СЕТЕВАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА. Брифинг-консультация "Культурные практики в ДОО"

С 6 по 8 мая 2015 года СЕТЕВАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА приглашает на брифинг-консультацию по теме «Культурные практики в ДОО», которую проводит муниципальное автономное учреждение «Информационно-методический центр» г. Томска совместно с  кафедрой развития образования ФГАОУ АПК и ППРО.

Цель:  обсуждение вопроса о применении культурных практик в системе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО.
 
Задачи:
1.    Рассмотреть вопрос культурно-антропологического подхода в работе с дошкольниками.
2.    Представить классификацию культурных практик (по С.В. Масловской, к.п.н., доцента кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО  ФГБОУ ВПО ОГПУ).
3.    Обсудить задачи, содержание и результат применения культурных практик в работе с детьми дошкольного возраста.

Приглашаем к участию в брифинг-консультации методистов по дошкольному образованию, заместителей заведующих, старших воспитателей,  педагогов-психологов,  учителей-логопедов, воспитателей, инструкторов по физическому воспитанию, педагогов дополнительного образования дошкольных образовательных организаций.

Изучив материалы, вы сможете задать вопросы ведущим брифинг-консультации, а также поделиться своим опытом работы в данном направлении.

Ведущие  брифинг-консультации:
Осипова Оксана Александровна, методист по дошкольному образованию, детской психологии МАУ ИМЦ г. Томска;
Ягодкина Оксана Викторовна, методист по дошкольному образованию МАУ ИМЦ г. Томска;
Некрасова Ирина Валерьевна, методист по физической культуре и спорту МАУ ИМЦ г.Томска;
Казанцева Ольга Николаевна, педагог-психолог МАДОУ №48 г. Томска;
Абакумова Светлана Степановна, воспитатель МАДОУ №86 г. Томска.

Расписание брифинг-консультации по теме «Культурные практики в ДОО»

Даты
Этапы

Материала
для обсуждения
Вопросы для обсуждения
06.05.15г.
1. Понятие «культурные практики». Культурные практики в жизни дошкольника.
2. Классификации культурных практик.
3.  Методы и формы реализации культурных практик.
4. Культурологический подход в образовании. Принцип культуросообразности.


 
1. Презентация «Культурные практики в соответствии с ФГОС ДО» (приложение №1)
2. Статья С.В. Масловской «Место и роль культурно-антропологических
практик в системе дошкольного образования в условиях модернизации»
(приложение №2)
3. Статья А.А. Фенькиной «Игровая культурная практика как жизнь дошкольника»
(приложение №3)
4. Учебно-методическое пособие под ред. И.М. Быховской «Общая и прикладная культурология в решении актуальных задач организации и развития образования» (приложение №4)
5. Презентация «Виды культурных практик в системе дошкольного образования»
(приложение №5)
4. Презентация «Культурные практики в разных образовательных программах»
(приложение №6)
5. Методы и формы реализации культурных практик  (Г.В. Терехов, Н.Ю. Посталюк)
(Приложение №7)
6. Модель описания вариативной части  ООП в контексте реализации культурных практик (приложение №8)
1. Как Вы понимаете термин «культурные практики» в системе дошкольного образования?
2. Каким образом Вы отражаете применение культурных практик в структуре образовательной программы ДОО?
3.  Через какие методы и формы работы Вы реализуете культурные практики в работе с детьми дошкольного возраста?
07.05.15г.
Реализация культурно-антропологических
практик: практики целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка (из опыта работы педагогов города Томска по применению практик двигательной и здоровьесберегающей деятельности ребёнка).
 
1. Конспект ННОД по теме «Будущие олимпийцы» 
(приложение  №9)
2. Ссылка на видеозанятие по теме «Будущие олимпийцы»
(приложение №10)
3. Картотека здоровьесберегающих технологий (приложение №11)
4. Технологии сохранения психического и психологического здоровья (приложение №12)
5. Ссылка на видео по теме «Организация утреннего круга»
(приложение №13)
6. Ссылка на видео по теме «Организация работы в центрах активности» (приложение №14)
7. Методические рекомендации по проведению утреннего сбора
(приложение №15)

1. Через какие технологии, методы и приемы инструктор по физическому воспитанию в представленном видеозанятии реализовывал культурные практики в непрерывной непосредственно образовательной деятельности?
2. Какие практики  целостности (сохранения психологического здоровья) Вы используете в работе с детьми?
3. Считаете ли Вы технологию организации утреннего сбора эффективной для реализации задач образовательного процесса?
4. Как Вы реализуете практики организации самостоятельной деятельности дошкольников?
 
08.05.15г.
1. Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды (ППРС).
2. Формирование детской субкультуры в дошкольном возрасте.
3. Рефлексия. Подведение итогов.

1. Выписка из ФГОС ДО «Требования к развивающей предметно-пространственной среде» (приложение №16)
2. Рекомендации по организации среды для формирования детской субкультуры
(приложение №17)
 
1. Что необходимо изменить в организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детского сада, чтобы она соответствовала требованиям Стандарта ДО?
2. Какие формы  работы Вы применяете для формирования детской субкультуры?
3. Приведите примеры организации ППРС по формированию детской субкультуры дошкольников (из опыта работы Вашей дошкольной образовательной организации).
4. Насколько представленный на брифинг-консультации материал оказался для Вас полезным?
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Здравствуйте, уважаемые

Yagodkina Oksana аватар

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Мы рады Вас видеть на портале в рамках брифинг-консультации «Культурные практики в ДОО», которую проводит муниципальное автономное учреждение «Информационно-методический центра» г.Томска совместно с кафедрой развития образования ФГАОУ АПК и ППРО.
Брифинг-консультация организована по многочисленным просьбам участников сетевых семинаров на данном портале.
Мероприятие будет проходить в течение трех дней. С 6 по 8 мая, согласно расписанию, у Вас есть возможность включиться в обсуждение предлагаемых материалов, ответить на вопросы, прокомментировать обсуждаемую проблему, и возможно, поделиться своим опытом.
В ходе работы брифинг-консультации предлагается обсуждение вопроса применения культурных практик в системе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО.
Приглашаем к участию в брифинг-консультации заместителей заведующих, старших воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, воспитателей, инструкторов по физическому воспитанию, педагогов дополнительного образования дошкольных образовательных организаций.
Хочу представить ведущих брифинг-консультации:
Осипова Оксана Александровна, методист по дошкольному образованию, детской психологии МАУ ИМЦ г. Томска;
Ягодкина Оксана Викторовна, методист по дошкольному образованию, МАУ ИМЦ г. Томска;
Некрасова Ирина Валерьевна, методист по физической культуре и спорту МАУ ИМЦ г.Томска;
Казанцева Ольга Николаевна, педагог-психолог, МАДОУ №48 г. Томска;
Абакумова Светлана Степановна, воспитатель МАДОУ №86 г.Томска.
Всем продуктивной и творческой работы!

С уважением, Оксана Викторовна Ягодкина, методист по дошкольному образованию МАУ ИМЦ г.Томска

Добрый вечер, уважаемые

sanyanikitina5 аватар

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Хотим поблагодарить Вас за предоставленный материал по теме "Культурные практики в ДОО".
Культурные практики ребенка выполняют роль стержня, позволяющего ему выстраивать и осмысливать содержание и формы его жизнедеятельности, в том числе:
- Опыт самостоятельного творческого действия, собственной многообразной активности на основе собственного выбора.
-ситуативное и глубинное общение, плодотворную коммуникацию и взаимодействие (сотрудничество) с взрослыми и детьми
- эмоции и чувства, отношение к себе и другим людям
- сферу собственной воли, желаний и интересов
- свою самость, которую можно определить как само-осознание, понимание своего «Я» как многообразного само-бытия.
-самостоятельность и автономность, ответственность и зависимость, дающие ребенку право на выбор и обеспечивающие самоопределение.
С уважением, Карпова Марина Сергеевна, Шокот Элеонора Викторовна и Никитина Александра Александровна. МБДОУ "Детский сад № 10" г. Воркуты

Добрый вечер, уважаемые

Yagodkina Oksana аватар

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Вы правы, культурные практики помогают ребенку самоопределяться, делать выбор. Результатом реализации культурных практик являются сформированные универсальные умения ребенка (умение действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм).
Отражаете ли Вы каким-либо образом культурные практики в ООП Вашего учреждения?

С уважением, Оксана Викторовна Ягодкина, методист по дошкольному образованию МАУ ИМЦ г.Томска

Хотелось поговорить о том,

Шоколадница аватар

Хотелось поговорить о том, что такое вообще культурные практики. В глоссариии ФГОС ДО нашла определение:Для становления универсальных культурных умений нужны особые культурные практики ребёнка. Они обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность до школы, в- и вне школы. Это – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.
Культурные практики – это обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с экзистенциальным содержанием его бытия и события с другими людьми. Это также – апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов. Заметим, понятие «зона ближайшего развития» не покрывает всего содержания деятельности ребёнка – его дополняет понятие «культурные практики».
До школы культурные практики вырастают на основе, с одной стороны, взаимодействия с взрослыми, а с другой стороны, и это не менее важно для развития ребёнка, на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования как своеобразного детского ТРИЗ).
На основе культурных практик ребёнка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, а также в известной мере черты характера и стиль поведения. В рамках культурных практик развивается доминирующая культурная идея ребёнка, часто становящаяся делом всей его последующей жизни.
К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, художественных способов действий.
Я понимаю,что культурные практики- это стержень ребенка, который позволяет ему выстраивать и осмысливать содержание и формы его жизнедеятельности.И если говорить о методах и приемах, то мы опять придем к организации активной и продуктивной образовательной деятельности.

Доброе утро, Анна Андреевна!

Yagodkina Oksana аватар

Доброе утро, Анна Андреевна! Вы правы, через деятельностные технологии, активные методы работы с дошкольниками мы сможем реализовать культурно-антропологический подход в образовательной деятельности. Спасибо Вам за глубокое погружение в проблему темы сетевой брифинг-консультации. Считаем, что только объединившись, мы сможем овладеть всеми ключевыми понятиями Стандарта и реализовывать его на должном уровне.
Разрешите продолжить Ваше высказывание, относительно определения "культурные практики", которые также дала Ната Борисовна Крылова:
• Это обычные, привычные для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности.
• Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоя-тельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни
• Это обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с жизненным содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми.
• Это апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведе-ния в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
• Это стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодей-ствия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
• Это приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т.п. Здесь скрывается начало «скрытого» воспитания.
Таким образом, культурные практики – это также стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это – приобретение собственного нравственного, эмоционального опыта сопереживания, заботы, эмпатии, помощи и т.п. Здесь – начала «скрытого» воспитания и освоения фонового знания.

С уважением, Оксана Викторовна Ягодкина, методист по дошкольному образованию МАУ ИМЦ г.Томска

Еще раз, доброго времени

Yagodkina Oksana аватар

Еще раз, доброго времени суток, уважаемые коллеги! Приветствуем Вас на нашей брифинг-консультации "Культурные практики в ДОО". Сегодня первый день работы, предлагаем обсудить следующие вопросы:
1. Как Вы понимаете термин «культурные практики» в системе дошкольного образования?
2. Каким образом Вы отражаете применение культурных практик в структуре образовательной программы ДОО?
3. Через какие методы и формы работы Вы реализуете культурные практики в работе с детьми дошкольного возраста?

С уважением, Оксана Викторовна Ягодкина, методист по дошкольному образованию МАУ ИМЦ г.Томска

Здравствуйте, уважаемые

Здравствуйте, уважаемые участники брифинг-консультации «Культурные практики в ДОО».
Мы уже познакомились с понятием «культурные практики». Хочется обратить Ваше внимание на виды культурных практик:
• правовые практики;
• практики культурной идентификации;
• практики целостности телесно-душевно-духовной (биопсихосоциальной) организации личности ребенка;
• практики свободы;
• практики расширения возможностей ребенка.

С уважением, Ольга Николаевна Казанцева, педагог-психолог МАДОУ №48 города Томска

Один из видов культурных

Один из видов культурных практик - правовые практики.
Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.
Правовые практики помогают уберечь детскую психику от перегрузок, если ребёнок уже с младшего возраста, познаёт нормы и правила поведения.
Реализация правовых практик в ДОО осуществляется через знакомство детей, в соответствующей их возрасту форме, с основными документами по защите прав человека: Конституция РФ, Конвенция прав по защите ребёнка. Используемые формы работы со старшими дошкольниками: ННОД по теме: «Поговорим о правах ребенка», консультация для родителей «Оживление» родовой генетической памяти взрослыми и детьми», выставка детско-родительских работ «Генеалогическое древо нашей семьи», игровая деятельность с куклами в национальных костюмах, оформление детских кабинок мини-плакатами «Мне нравиться, когда меня называют…».

С уважением, Ольга Николаевна Казанцева, педагог-психолог МАДОУ №48 города Томска

Здравствйте, уважаемые

Здравствйте, уважаемые коллеги! Подключился к обсуждению г. Краснокаменск, Забайкальского края. Очень важную тему затронули организаторы мероприятия. ФГОС ДО принес в систему дошкольного образования много новых терминов, понятий, подходов, таким образом, расширился диапазон проблем, которые не только надо решать, но и отразить на бумаге, прописать, сконструировать в ООП и в других документах. Мы, на нашей территории заговорили о культурных практиках в начале учебного года, пытались найти какой-то материал, помогающий разобраться в данной проблеме. пришлось обратиться к Интернет-источникам, другим информационным полям. Что получилось в нескольких словах?

Культурно – антропологические практики (далее – К-А Практик) детской деятельности в системе дошкольного образования - это тип организации и самоорганизации детской деятельности ребёнка, требующей и воспроизводящей определённый набор интегративных качеств на основе: правовых практик; свободных практик; практик культурной идентификации; практики целостности телесно-душевно-духовной организации детской деятельности; практики расширения возможностей детской деятельности.
Целью применения КАП является: внедрение в образовательную деятельность МАДОУ К-А Практик, как формы организации образовательного процесса.
Перед воспитателями стоят задачи:
1. Изучить структуру и содержание К-АПрактик (изучались в институтах).
2. Поиск оптимальных средств организации и реализации К-Апрактик (что наиболее труднее).
3. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду групп, МАДОУ для реализации К-АПрактик в разных видах детской деятельности.
Провели методическое совещание,рассмотрели классификацию по Масловской, Крыловой, изучили примерное перспективное планирование данных видов практик из опыта российских педагогов и т.п.
И на этом остановились! Сейчас процесс написания ООП и опять задумались, как это прописать? один преподаватель нашего ВУЗА на одном из форумов с представителями специалистов из ФИРО рассказала о ситуации на лекции: задала вопрос "Используете ли в работе с детьми культурные практики?". Молчание. "Что такое культурные практики?" Тишина. Хорошо. Пойдем другим путем. Изготавливаете с детьми кормушки, скворечники, развешиваете на участке детского сада, наблюдаете за процессом, получаете от этого действа социально-значимый эффект? Оживились, ответили, что да! Чем вам это не культурная практика? и дальше стало более понятно, что это не новация, а давно известные вещи, названные сегодня и предложенные стандартом одним из механизмов достижения целевых ориентиров дошкольного образования. Формулируем дальше свои мысли и ждем комментария от коллег.Спасибо. Ирина Валерьевна Петрова, главный специалист Комитета по управлению образованием.

Ирина Валерьевна, доброго Вам

Ирина Валерьевна, доброго Вам времени суток!
Действительно, содержание понятия «культурные практики» отражает давно известные нами вещи, только на новый лад в условиях реализации ФГОС ДОО.
На мой взгляд, интересен опыт реализации Проекта «Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» в Оренбургской области, представленный Масловской Светланой Викторовной в статье «Место и роль культурно-антропологических практик в системе дошкольного образования в условиях модернизации».
«…В проекте предложена идея культурно-антропологического проектирования образовательного процесса в системе ДОУ в процессе педагогического взаимодействия педагога и ребенка через разработку и реализацию культурно-антропологических практик.
Специфика данного вида деятельности объективно ставит педагога и ребенка перед необходимостью нахождения такого стиля взаимодействия, который обеспечивает реальное равенство прав соучастников, свободу, сотрудничество, культурную индентификацию соратников совместной личностно значимой деятельности.
Процесс разработки и реализации в системе дошкольного образования культурно-антропологических практик существенно расширяет как сферу деятельности педагога дошкольного образования, так и обогащает само содержание образования в системе ДОУ, ориентируя педагога на использование в практике результатов педагогических исследований, стимулирует профессиональный рост, повышает компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.
Внедрение в практику ДОУ культурно-антропологических практик помогает педагогам дошкольных образовательных учреждений быть активными субъектами профессиональной деятельности: практически управлять процессами организации совместной деятельности ребенка со взрослым: в ходе режимных моментов; в непосредственно образовательной деятельности (в процессе организации детских видов деятельности); в самостоятельной деятельности детей…»

С уважением, Ольга Николаевна Казанцева, педагог-психолог МАДОУ №48 города Томска

Уважаемая Ирина Валерьевна,

Yagodkina Oksana аватар

Уважаемая Ирина Валерьевна, здравствуйте! Рады снова общаться с Вами в рамках данного интернет-семинара, благодарим Вас за оказанную помощь в вопросе освоения культурных практик. Относительно Вашего размышления "как прописать в ООП культурные практики", мы совместно с педагогами г.Томска нашли ответы на данный вопрос. Если обратиться к Стандарту, то в п.2.11.2 отмечено "В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик....". При этом необходимо помнить, что все разделы ООП необходимо представить как в обязательной части, так и в вариативной. Таким образом, наши педагоги в ООП при описании форм и методов реализации образовательных областей обозначают какие культурные практики при этом внедряются.
Согласна, что и ранее педагоги применяли ряд видов культурных практик в деятельности, но сегодня педагогам необходимо понимать, какие практики применяют и на что направлено их применение, что даст это ребенку.

С уважением, Оксана Викторовна Ягодкина, методист по дошкольному образованию МАУ ИМЦ г.Томска

Доброго времени суток, Ирина

OSIPOVA.OKSANA аватар

Доброго времени суток, Ирина Валерьевна!
Приветствуем Вас и ваших педагогов! Согласна с Вами, что затронутая тема актуальна в связи с ФГОС ДО. В течение всего учебного года информационно-методический центр накапливал материал по данной проблеме. В рамках брифинг-консультации представлена лишь часть материала. Нами разработан практикум, который бы позволил педагогам освоить эту тему с опорой на имеющийся опыт педагогической деятельности. Хотелось бы сказать Вам огромное спасибо за тот материал, которым Вы с нами поделились. Несомненно, приводя примеры из практики по освоению детьми ОО "Физическое развитие", всегда на семинарах говорю педагогам, что это примеры из опыта работы педагогов города Краснокаменска. Сейчас перед нашими педагогами стоит задача - как отобразить применяемые культурные практики в ООП. В приложении мы привели один из вариантов, как культурные практики можно указать в вариативной части ООП. Каким образом в Краснокаменске описан в ООП культурно-антропологический подход к образовательной деятельности?

С уважением, Осипова Оксана Александровна, методист по дошкольному образованию и детской психологии МАУ ИМЦ г. Томска

Добрый вечер, уважаемые

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Только сейчас удалось вновь зайти на портал, так как празднования и дела, посвященные Победе.были спланированы. Еще одна проблема: зарегестрироваться новым участникам обсуждения так и не удается, поэтому я от лица педагогов обобщу некоторые наши находки по предложенной теме.
Очень интересным нам представляется статья о современных здоровье – сберегающих технологиях, используемых в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Некрасовой И. В. и статья О. Н. Казанцевой «Культурные практики телесно – душевно – духовной организации». Среди технологий сохранения психического здоровья в МАДОУ ЦРР – детский сад №18 «Журавушка» г. Краснокаенска Забайкальского края используются «Психологические дневники», основная цель которых: повышение психологической компетентности у детей дошкольного возраста. Психологическая компетентность способствует сохранению и укреплению психического здоровья ребенка. В своих Дневниках дети делают зарисовки различных эмоциональных состояний, которые они когда – либо испытывали. Каждая страничка имеет свое название и цвет (цвет дети выбирают самостоятельно). Темы для страниц – это наши эмоции, «Что меня радует?», «Страшная, (гневная, злая, добрая) страница» и др.
Страницы предусматривают и домашние задания, для выполнения которых требуется участие взрослого: мамы, папы, бабушек или дедушек, например, нарисовать как они справлялись со своими страхами в детстве. Также в этих Дневниках дети зарисовывают способы преодоления своих негативных состояний и эмоций и выходы из неожиданных ситуаций. Например, «Я растерялся! Я справился!» и др. Будем рады, если Вам наш опыт покажется интересным и спасибо за представленный Вами опыт, он очень познавателен и полезен для практического использования.

Добрый вечер, уважаемые

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Только сейчас удалось вновь зайти на портал, так как празднования и дела, посвященные Победе.были спланированы. Еще одна проблема: зарегестрироваться новым участникам обсуждения так и не удается, поэтому я от лица педагогов обобщу некоторые наши находки по предложенной теме.
Очень интересным нам представляется статья о современных здоровье – сберегающих технологиях, используемых в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Некрасовой И. В. и статья О. Н. Казанцевой «Культурные практики телесно – душевно – духовной организации». Среди технологий сохранения психического здоровья в МАДОУ ЦРР – детский сад №18 «Журавушка» г. Краснокаенска Забайкальского края используются «Психологические дневники», основная цель которых: повышение психологической компетентности у детей дошкольного возраста. Психологическая компетентность способствует сохранению и укреплению психического здоровья ребенка. В своих Дневниках дети делают зарисовки различных эмоциональных состояний, которые они когда – либо испытывали. Каждая страничка имеет свое название и цвет (цвет дети выбирают самостоятельно). Темы для страниц – это наши эмоции, «Что меня радует?», «Страшная, (гневная, злая, добрая) страница» и др.
Страницы предусматривают и домашние задания, для выполнения которых требуется участие взрослого: мамы, папы, бабушек или дедушек, например, нарисовать как они справлялись со своими страхами в детстве. Также в этих Дневниках дети зарисовывают способы преодоления своих негативных состояний и эмоций и выходы из неожиданных ситуаций. Например, «Я растерялся! Я справился!» и др. Будем рады, если Вам наш опыт покажется интересным и спасибо за представленный Вами опыт, он очень познавателен и полезен для практического использования.

Уважаемая Ирина Валерьевна!

Yagodkina Oksana аватар

Уважаемая Ирина Валерьевна! Огромное спасибо Вам и Вашим педагогам за наработки, за желание поделиться имеющимся опытом. Психологический дневник - интересная форма работы. Скажите, пожалуйста, в какое время дети заполняют свои дневники? Спасибо.

С уважением, Оксана Викторовна Ягодкина, методист по дошкольному образованию МАУ ИМЦ г.Томска

Добрый вечер, уважаемые

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Только сейчас удалось вновь зайти на портал, так как празднования и дела, посвященные Победе.были спланированы. Еще одна проблема: зарегестрироваться новым участникам обсуждения так и не удается, поэтому я от лица педагогов обобщу некоторые наши находки по предложенной теме.
Очень интересным нам представляется статья о современных здоровье – сберегающих технологиях, используемых в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Некрасовой И. В. и статья О. Н. Казанцевой «Культурные практики телесно – душевно – духовной организации». Среди технологий сохранения психического здоровья в МАДОУ ЦРР – детский сад №18 «Журавушка» г. Краснокаенска Забайкальского края используются «Психологические дневники», основная цель которых: повышение психологической компетентности у детей дошкольного возраста. Психологическая компетентность способствует сохранению и укреплению психического здоровья ребенка. В своих Дневниках дети делают зарисовки различных эмоциональных состояний, которые они когда – либо испытывали. Каждая страничка имеет свое название и цвет (цвет дети выбирают самостоятельно). Темы для страниц – это наши эмоции, «Что меня радует?», «Страшная, (гневная, злая, добрая) страница» и др.
Страницы предусматривают и домашние задания, для выполнения которых требуется участие взрослого: мамы, папы, бабушек или дедушек, например, нарисовать как они справлялись со своими страхами в детстве. Также в этих Дневниках дети зарисовывают способы преодоления своих негативных состояний и эмоций и выходы из неожиданных ситуаций. Например, «Я растерялся! Я справился!» и др. Будем рады, если Вам наш опыт покажется интересным и спасибо за представленный Вами опыт, он очень познавателен и полезен для практического использования.

Добрый вечер, уважаемые

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Только сейчас удалось вновь зайти на портал, так как празднования и дела, посвященные Победе.были спланированы. Еще одна проблема: зарегестрироваться новым участникам обсуждения так и не удается, поэтому я от лица педагогов обобщу некоторые наши находки по предложенной теме.
Очень интересным нам представляется статья о современных здоровье – сберегающих технологиях, используемых в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Некрасовой И. В. и статья О. Н. Казанцевой «Культурные практики телесно – душевно – духовной организации». Среди технологий сохранения психического здоровья в МАДОУ ЦРР – детский сад №18 «Журавушка» г. Краснокаенска Забайкальского края используются «Психологические дневники», основная цель которых: повышение психологической компетентности у детей дошкольного возраста. Психологическая компетентность способствует сохранению и укреплению психического здоровья ребенка. В своих Дневниках дети делают зарисовки различных эмоциональных состояний, которые они когда – либо испытывали. Каждая страничка имеет свое название и цвет (цвет дети выбирают самостоятельно). Темы для страниц – это наши эмоции, «Что меня радует?», «Страшная, (гневная, злая, добрая) страница» и др.
Страницы предусматривают и домашние задания, для выполнения которых требуется участие взрослого: мамы, папы, бабушек или дедушек, например, нарисовать как они справлялись со своими страхами в детстве. Также в этих Дневниках дети зарисовывают способы преодоления своих негативных состояний и эмоций и выходы из неожиданных ситуаций. Например, «Я растерялся! Я справился!» и др. Будем рады, если Вам наш опыт покажется интересным и спасибо за представленный Вами опыт, он очень познавателен и полезен для практического использования.

Доброе утро! Всем хорошего

Ирина Валерьевна аватар

Доброе утро! Всем хорошего весеннего настроения! Спасибо за высокую оценку материала «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО». Данный материал имеет огромную практическую направленность, применяется педагогами и инструкторами по физической культуре ДОУ г.Томска. Мы постарались дать понятие "Здоровьесберегающие технологии" различных авторов, их применение к ребенку и ко взрослому, дали классификацию здоровьесберегающим технологиям по взаимодействию с педагогами ДОУ и родителями. Применение здоровьесберегающих педагогических технологий несомненно повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. При этом, конечно же необходимо вести статистический мониторинг здоровья детей, в который будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Будьте здоровы!

С уважением Некрасова Ирина Валерьевна, методист по физической культуре МАУ ИМЦ г.Томска

Доброго времени суток всем

Borshch-Evgeniya аватар

Доброго времени суток всем участникам брифинг консультации!
Изучая материалы для обсуждения по теме «Культурные практики в ДОО», все более осознанно понимаешь, насколько важно разобраться во всех значениях, а также и термине «культурные практики» в соответствии с ФГОС ДО». Подобраны исключительно подходящие статьи по этой тематике!
"Культурные практики – это, среди прочего, «разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах и привычные для ребенка виды его самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта. С опорой на свойства и признаки понятия «культурная практика», которое вводит в отечественный педагогический научный лексикон Н. Б. Крылова, определена игровая культурная практика ребенка.
Доступная и полезная информация Масловской С.В. о видах культурных практик в презентации "Особенности внедрения культурных практик в систему ДОО" Спасибо!

Евгения Горькова, МАДОУ "Детский сад "Родничок", п.Тюльган, Оренбургской обл.

Добрый вечер, Евгения

Yagodkina Oksana аватар

Добрый вечер, Евгения Владимировна! Вы правы - в значениях, терминологии необходимо разобраться. Обратимся еще раз к понятию "культурные практики", а именно "культурные игровые практики". Культурные игровые практики рассматриваются как организованная основа формирования детской субкультуры, т.е. это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, тесно связанные с содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми в игре и способствующие формированию готовности и способности ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм. (По материалам ОП "На крыльях детства")
Примерами детской субкультуры могут служить: народные игры (хороводы, подвижные и др.), детский фольклор (считалки, страшилки и т.п.), детский юмор (потешки, розыгрыши, дразнилки и т.п.)
А можете ли Вы, Евгения Владимировна, привести примеры культурных игровых практик, которые применяете в своей деятельности. Спасибо.

С уважением, Оксана Викторовна Ягодкина, методист по дошкольному образованию МАУ ИМЦ г.Томска

Евгения Владимировна, доброго

OSIPOVA.OKSANA аватар

Евгения Владимировна, доброго времени суток!
Согласна с Вами, что сейчас перед педагогами стоит важная задача - понять и связать со своей практикой прописанные в Стандарте понятия. Вот те пункты, которые ориентируют педагогов к осмыслению представлений о культурных практиках.
- п.2.9. ФГОС ДО: «в части формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные про-граммы), методики, формы организации образовательной работы.
- п.2.11.2. ФГОС ДО: «В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик».
- п.3.2.5. ФГОС ДО: «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности».
Поскольку в дошкольном возрасте игра является одним из ведущих видов деятельности, то определяют термин "культурные игровые практики". Они рассматриваются как организационная основа формирования детской субкультуры. Это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, тесно связанные с содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми в игре и способствующие формированию готовности и способности ребёнка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.
Детская субкультура – в широком значении это все, что создано человеческим обществом для детей и детьми, в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. Носителем детской субкультуры является детское сообщество, формирующееся в силу половозрастной стратификации общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняющее важнейшие функции социализации ребенка.
Вот примеры содержания детской субкультуры:
- традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры и пр.);
- детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);
- детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);
- детская магия и мифотворчество ("колдовство" против везучего, призывание сил природы для исполнения желания)
- детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы);
- эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, "секреты") и многое другое.
Воспитатель в ДОО создает среду для формирования детской субкультуры. Это могут быть разнообразные предметы – накопители: коробки, сундуки, сокровищницы с разными мелкими предметами, модели возрастных периодов: «Паровозик времени», «Календарь года»), коллекции, выставки, оформленные совместно с родителями; продукты детской деятельности, полученные в результате реализации проектов (книжки – малышки, альбомы, фотоальбомы, макеты и т.д.)

С уважением, Осипова Оксана Александровна, методист по дошкольному образованию и детской психологии МАУ ИМЦ г. Томска

Здраствуйте! Изучала вопросы

Шоколадница аватар

Здраствуйте!
Изучала вопросы для сегодняшнего обсуждения. Заинтересовала технология утреннего сбора.Изучала материалы в сети интернет.Возникло желание попробовать на практике. Сделала выводы,что утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты,обеспечивает связь между знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для успешного существования в семье, детском саду, школе, в профессии, в жизни общества.
Хочется выразить благодарность организаторам брифинг консультации за возможность пополнить свои знания.
Буданцева А. Кемеровская область.

Уважаемая Анна Андреевна! Вы

Yagodkina Oksana аватар

Уважаемая Анна Андреевна! Вы правы, утренний круг - это та форма работы, которая помогает педагогу организовать образовательный процесс не только на день, но и на целую неделю. Педагоги ДОО г.Томска используют утренний круг как раз для планирования работы, есть определенные трудности в применении данной технологии: педагогу необходимо быть гибким, слышать каждого ребенка, уметь совместно простраивать работу. К сожалению, не все педагоги готовы работать в таком режиме. На сколько применима данная технология в Вашей практике? Что получается, а что нет? Спасибо

С уважением, Оксана Викторовна Ягодкина, методист по дошкольному образованию МАУ ИМЦ г.Томска

Уважаемые коллеги,

Уважаемые коллеги, здравствуйте!
Без сомнения опыт организации утреннего круга уникален. Как отметила Оксана Викторовна, существует специфика проведения утреннего круга, поэтому не каждый педагог готов работать по данному направлению. Хочу поделиться упрощенным вариантом проведения утреннего круга – минутками вхождения в день. Для детей старшего дошкольного возраста минутки вхождения в день могут включать в себя: ритуал приветствия; знакомство со скрытым смыслом пословиц и поговорок о дружбе и хоровое их проговаривание; игры, направленные на сплочение; фольклорные игры; передачу по кругу свечи пожеланий себе на предстоящий день. Возможно включенность узких специалистов. При условии, что каждый специалист приходит на круг со своей «находкой» и предлагает ее для детей и взрослым. На мой взгляд, главные условия проведение утреннего круга будет эффективно при условии регулярности, систематичности, гибкости, творчества. Желаю оптимизма при освоении и реализации культурных практик!

С уважением, Ольга Николаевна Казанцева, педагог-психолог МАДОУ №48 города Томска

Здравствуйте, уважаемая, Анна

abakumovasvetlana аватар

Здравствуйте, уважаемая, Анна Андреевна! В нашем детском саду утренний сбор (называли его сначала утренний круг) мы проводим давно. Новую жизнь, можно сказать, он получил после знакомства с книгой Лидии Васильевны Свирской "Утро радостных встреч". В книге описаны практические советы по организации групповых сборов в разных возрастных группах.
Во время утреннего сбора ребенок получает возможность осуществлять выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей, выбор партнеров, возможность договариваться с ними о совместной деятельности.
Если исходить из определения, что утренний сбор - место и время общения, создания благоприятной эмоциональной атмосферы, но ни в коем случае не назидательного поучения, то как показывает мой опыт проведения утреннего сбора, от последнего, т.е. от назидательности уйти сложнее всего.
Желаю удачи в освоении технологии утреннего сбора.
С уважением Абакумова Светлана Степановна, воспитатель МАДОУ №86 г. Томска.

Добрый день, уважаемые

Tyulepaeva аватар

Добрый день, уважаемые коллеги! Спасибо большое руководителям семинара за столь актуальную тему. В организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Будущие олимпийцы» использовались следующие методы и приемы: беседа, ситуативный разговор, дыхательное упражнение, упражнения с элементами Хатха-Йоги, подвижная игра с правилами. Также использовались следующие виды здоровьесберегающих педагогических технологий: подвижные и спортивные игры, релаксация. Занятие продуктивное, интересное.
В наших детских садах используются следующие практики целостности сохранения психологического здоровья: релаксационные методы, психогимнастика, ролевые игры, коммуникативные игры, игры, направленные на развитие воображения, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, растяжки, сказкотерапия, песочная терапия.
Мне технология организации утреннего сбора очень понравилась, думаю, что она очень эффективна для реализации образовательного процесса.
Активная самостоятельная работа дошкольников необходима на всех этапах деятельности, а эффективность ее обусловлена активной мыслительной деятельностью ребенка. Самостоятельная деятельность - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. В наших детских садах для организации самостоятельной деятельности дошкольников реализуется через: сочетание центров среды в группах, информированность среды, вариативность материала.
Хочется пожелать дальнейшей плодотворной работы, успехов!!!

С уважением, к.п.н., методист РМК по дошкольному воспитанию Управления образования администрации Чесменского муниципального района Тюлепаева Э.Р. (Челябинская обл.)

Эльзана Ранисовна, доброго

OSIPOVA.OKSANA аватар

Эльзана Ранисовна, доброго времени суток!
Рады Вас приветствовать в рамках брифинг-консультации. Каким образом педагоги ваших детских садов описывают в моделях образовательного процесса культурные практики?

С уважением, Осипова Оксана Александровна, методист по дошкольному образованию и детской психологии МАУ ИМЦ г. Томска

Эльзана Ранисовна, доброго

Yagodkina Oksana аватар

Эльзана Ранисовна, доброго времени суток! Вы правы, самостоятельная деятельность - это
1) Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) Организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на самостоятельное решение ребенком задач.
Таким образом, педагогу необходимо создать в группе условия для проявления ребенком самодеятельности, выбора тех средств, которыми будет достигать цели своей деятельности. Именно в самостоятельной деятельности реализуются практики свободы, практики расширения возможностей.
А какие культурные практики в работе реализуте Вы и Ваши педагоги?

С уважением, Оксана Викторовна Ягодкина, методист по дошкольному образованию МАУ ИМЦ г.Томска

В феврале 2015 года в

В феврале 2015 года в МАДОУ № 18 «Журавушка» г. Краснокаменска Забайкальского края проведен педсовет в форме деловой игры «Детская субкультура как один из факторов социализации дошкольников».
Педагоги дали определение понятию, выделили наиболее значимые
компоненты детской субкультуры, благодаря которым ребенок приобретает социальную компетентность в группе равных.
Развитию культурных практик уделяется большое внимание. В ходе педсовета представлены примеры детского словотворчества: синквейны, загадки, лимерики; сундучки –секретики, детские коллекции и другие виды детской субкультуры. Педагогами в рамках подготовки к педсовету проведены открытые просмотры мероприятий, позволяющих составить представление о разнообразии культурных практик, использующихся в ДОУ, способствующих успешной социализации дошкольников

№3- 2 мл Игровой проект
с сюжетным тренажером «Домик для кошки»
Воспитатель Верхотурова В.И.
№14 -средняя Игровая ситуация: Знакомство с новыми социальными ролями «гость», «хозяйка»
Воспитатель Смородникова Ю.В.
№ 5 - средняя Событие в группе «Веселый кубик» Муз рук Жилиндина Г.А., вос-ль
Мамутова У.К.
№ 10 – старшая
лог Презентация подготовительной группы № 9 «Звукарик» «У нас новенький»
Воспитатель Свинцова М.В.
№ 9 – подгот лог Творческая мастерская
«В мире коллекций»
(в рамках 1 этапа проекта) Воспитатель Жевлакова Г.В.

P.S. Не смогли зайти на сайт, но, благодаря стараниям главного специалиста КУО Петровой Ирины Валерьевны, имели возможность познакомиться с Вашей работой. Благодарим за представленный материал. Актуален, интересен, полезен.

Ирина Валерьевна, доброго

OSIPOVA.OKSANA аватар

Ирина Валерьевна, доброго времени суток!
Жаль, что по техническим причинам невозможно более подробно изучить опыт педагогов МАДОУ №18 "Журавушка". Интересно название игрового проекта во второй младшей группе с сюжетным тренажером "Домик для кошки". Хотелось бы более подробно изучить этот опыт. В случае устранения проблем, будем очень рады пообщаться с педагогами детских садов г.Краснокаменска.

С уважением, Осипова Оксана Александровна, методист по дошкольному образованию и детской психологии МАУ ИМЦ г. Томска

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".

Последние комментарии

 




Читайте нас в:



Читать @NeteduRu

Вход в систему

Опрос

Чем является для Вас аттестация?
Средством получения новых знаний и освоения новых компетенций;
30%
Способом доказать свой высокий профессиональный уровень;
18%
Средством повышения профессионального статуса и продвижения в карьере;
12%
Средством улучшения материального положения за счет увеличения заработной платы;
3%
Средством самореализации, самосовершенствования и самоудовлетворенности.
36%
Всего голосов: 206

НАШИ ПАРТНЕРЫ

http://www.intel.ru/







 

Реклама

  
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика