Коллегия Минобрнауки России обсудила проект концепции по поддержке одарённых детей

Одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»  является поддержка одаренных детей. Подготовка учителей, воспитателей к работе с такими детьми, организация работы с одаренными детьми на всех уровнях образования является проблемой, которую важно решать системно.  Разработка Концепции по поддержке одаренных детей – документ, созданный для обеспечения такой системности.
Рекомендуем всем пользователям нашего портала ознакомиться и с самой Концепцией, и с материалами ее обсуждения, которое состоялось 24 января в Министерстве образования и науки Российской Федерации.

 24 января 2012 года состоялось заседание коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросу: "О проекте Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в общенациональную систему". С докладами на коллегии выступили ректор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Я.Кузьминов и заместитель Министра образования и науки Российской Федерации М.Дулинов.

Ярослав Кузьминов отметил, что "возможности достижения успеха присущи многим детям, а реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей". Докладчик отметил, что система поиска и поддержки детей ориентирована на достаточно узкий набор каналов, в частности, в сфере искусства, спорта высоких достижений. При этом ключевой проблемой являются условия для проявления одарённости, проявления собственной активности ребёнка. "Миссия государства - обеспечить равные условия для того, чтобы выявлять и поддерживать одарённости детей вне зависимости от сферы одарённости, социального положения и имущественных возможностей семей", - подчеркнул Я.Кузьминов. 

Максим Дулинов отметил, что "работа с одарёнными детьми - одно из направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", поэтому в данной работе задействована вся система образования". М.Дулинов отметил, что в данной концепции акцент на создание равных возможностей действительно реализован. Заместитель Министра также сообщил, что 49 субъектов Российской Федерации представили свои предложения и замечания к проекту концепции. "Основные замечания, которые отмечаются регионами (реализация профессиональной одарённости на этапе выпуска специалистов из системы образования, отсутствие чётких механизмов взаимодействия между уровнями образования и межведомственного взаимодействия между сферами культуры, образования, спорта), будут обязательно учтены при доработке концепции", - подчеркнул М.Дулинов. 

В рамках обсуждения вопроса, член коллегии, председатель Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Совета Федерации Зинаида Драгункина отметила, что за последние полгода "были сделаны достаточно серьёзные шаги по доработке данной концепции, в частности, по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья". З.Драгункина отметила важность принятия данного документа и сообщила о готовности Комитета Совета Федерации при необходимости подключиться к работе по подготовке изменений в законодательных актах.

Елена Астраханцева, руководитель аппарата помощника Президента Российской Федерации Дворковича А.В., сообщила что "доработанная концепция будет утверждена Президентом России". При этом она отметила, что в ближайшее время предстоит достаточно сложная задача сделать документ кратким и понятным с учётом поступивших замечаний и предложений, чтобы обсудить проект Концепции и комплекс мер по её реализации на заседании комиссии при Президенте России.

Председательствующий на коллегии заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Сергей Мазуренко отметил, что "система поиска и отбора одарённых детей требует большой комплексной работы". "Нельзя отметать то, что уже создано в нашей стране, но сегодня нам необходимо создать инновационный механизм реализации творческой одарённой личности в нашей стране, в котором должны быть синхронизированы усилия семьи, школы, региональных и федеральных властей. На решение этой задачи и направлен комплексный, долгосрочный и системный подход рассматриваемой нами концепции", - подчеркнул С.Мазуренко.


Справка по вопросу "О проекте Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему" (.pdf, 243 Кб)

Презентация ректора Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Я.Кузьминова (.pdf, 332 Кб)

Презентация заместителя Министра образования и науки Российской Федерации М.Дулинова (.pdf, 1.49 Мб)

Презентация ректора Московского государственного психолого-педагогического университета В.Рубцова (.pdf, 243 Кб)


       Рабочей группой по формированию общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи под руководством Дворковича А.В. был разработан проект Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в общенациональную систему. Проектом Концепции предусмотрена разработка комплекса мер по выявлению и поддержке развития одарённости (таланта) у детей школьного возраста, студенческой молодёжи и молодых профессионалов, независимо от сферы одарённости, социального положения и имущественных возможностей, по следующим направлениям:
развитие кадрового и методического обеспечения работы с одарёнными детьми и молодёжью;
развитие организационных форм выявления и работы с одарёнными детьми и молодёжью;
развитие системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний;
развитие системы сопровождения талантливых детей, студентов и молодых профессионалов.

В целях обеспечения общественного обсуждения проекта Концепции и предложений по соответствующему комплексу мер по её реализации, включая создание общероссийского специализированного интернет-портала, Минобрнауки России разместило проект Концепции на официальном сайте Министерства в сети Интернет (http://www.mon.gov.ru) для направления замечаний и предложений в Департамент воспитания и социализации детей.

Кроме того, проект Концепции был направлен в Общественную палату Российской Федерации, Минкультуры России, Общероссийскую общественную организацию "Российский союз ректоров", Ассоциацию ведущих университетов России, Минспорттуризм России, а также руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.

В системе образования сложилась определённая инфраструктура, обеспечивающая работу по поиску и поддержке одарённых детей. С 2003 года в рамках подпрограммы "Одарённые дети" федеральной целевой программы "Дети России" во всех федеральных округах созданы центры по работе с одарёнными детьми, которые решают задачи координации усилий различных образовательных учреждений по созданию условий для обучения и воспитания одарённых детей в разных областях знаний, культуры и спорта; формируют банк данных одарённых детей.

Передовыми учреждениями, обучающими одарённых детей, призваны стать президентские лицеи при федеральных и (или) национальных исследовательских университетах. Их деятельность обеспечит более масштабную и раннюю (начиная с 9 класса средней школы) возможность заниматься наукой, доступность качественного профессионального образования, а значит, создаст дополнительные предпосылки для привлечения в регионы талантливых и энергичных молодых людей, и тем самым - для более успешного социально-экономического развития территорий.

Большую роль в развитии одарённых детей играет система дополнительного образования. В систему дополнительного образования включено 17,6 тыс. муниципальных (95%) и государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей и 240 тыс. объединений (кружков, секций, учреждений дополнительного образования детей),организованных на базе других образовательных учреждений. В настоящее время 10,9 млн. детей постоянно занимаются художественным и научно-техническим творчеством, учебно-исследовательской деятельностью в разных сферах, физической культурой и спортом, туризмом и краеведением, что составляет 49,1 процента от численности детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Базовой основой в системе выявления и поддержки одарённых детей является всероссийская олимпиада школьников, которая проводится по 21 учебному предмету. Основными целями и задачами всероссийской олимпиады школьников являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одарённых детей, пропаганда научных знаний, привлечение учёных и практиков соответствующих областей к работе с одарёнными детьми, отбор наиболее талантливых обучающихся в состав сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

Участниками школьного этапа ежегодно становятся более 7 млн. школьников в возрасте от 10 до 18 лет. Региональный этап всероссийской олимпиады школьников проводится во всех субъектах Российской Федерации, в нем принимает участие около 100 тыс. обучающихся, и численность участников этого этапа ежегодно увеличивается. Победителями всероссийской олимпиады школьников ежегодно становятся около 1 500 обучающихся. Из числа победителей формируются сборные команды Российской Федерации, успешно представляющие страну на международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

С 2006 года в рамках приоритетного национального проекта "Образование" реализуется направление "Государственная поддержка талантливой молодёжи". Победителями и призёрами всероссийской олимпиады, всероссийских мероприятий (конкурсов, фестивалей и т.д.) ежегодно становятся 5 350 обучающихся. Все они награждаются денежными премиями из федерального бюджета. В течение 6 лет организаторами международных и всероссийских конкурсных мероприятий было проведено 768 конкурсных мероприятий, приказами Минобрнауки России присуждено 32 100 премий для поддержки талантливой молодёжи.

Источник

Яндекс.Метрика

Последние комментарии

 

Читайте нас в:

Вход в систему

Опрос

Чем является для Вас аттестация?
Средством получения новых знаний и освоения новых компетенций;
75%
Способом доказать свой высокий профессиональный уровень;
7%
Средством повышения профессионального статуса и продвижения в карьере;
5%
Средством улучшения материального положения за счет увеличения заработной платы;
2%
Средством самореализации, самосовершенствования и самоудовлетворенности.
12%
Всего голосов: 1852

НАШИ ПАРТНЕРЫ

http://www.intel.ru/




 
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика