ней мыслям, то очень даже интересное чтение, многое расставляет.

а что такое "мусорная" литература?
Вот тут мы и подходим к критериям :)
Для меня "мусорной" литературой являются все те Донцовы и иже с нею. Хотя более чем уверен что её читатели иного мнения.

Можно ли выработать критерии? Не знаю. Ведь очень многое зависит от обстоятельств, от образа жизни.
Например ту же Донцову я могу почитать в моменты когда надо разгрузить мозг, а кому-то "женские романы" позволяют не потеряться в жизни, дать надежду/мечту о принце на белом коне.

Здесь наверное всё же будет (должен/может быть?) в бОльшей степени разговор типа "А вот я прочитал ХХХХ. Интересные мысли о том-то и том-то. Не согласен со следующим и поддерживаю в его видении..." И вокруг такого, если действительно интересная книга, и может пойти разговор.

ЗЫЖ Главное начать разговор. А там глядишь и народ подтянется и расчехвостит нас с нашими представлениями "Что такое хорошо и что такое плохо" :)

Если письмо не дошло, то прочитайте его ещё раз

А что такое "мусорная"

Posdina аватар

А что такое "мусорная" литература?
Для меня лично критерием хорошей книги является ощущение после прочтения: если я долго о ней думаю, книга меня не отпускает, наводит на какие-то размышления - это моя книга.

Субъективность реальности

PapaSasha аватар

Для меня лично критерием хорошей книги является ощущение после прочтения: если я долго о ней думаю, книга меня не отпускает, наводит на какие-то размышления - это моя книга
После прочтения "Майн Кампф" я долго думал о том что там написаною Примеривал высказанные мысли на события история - пытался понять что подвигло на развитие в том или ином русле. Примеривал их и на тогдашнюю современность - иногда становилось страшно. Зацепило надолго. Не в эмоциональнгом, в информационном плане. Но это не моя книга.

И в то же время я не могу отнести её в "мусорную" литературу. Не могу отнести её и к разряду экстремисткой литературы (как это сделали сейчас).

Наверное и "Яму" и "Пышку" в определённом возрасте, на определённом уровне развития можно отнести и в тот и в другой список.

Если письмо не дошло, то прочитайте его ещё раз

"Для меня лично критерием

emelyanova аватар

"Для меня лично критерием хорошей книги является ощущение после прочтения: если я долго о ней думаю, книга меня не отпускает, наводит на какие-то размышления - это моя книга" - абсолютно согласна.

Вот Вы про "Майн Кампф" вспомнили, а меня, например, до сих пор не отпускает роман Г.Белля "Глазами клоуна", хотя читала еще в юности. Из того, что прочитала в последнее время - роман Д.Пригова "Живите в Москве".

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Я просто процитировал ваше

PapaSasha аватар

Я просто процитировал определение Posdina "моей книги", а потом привёл книгу, которая меня зацепила, но не стала "моей книгой".

Если письмо не дошло, то прочитайте его ещё раз

Вот и славно:)) Еще

emelyanova аватар

Вот и славно:))

Еще вспомнила: рассказы Пелевина "Онтология детства", "Ника".

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

"конечно, может, если таковой

emelyanova аватар

"конечно, может, если таковой "анти-список" составится и учителя ознакомят с ним учащихся А если не ознакомит, то для кого он делается? Для учителя, который сам же его и составляет? Такая вот памятка для себя - не читай больше эту каку :)" - в данном случае речь идет об обмене мнениями в среде взрослых. (Кстати, может быть, в результате обмена мнениями мы придем к выводу, что такой "анти-список" и не нужен).

Вот, например, был в моей практике такой опыт: в список произведений современной литературы, рекомендованный старшеклассникам, я включила рассказы А.Варламова. От этого писателя я не ожидала никаких "неприятностей", поэтому, в отличие от других произведений, включенных в список, не стала читать новые рассказы Варламова. В итоге, случился конфуз, даже, я бы сказала, скандал, некоторые родители, активно интересующиеся жизнью своих детей, прочитав эти рассказы были крайне возмущены тем, как же можно рекомендовать такую литературу для чтения детям. Посмотрев, что за рассказы попали в список, я была вынуждена согласиться с точкой зрения родителей.

Современная литература значительно отличается от литературы прошлого. И дело не только (а, может быть, не столько) в том материале, из которого лепится художественный образ, но и в средствах, которыми этот образ лепится.

По поводу "мусорной" литературы - да, существует литература массовая, она-то как раз выполняет (или должна выполнять) психотерапевтические, социально-адаптивные функции.

"Здесь наверное всё же будет (должен/может быть?) в бОльшей степени разговор типа "А вот я прочитал ХХХХ. Интересные мысли о том-то и том-то. Не согласен со следующим и поддерживаю в его видении..." И вокруг такого, если действительно интересная книга, и может пойти разговор" - PapaSasha, в вопросах, вынесенных на форум прослеживается именно такая стратегия.

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

О функциях списков

PapaSasha аватар

Современная литература значительно отличается от литературы прошлого. И дело не только (а, может быть, не столько) в том материале, из которого лепится художественный образ, но и в средствах, которыми этот образ лепится.
Я не думаю что так уж и различается нынешняя литература и литература прошлого. Просто за годы что прошли с тех времён на слуху остались "правильные" идеологически выверенные произведения. Если взять ПСС писателей (а не дай бог порыться в личных архивах), то мы найдём те ещё продукты. Естественно что надо соотносить стиль и слог написания со временем когда это писалось. Потому что то что сейчас посчитают невинной шалостью пиита тогда отнесли бы к жёсткому порно.

По случаю с рассказами Варламова. В свою бытность школьником я довольно много читал помимо рекомендованного списка и часто использовал полученное знание на уроках. Ни разу не жалею о расширении списка. Т..е рекомендованный список в основной своей ипостаси является некой защитой учителя от наезда родителей и проверяющих.

Если письмо не дошло, то прочитайте его ещё раз

ОТКРЫТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО КЛУБА

emelyanova аватар
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Идея об открытии на портале Читательского клуба возникла в связи с письмами, которые приходят в адрес координаторов портала от начинающих учителей. Какие приемы, методы используют учителя в преподавании современной русской литературы в старших классах? каким образом решают проблему нехватки времени? в каких УМК наиболее удачно представлен раздел, посвященный современному литературному процессу с точки зрения содержания и методического аппарата? как лучше использовать ресурсы Интернета для решения проблем, связанных с преподаванием современной литературы? какие произведения наших современников предлагать старшеклассникам для чтения – эти вопросы прежде всего волнуют молодых специалистов.

Начать работу Читательского клуба мы решили с форума и конкурса рецензий и эссе, участвуя в которых вы можете поделиться своими взглядами на роль современной отечественной художественной литературы в образовании и воспитании школьников. К участию в обсуждении заявленной проблемы мы приглашаем не только филологов, но и всех пользователей портала, поскольку литературу читают не только филологи, а воспитанием занимаются не только учителя литературы и русского языка.

В начале нашего полилога позволю себе процитировать высказывание Н.А.Поповой, к.п.н., доцента кафедры методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета:

Среди целого ряда проблем, связанных сейчас с преподаванием литературы в школе, — реформой образования, новыми стандартами — проблема знакомства учащихся с современной литературой кажется едва ли не самой мелкой и незначительной. Однако знакомить учащихся с текущим литературным процессом необходимо: иначе выпускники войдут в жизнь с твердым убеждением, что “русская классическая литература — это, конечно, неплохо, но так уже никто не пишет”, и облик писателя-современника для них будет ассоциироваться с удачно заколачивающими деньги безликими авторами, смотрящими на них с разноцветных глянцевых обложек детективных и любовных романов, или же с теми, чье имя связано с политическими скандалами и с организованными громкими акциями. Большая серьезная литература в это время будет проходить стороной: причем страдать от этого будет не только читатель, но и писатель, чьи книги не смогут найти своих адресатов. И дело здесь не в отсутствии покупательского спроса, а в незаполненности некоей интеллектуальной ниши, которая всегда возникает, когда рожденное слово остается невостребованным и безответным. Педагоги и литературоведы предупреждают об этом уже не один год. Если сегодняшние дети повзрослеют в условиях, когда литература окончательно превратится в школьный предмет второго сорта или вообще будет выкинута из школ за ненадобностью, а действующие писатели будут ассоциироваться с представителями массовой культуры, то может быть потеряно целое поколение. Об этом писал еще в 2002 году в журнале “Новый мир” Дмитрий Дмитриев. Он же сослался на мнение уполномоченного по правам ребенка в Москве, учителя и поэта Евгения Бунимовича: “Разрыв между современной литературой и современным молодым читателем грозит литературе гибелью, оставляет ее без завтрашнего дня”19. Мы бы сейчас перефразировали это высказывание: “Разрыв между современной литературой и школьным учителем грозит литературе гибелью, оставляет ее без завтрашнего дня”.

(Попова Н.А. Александр Грибоедов против Марии Ватутиной, или Нужно ли школьным учителям преподавать современную литературу // http://magazines.russ.ru/znamia/2011/5/po13.html).

С уважением, Татьяна Валентиновна Емельянова - доцент кафедры преподавания русского языка и литературы АПКиППРО, http://www.apkpro.ru

Яндекс.Метрика

Последние комментарии

 

Читайте нас в:

Вход в систему

Опрос

Чем является для Вас аттестация?
Средством получения новых знаний и освоения новых компетенций;
79%
Способом доказать свой высокий профессиональный уровень;
6%
Средством повышения профессионального статуса и продвижения в карьере;
4%
Средством улучшения материального положения за счет увеличения заработной платы;
1%
Средством самореализации, самосовершенствования и самоудовлетворенности.
10%
Всего голосов: 2237

НАШИ ПАРТНЕРЫ

http://www.intel.ru/




 
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика